Курсы валют
73.20
86.89

Главные тренды торговли в 2021 году

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
27.05.2021 15:30
Директор по продуктам МТС Кассы Сергей Музыкантов рассказал о том, без чего не выживет современный средний и малый бизнес
Читайте нас на Яндекс.Новости

Ушедший 2020 год с его пандемией, карантинными мерами и периодическими локдаунами так сильно перетряхнул все рынки, что прогнозировать, как будет развиваться розничная торговля, стало очень сложно. 

При этом прошлые события показали - на плаву остаются предприниматели, способные быстро реагировать на изменения, следить за трендами и применять их. О том, без чего не выживет современный средний и малый бизнес, рассказывает наш эксперт — директор по продуктам МТС Кассы Сергей Музыкантов. 

1. Удаленная торговля с доставкой

Если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе. Перефразируем эту поговорку и получим один из главных трендов розничной торговли и прошлого, и текущего года - доставка товаров.  С начала пандемии в России значительно вырос спрос на эту услугу — вынужденно сидящие дома люди стали больше заказывать, и даже после завершения локдаунов, продолжили пользоваться доставкой на дом. Почему? Да потому, что это удобно: не тратится время на походы в магазины, на готовку и т.д. 

Организация службы доставки не займет много сил и средств. Можно отдать это на аутсорс, т.е. заключить договор со сторонней службой или компанией, или создать свою собственную службу доставки. Кстати, курьерами в собственной службе могут работать временно свободные от обязанностей сотрудники компании — это лучше, чем сокращать штат и увольнять персонал. Сейчас на рынок выходят специальные онлайн-сервисы для розницы, например, Briskly, со встроенной онлайн-оплатой и собственной доставкой. Здесь от предпринимателя требуется только зарегистрироваться в сервисе и создать витрину товаров.

pixabay.com

pixabay.com
Тем же, у кого  служба доставки уже работает, следует помнить, что курьер - это единственный человек, представляющий вашу компанию покупателю в реальной жизни, а не онлайн.  Обучение, система контроля и поощрений для разъездного персонала поможет сформировать дополнительное конкурентное преимущество.  

Многих отпугивает от создания своей курьерской службы необходимость снабжать каждого курьера онлайн-кассой, чтобы выдавать клиентам чеки в момент получения заказа - так требует закон. Здесь может помочь специальное кассовое приложение для курьеров: оно устанавливается на личные смартфоны курьеров и синхронизируется с одной онлайн-кассой магазина. В момент получения денег, курьер отправит клиенту электронную версию чека, а данные о проведенном платеже поступят в эту единственную кассу, а уже от нее — в ОФД и ФСН. Это же приложение позволит вам, как собственнику бизнеса, контролировать курьеров и видеть всю картину с доставкой в целом.

О том, как технически организовать службу доставки, подробнее можно прочитать в специальном материале на эту тему.

2. Интернет-продвижение бизнеса

Продвижение в интернете, а особенно в социальных сетях, становится не просто актуальным, а жизненно необходимым для розничных торговых точек. Здесь тоже есть свои тренды, на которые стоит обращать внимание и использовать это в общей стратегии продвижения. Вот что точно будет популярно и полезно в 2021 году:

●    Заведите или разбудите доселе спящие аккаунты во всех социальных сетях. Да, даже в молодежных Tik-Tok и Likee. Вы удивитесь, но платежеспособная аудитория уже есть и там, не говоря уже о Вконтакте, Одноклассниках, Инстаграм и Facebook. Каждая из этих сетей предлагает удобные инструменты и для продвижения, и для рекламы своих товаров, и даже для их продажи прямо в социальной сети. 

●    Публикуйте видеоконтент. В тренде — мегапопулярный у молодежной аудитории Tik-Tok, сториз Инстаграма в формате коротких видео, интерактивные видео и небольшие видеообзоры продуктов. 

●    Зарегистрируйтесь в Яндекс.Картах и в GoogleMaps. Многие потенциальные покупатели ищут близлежащие торговые точки и магазины именно с помощью карт — так дайте им возможность найти вас! Хорошо оформленный аккаунт может приводить в розничный магазин до 5 - 7% от общего трафика. К тому же это отличный маркетинговый инструмент для получения обратной связи от потребителей.

●    Собирайте отзывы о компании и публикуйте их и, конечно, не оставляйте без внимания вопросы или негатив. Значительная часть покупателей сначала смотрит на информацию  в тех же Яндекс.Картах или GoogleMaps, а потом едет в магазин. Не стесняйтесь просить ваших посетителей написать свое мнение о вашем бизнесе в соцсетях, онлайн-картах или специальных сайтах, вроде irecommend.ru.

●    Используйте современные рекламные инструменты и сервисы — например, сервис МТС Маркетолог. Он позволяет формировать нужные сегменты аудитории или выбирать из готовых, и привлекать клиентов при помощи SMS-рассылок, баннеров или рекламы в соцсетях.  

3. Внедрение альтернативных систем оплаты — системы быстрых платежей (СБП)

В 2021 году во многих торговых точках будет внедряться прием платежей по QR-коду в Системе быстрых платежей Банка России. Такие платежи принимаются без дополнительного оборудования, с комиссией 0,4% или 0,7% — это гораздо ниже процентов по эквайрингу. Кроме того, не нужно тратить деньги на покупку пин-падов и терминалов эквайринга . 

Как это работает, расскажу на примере МТС Кассы. Во время расчета с покупателем QR-код высвечивается на экране смарт-терминала кассы. Клиент сканирует его своим смартфоном, получает ссылку на оплату товара, и оплачивает покупку, используя мобильное приложение своего банка. Как только платеж подтверждается, онлайн- касса выдает клиенту чек. 

Многие розничные магазины в Санкт-Петербурге уже используют этот метод, и, по отзывам предпринимателей, он пока еще пользуется популярностью лишь среди молодежной, продвинутой аудитории: более возрастная аудитория пока относится к этому способу оплаты, как и ко всему новому, с долей осторожности. 

Но это дело времени: когда-то и оплата банковской картой была в диковинку, а этот, выгодный продавцу и удобный для покупателя способ оплаты товаров и услуг при помощи смартфона (например, оплата проезда в общественном транспорте) приживется гораздо быстрее. 

4. Размещение своих товаров в маркетплейсах

Еще один тренд 2021 — размещение своих товаров и открытие представительств в больших розничных маркетплейсах (Ozon, Aliexpress, Яндекс.Маркет, Wildberries и т.д.). Почему стоит размещаться в маркетплейсах?

Продавцы, которые успешно торгуют на маркетплейсах, делают это для того, чтобы:

●    получить трафик на свой сайт, не затрачивая усилия на SEO и контекстную рекламу.

●    получить новую, более широкую и более лояльную аудиторию.  Возможно, на вашем не слишком известном сайте покупатель опасается что-то заказать, а на крупной известной площадке он готов к покупке. 

●    распродать остатки товаров или те товары, которые не очень хорошо продаются с основной площадки. Собственный сайт оставьте для популярных товаров.

Как быть с тем, что в маркетплейсах есть десятки и сотни таких же  товары, как и ваш? Как отстроиться от конкурентов и получить покупателя? Играть с ценами, снижая их, здесь не очень выгодно. Предложите покупателю дополнительный бонус: бесплатную доставку, подарок к товару или призовые баллы, которые можно потратить на следующую покупку. Или, например, изготовление товара по индивидуальному заказу. 

pixabay.com

pixabay.com
5. Государственная поддержка бизнеса

Это не совсем тренд — но то, что точно нельзя упустить предпринимателям, — государственная программа развития и поддержки малого и среднего бизнеса, которая осуществляется за счет различных региональных и федеральных программ. Эти меры поддержки МСБ регулируются Федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего бизнеса на территории РФ». 

В 2021 году размеры грантов и субсидий составляют от 60 тыс. рублей до 25 млн. Цели их расходования обязательно отражаются в бизнес-плане, который предприниматель должен предоставить в соответствующий орган для получения помощи. Деньги разрешается использовать для приобретения и модернизации оборудования, аренды или ремонта недвижимости для ведения бизнеса, закупку сырья, расходных материалов и другие задачи. Найти подробную информацию можно на сайте Минэкономразвития РФ или вот в этом тексте.  

Деловая Газета.Юг

Анна Тур, тренер по коммуникациям

Автор проекта «Просто говори», телеведущая Анна Тур рассказала сайту «Деловая газета.Юг» о важности тренингов по развитию разговорной речи для топ-менеджеров и владельцев бизнеса

Смотреть видеосюжет онлайн

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы