Не только IPO: как малому бизнесу привлечь средства за счет облигаций
Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Не только IPO: как малому бизнесу привлечь средства за счет облигаций

Облигационные займы, по данным Банка России, стали востребованным биржевым инструментом для малого и среднего бизнеса, рассказываем, как можно им воспользоваться

Малый бизнес имеет возможность привлекать инвестиции не только путем проведения IPO, но и за счет размещения облигаций. Именно облигационные займы стали наиболее востребованным биржевым инструментом для МСП.

В конце марта Банк России провел открытый вебинар, где приглашенные эксперты объяснили, как малый и средний бизнес может привлечь финансирование с помощью инструментов фондового рынка. В частности, размещения облигаций.

Как пояснили представители Банка России, облигационные займы для небольших компаний являются неким эксклюзивом. До недавнего времени мало кто знал, что для МСП такой способ привлечения денежных средств тоже доступен. В рамках нацпроекта был разработан соответствующий комплекс мер поддержки для малого и среднего предпринимательства, и сегодня уже заметен эффект. Количество эмитентов среди субъектов МСП и число размещений существенно увеличились. Среди финансовых мер поддержки, например, субсидирование части купонных выплат, а также части затрат при размещении облигаций. 

Помимо этого, существует поддержка от институтов развития в виде гарантий и поручительств от Корпорации МСП и якорных инвестиций от МСП Банка. В 2019 году 7 эмитентов получили субсидию на сумму более 28 млн рублей, в 2020-м поддержка была оказана 18 эмитентам на сумму более 124 млн рублей. В 2021 году субсидирование преду­смотрено в рамках федерального бюджета.

Эмитентами становятся производственные предприятия, аграрный сектор, компании сферы услуг и инновационных технологий, девелоперы. Сумма размещений составляет от 50 млн до 1 млрд руб­лей, а средний срок размещения — 3 года.

Работа на публику

Как отметил в своем выступлении директор по развитию Сектора роста ПАО «Московская биржа» Дмитрий Таскин, по итогам 2020 года объем обращения облигаций достиг максимальных значений, превысив отметку в 30 трлн рублей. Корпоративные заемщики разместили облигаций на сумму более 4 трлн рублей. За последние 3 года объем размещения корпоративных облигаций растет на 10 % в год. По мнению Дмитрия Таскина, тенденция к росту говорит о том, что компании стали чаще прибегать к публичным инструментам для привлечения финансирования. 

Важным фактором, стимулирующим рост интереса эмитентов к выходу на биржу, является увеличение объема спроса на рынке, в том числе со стороны розничных инвесторов. Количество физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, по итогам февраля 2021 года превысило отметку 10 млн. А по оценкам Национальной ассоциации участников фондового рынка, инвестиции в ценные бумаги составляют на сегодня около 6 трлн рублей.

Специалисты Московской биржи проанализировали среднестатистический портфель розничного инвестора. В основном преобладает диверсифицированный подход. Инвесторы вкладывают в разные классы активов. Например, в последнее время растет спрос на инструменты с фиксированным доходом, в том числе облигации корпоративных эмитентов. Также со стороны инвесторов — физических лиц спросом пользуются высокодоходные облигации относительно небольших компаний.  

«Чтобы сделать биржевую инфраструктуру и сам процесс выхода на биржу для таких компаний более доступным, в 2018 году мы создали Сектор роста, — рассказал Дмитрий Таскин. — Для нас это партнерский проект, которым мы занимаемся в тесном взаимодействии с Банком России, с Мин­экономразвития, а также с профильными институтами развития, в первую очередь с Корпорацией МСП и МСП Банком». 

За это время появились определенные результаты. На текущий момент в Секторе роста обращается 67 ценных бумаг, в том числе 40 облигаций эмитентов МСП. В 2020 году прошли размещения 12 эмитентов МСП совокупным объемом около 6,5 млрд рублей. Сектор роста ориентирован на компании с выручкой не более 10 млрд рублей. А чтобы у инвесторов была возможность оценить эмитента и сделать выводы относительно его кредитного качества на будущее, установлен минимальный срок существования эмитента — не менее 3 лет. С октября прошлого года также установлены требования по наличию кредитного рейтинга либо поддержке от институтов развития в форме поручительств от Корпорации МСП либо в виде якорных инвестиций от МСП Банка.

Больше места для маневра

О преимуществах облигаций по сравнению с другими финансовыми инструментами в своем выступлении рассказал заместитель генерального директора Корпорации МСП Александр Токар. Основное преимущество облигаций перед банковским кредитованием — отсутствие залога. В отличие от банковского кредита выпуски на фондовом рынке не обеспечиваются твердыми залогами и активами. Но стоимость этих заимствований выше, чем кредит в банке.

Для компаний, имеющих опыт работы на фондовом рынке, облигационные займы — это прежде всего возможность расширить источники финансирования. Кроме того, это прозрачный механизм привлечения финансирования на длительный срок для реализации инвестиционных проектов, а также возможность снизить ставку купонного дохода и стоимость привлечения финансирования как такового. По результатам размещения ставка может быть вполне сопоставима с льготными кредитами в рамках национального проекта по программе стимулирования кредитования и другим проектам, которые сегодня реализуются для поддержки МСП. 

Заместитель председателя правления МСП Банка Кирилл Семенов в свою очередь рассказал о поддержке компаний — потенциальных эмитентов. МСП Банк участвует в сделках, вкладывая собственные средства и позволяя эмитенту увеличить сумму выпуска облигаций. По словам Кирилла Семенова, банк вкладывает в выпуск облигаций не более 50 % от суммы размещения, но не более 200 млн рублей. Благодаря поддержке банка основная часть выпуска очень быстро размещается среди рыночных и нерыночных инвесторов. Это также влияет на цену размещения. 

Любой инвестор будет смотреть, как развивается компания и на какие цели она привлекает средства. При этом у эмитента гораздо больше маневра для осваивания этих средств по сравнению с банковским кредитом. Также есть возможность управлять ликвидностью. Выпуск облигаций, находящийся в рынке, можно выкупить и тем самым изъять из обращения, если у компании накопилось достаточно ликвидности. 

Где взять деньги на развитие

Опытом привлечения финансирования с помощью биржевых облигаций поделился финансовый директор компании «С-Инновации» Алексей Забурдаев. Компания была учреждена в 2011 году, с момента основания получила резидентство Сколково и работает в сфере высоких технологий. Однако эта сфера деятельности требует привлечения финансирования для развития компании. 

«Мы задумались, какие источники финансирования мы можем привлечь, чтобы купить оборудование, улучшить технологии, — рассказал Алексей Забурдаев. — Каждой компании нужно понять, какие существуют ограничения по привлечению средств в соответствии с ее спецификой бизнеса. В нашем случае эта специ­фика коснулась структуры наших активов, оценки перспектив бизнеса и их рисков со стороны коммерческих банков и других институтов развития. В структуре наших активов большая доля патентов и ноу-хау. Они являются драйверами роста. Но такие активы не принимаются в качестве обеспечения российскими банками. И это снижает возможности привлечения финансирования для таких компаний, как наша. Мы пришли к выводу, что у нас недостаточно залоговой массы, чтобы обеспечить заем в коммерческом банке».

Тогда в компании подумали об альтернативных возможностях. В 2018 году узнали о запуске программы биржевых облигаций и о Секторе роста. Для компании на тот момент это стало единственной возможностью привлечь инвестиции. Как отметил Алексей Забурдаев, важно выбрать андеррайтера. Он выполняет две основные функции: помогает пройти через все процедуры на бирже (у «С-Инноваций» этот процесс занял около 6 месяцев) и является коммуникационным звеном с инвестором.   

«Мы одни из первых получили субсидию на возмещение части расходов по андеррайтингу. Плюс регулярно получаем субсидии на купонную выплату. За счет этого снизили ставку примерно на 20 %», — сообщил Алексей Забурдаев. 

В итоге компания достигла финансовых целей, которые ставила перед собой изначально при планировании размещения облигаций. Сегодня она активно растет и рассматривает дальнейшие возможности по привлечению инвестирования.

Новости