Николай Мороз: Будь гибким, предсказывай неудобные ситуации, умей договариваться - и твой бизнес будет процветать

Николай Мороз: Будь гибким, предсказывай неудобные ситуации, умей договариваться — и твой бизнес будет процветать

Николай Мороз рассказал «Деловой газете.Юг» о создании проекта кубанского фаст-фуда «Тетка-Zaпеканка» и его развитии

Николай Мороз многим краснодарцам знаком в качестве мецената проекта современного искусства «Типография», но в последнее время его стали ассоциировать с оригинальны кубанским фаст-фудом «Тетка-Zaпеканка». О том, как проект, появившийся буквально накануне пандемии, развивается сегодня, какая роль осталась у «Типографии» Николай Мороз рассказал в интервью «ДГ. Юг».

— Николай, что привело Вас в бизнес?

— Чем бы я ни занимался в течение жизни, мысль о собственном производстве периодически колыхала подсознание. В пищевую индустрию втянулся после участия в создании сервиса доставки. Посмотрел на еду, так сказать, с обратной стороны тарелки. Понял, что поля блюдечка с голубой каёмочкой широки как просторы страны моей любимой, и для творчества нет границ — только успевай самовыражаться. 

В 2019 году был тренд на открытие бургерных. На доставку качала пицца и роллы. Ларьки с шаурмой проростали на трафике, словно мухоморы после дождя. Мне пришла идея продукта фастфуда, который бы соответствовал времени и отвечал на запросы современного общества  — был быстрым, вкусным, доступным, практичным, удобным и, самое важное —  иметь национальные корни. Продукт должен нести посыл, вызывать эмоции, быть источником энергии, объединять.

В народе, тётка и голод понятия не совместимые. Тётка — вторая мама, понятие близкое и родное, располагающее, которому доверяешь. На Руси пирог Тётка подавали дорогим гостям, и у меня сформировалось окончательное видение проекта: моя Тётка — это хрустящая булка, много различной начинки под сыром. Блюдо должно запекаться, иметь колоритную корочку, его должно быть удобно есть на улице.

Так Тётка, по способу приготовления, стала Zапеканкой, а бренд получил соответствующее название — Тётка Zапеканка.

— Какое качество в бизнесмене вы считаете главным? Без чего он не состоится?

— Для меня успешный бизнес — это гармония психического, физического, материального состояния. Если три сосуда полны и равномерны, можно предположить, что ты не только успешный бизнесмен, но и самореализовавшийся человек. Если говорить о счастье  — то это любовь. Человек счастлив, когда любит и любим. Первична мысль, которая при физическом усилии материализуется. Эти понятия не должны диссонировать. В этом случае реализуются мечты.

— Вы плотно работали с проектом «Типография», по сути, были первым, кто поддержал ребят. Что это — бизнес или идея?

— Если говорить об увлечении современным искусством — это эмоции. Те чувства, которые испытываю, соприкасаясь с творчеством художников, невозможно сравнивать с иными проявлениями внутреннего состояния. В каждом человеке свой храм искусства. Кто-то довольствуется землянкой, кто-то белокаменным дворцом. Мой храм не ограничен стенами и куполами. Он не имеет величия, форм. Мой храм искусства  — атмосфера. Весеннее умиротворение, наполненное запахами цветущих садов и щебетом стрижей перед дождем, громом и молнией, дыханием полной грудью разряженным воздухом. 

«Типография» — увлекательный этап в моей жизни. Приобрел хороший опыт, знания, новых друзей. Расширил кругозор.

Когда я познакомился с художниками и загорелся идеей создания центра современного искусства, то не думал о меценатстве. Помогая ребятам в организации выставок, посещая организованные ими события, борясь за признание искусства в Краснодаре — чувствовал себя одним из них, и даже пробовал заниматься творчеством, испытывая различные техники в создании искусства.

Я обладаю качеством чувствовать время, точно осознавал, что дело, которым занимаются художники — актуальное, необходимое, что впереди успешное будущее. Сегодня «Типография» — важная культурная институтция в России, знаковое место города Краснодара, популярное у молодежи. Моя миссия окончена. 

— Какие у вас планы на текущий год?

— В настоящее время все мои силы направлены на развитие производства «Тётка Zaпеканка».

В 2020 году проект получил статус «Инноватор Кубани» за создание нового продукта и быстрой технологии приготовления. 

Наши разработки актуальны для крупных сетей АЗС. В планах подписать контракт с одной или несколькими Российскими нефтяными компаниями. Выйти на сети АЗС в Крыму — для нас это стратегически важное направление. Далее Украина, Европа. Из Киева поступают запросы на сотрудничество,  бизнес имеет желание накормить Тёткой киевлян. 

Сейчас занимаюсь оптимизацией производства. Нужно наращивать мощь, автоматизируя линии. Готов обсуждать инвестиционные предложения.

— Что необходимо изменить (и нужно ли менять) в системе, чтобы развивался отечественный бизнес?

— Вы знаете, моя бабушка рассказывала историю про своего отца, который держал скот. В коллективизацию его коров загнали в общее стадо. Животные содержались по брюхо в грязи, их плохо кормили. Дед, подвозив траву животным, сетовал на нерадивых хозяев. Через несколько дней к хате подъехал воронок, больше семья отца не видела. 

Я строю свой бизнес, свою компанию, поэтому не интересуюсь тем, что нужно менять в системе российского бизнеса. Моё утверждение — будь гибким, предсказывай неудобные ситуации, умей договариваться — и твой бизнес будет процветать.

Новости