Между ТВ и онлайн-кинотеатрами: как пандемия сказалась на отрасли
pixabay.com

Между ТВ и онлайн-кинотеатрами: как пандемия сказалась на отрасли

Пандемия коронавируса создала благоприятные условия для развития в России онлайн-кинотеатров. В наступившем году эксперты и участники прогнозируют обострение конкуренции между онлайн-видеосервисами и эфирным ТВ

Интерес пользователей к онлайн-кинотеатрам появился далеко не вчера и связан с естественным развитием технологий: увеличением диагоналей и разрешения мониторов домашних устройств, ростом скорости проводного интернета. Но именно 2020 год превратил ОТТ-сервисы (over the top — метод предоставления видеоуслуг через Интернет. — Прим. ред.) в полноценную индустрию.   

Как отметили в пресс-службе онлайн-кинотеатра «МТС ТВ», ОТТ-сервисы стали влиятельной частью индустриального процесса медиабизнеса и важным фактором создания качественного контента. Подобных тектонических сдвигов, которые произошли в 2020 году, в медийной индустрии не было со второй половины 90-х, когда формировались телевизионные сети.

По данным компании TelecomDaily, рост выручки видеосервисов по итогам 2020 года может достигнуть 55 % и суммы почти 42 млрд рублей. В свою очередь, доля российских пользователей, оплачивающих онлайн-подписку, выросла в два раза: с 19 % в феврале до 39 % в сентябре 2020 года. Самыми востребованными сервисами оказались ivi — 57 %, «Кинопоиск» — 44 % и Okko — 38 %. Согласно информации «ТМТ Консалтинг», по итогам третьего квартала 2020 года число абонентов услуг платного ТВ в России выросло на 0,5 % — до 45,9 млн, прирост составил более 220 тыс. человек.

Две параллельные киновселенные

Пандемия оказала колоссальное влияние на отрасль. До событий апреля прошлого года аудитории традиционных и онлайн-кинотеатров, как правило, редко пересекались. Одновременные релизы бывали исключительно у авторского кино, прокомментировал директор компании «МегаФон» в Краснодарском крае и Республике Адыгея Игорь Остатюк. Но релиз мультфильма «Тролли. Мировой тур» в марте 2020 года стал примером беспрецедентно раннего окна одновременно с кинопрокатом. 

Сегодня цифровые релизы киноновинок выходят всего через несколько недель после премьеры, и есть все предпосылки для того, что среднебюджетные фильмы будут уходить из кинотеатров и перетекать в онлайн еще быстрее.  

«При этом мы не видим в сервисе аренды и покупки лицензионных фильмов Video-on-Demand угрозы киноиндустрии, — комментирует Игорь Остатюк. — Онлайн-кинотеатры имеют значимую аудиторию, сокращение окон или одновременный релиз подстегнет отрасль и принесет дополнительные заработки правообладателям. Также не стоит забывать, что в России есть города, где отсутствуют кинотеатры или их мало и выбор фильмов скуден. В таких случаях цифровой релиз — единственный легальный способ посмотреть фильм. Однако говорить о том, что по итогам 2020 года сборы онлайна догонят выручку от офлайн-кинопроката, не приходится. Объемы рынков пока находятся в совершенно разных весовых категориях».

Как считают в компании «Ростелеком», онлайн-кинотеатры вряд ли составят конкуренцию кинотеатрам традиционным и, скорее всего, будут существовать параллельно с ними, делая варианты досуга зрителей более разнообразными. Сегодня из-за того, что обычные кинотеатры не работают, популярность онлайн­сервисов, естественно, возросла. 

Так, в 2020 году трафик онлайн-кинотеатра «МегаФон ТВ» вырос более чем на 30%, в том числе и из-за пандемии. Игорь Остатюк выделил несколько основных векторов стратегии развития онлайн-кинотеатра. Компания стремится взаимодействовать с максимальным числом производителей качественного контента, постоянно пополняет библиотеку новинками. На данный момент в ней собрано более 250 каналов, свыше 5000 фильмов и 1000 сериалов, включая контент партнеров, среди которых, например, «Амедиатека», START, more.tv. «МегаФон ТВ» давно уже является частью флагманских тарифных планов телеком-оператора. Как отмечает собеседник «ДГ.Юг», появление технологии IPTV, с одной стороны, отвечает интересам аудитории, у которой появится доступ к федеральным каналам на всех ресурсах, с другой — интересам вещателей, которые получат дополнительный охват аудитории, и владельцев аудиовизуальных сервисов, которые смогут транслировать востребованный контент.

Самоизоляция обеспечила рост

Заметно возросшую в 2020 году популярность онлайн-сервисов по просмотру кино, ТВ и сериалов отметили и в пресс-службе макрорегиона «Юг» Tele2. В компании это напрямую связывают с эпидемиологической обстановкой, вызванной коронавирусом, и невозможностью посещения кинотеатров и развлекательных центров.

Специалисты телеком-оператора отмечают рост количества пользователей сервиса Tele2 TV, предоставляющего подписки на различные кинозалы и онлайн-телевидение. Наибольший прирост был зафиксирован в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Челябинске и Ростове-на-Дону. Чаще всего пользователи подключали подписку «Телевизор», которая дает доступ к 50 ТВ-каналам, и «Кинозал», где представлено более 40 тыс. фильмов и сериалов. Активные подписчики «Телевизора» в 2020 году смотрели ТВ-контент почти 2,5 часа в день, что в 2,2 раза больше, чем годом ранее.

Увеличение аудитории наблюдают и в компании «ВымпелКом» (бренд «Билайн»). Так, число активных пользователей сервиса «Билайн ТВ» по итогам третьего квартала 2020-го выросло год к году на 41 %, достигнув 2,5 млн человек. Общее время просмотра сервиса увеличилось в 4 раза, в том числе за счет роста количества подключенных устройств.

Получить комментарии от представителей крупнейших российских онлайн-видеосервисов — партнеров телеком-операторов «ДГ. Юг», к сожалению, не удалось. В пресс-службе «Амедиатеки» ответили, что не раскрывают никакие цифры. Остальные онлайн-платформы, в которые обращалось издание, редакционный запрос проигнорировали.

Какой контент выбирают зрители

Что касается предпочтений пользователей, то, по данным компании Тele2, самым просматриваемым фильмом 2020 года стал «Непосредственно Каха». В топ-5 вошли «Холоп», «Ржев», «Калашников» и «Поезд в Пусан 2: Полуостров». Среди сериалов лидером стал «Гранд», со второго по пятое место расположились сериалы «Фитнес», «257 причин, чтобы жить», «Содержанки» и «Надежда».

По оценкам компании «Ростелеком», имеющей видеосервис Wink, в Краснодарском крае наибольшей популярностью пользуются каналы путешествий и образовательные каналы. А вот в северокавказских рес­публиках больше смотрят спортивные каналы, особенно UFC.

На новогодних каникулах, по статистике «МТС ТВ», список самых просматриваемых фильмов в Краснодаре возглавила российская комедия «Непосредственно Каха». Второе место занял рождественский хит «Один дома». А продолжение приключений Кевина Маккалистера «Один дома — 2: затерянный в Нью-Йорке» замкнуло тройку лидеров.

Телеком-оператор «Мега­Фон» также проанализировал предпочтения жителей Краснодарского края. По данным за первое полугодие 2020 года, в топ-10 по количеству скачиваний в регионе вошли такие картины, как «Достать ножи» с Дэниэлом Крейгом в главной роли, «Джентльмены» Гая Ричи и очередная часть боевика «Плохие парни навсегда», а также «Заражение» — кино, которое назвали едва ли не предсказавшим своим сюжетом эпидемию коронавируса в мире. Эти фильмы пользователи предпочитали смотреть в качестве Full HD. По статистике «МегаФон ТВ», самыми востребованными сериалами стали «Игра престолов», «Содержанки» Константина Богомолова, «Друзья», «Мир дикого Запада».

Эфирное ТВ не дремлет

Наступивший год будет временем «абсолютного пиршества» для зрителей, уверены представители онлайн-кинотеатра «МТС ТВ». Такого количества качественного и практически бесплатного контента, который получат зрители в 2021 году, они не получали ранее никогда.

В этом году эфирное телевидение, приняв новые вызовы со стороны онлайн-кинотеатров, выступит с большим и мощным ответом, считают в «МТС ТВ». Поэтому было бы неправильно списывать влияние эфирных телеканалов и их возможности создавать высококонкурентный контент. Произойдет невероятное обострение борьбы за зрителей между ОТТ-сервисами и эфирным ТВ. Также станут происходить различные слияния и поглощения (взаимопроникновение) традиционного телевидения, цифровых платформ, IT-компаний, телекомов и мейджорских студий. Варианты подобных сделок трудно даже предугадать — будет очень много неожиданного.

Также, по мнению экспертов рынка, многое в развитии онлайн-кинотеатров в 2021 году будет зависеть от эпидемиологической ситуации в стране. Рост интереса к онлайн-видеосервисам произошел в связи с первой волной пандемии, и продление ограничений способствует быстрому развитию этой индустрии. Но их прекращение заставит людей проводить меньше времени у экрана монитора и чаще посещать традиционные кинотеатры, что может слегка замедлить развитие сегмента. Кроме того, рынок столкнется с дефицитом контента, вызванным заморозкой съемочного процесса у крупных зарубежных мейджоров. Как бы то ни было, развитие большого разнообразия форматов и тенденции ухода прокатного кино в онлайн продолжатся.

16+

Новости