Не попсовое искусство: нужны ли Краснодару арт-объекты совриска
krd.ru

Не попсовое искусство: нужны ли Краснодару арт-объекты совриска

Эксперты обсудили, зачем Краснодару нужны объекты современного искусства в общественных пространствах, как подготовить людей к появлению арт-объектов и что будет со скульптурой «Тороиды»

В Краснодаре состоялась дискуссия на тему «Современная скульптура в городских пространствах». Ее участники обсудили, нужны ли в общественных местах объекты современного искусства, какой функционал они несут, как подготовить людей к появлению арт-объектов, а также поговорили о судьбе скульптурной композиции «Тороиды», которую демонтировали через пять дней после установки в связи с возмущением горожан.

Популяризировать современное искусство в краевой столице начали в 2018 году, тогда в городе объявили конкурс скульптур совриска и отобрали три работы для установки в городских парках. В октябре 2018 года на аллее около дворца бракосочетаний «Екатерининский зал» в районе Чистяковской рощи открыли композицию Draped Data Владимира Омутова. В феврале 2019 года на территории Вишняковского сквера появилась скульптура «Столпы» Виктора Линского. В мае 2019 года в сквере 80-летия Краснодарского края в Юбилейном микрорайоне состоялось открытие cкульптуры под названием «Точка» Михаила Смаглюка. 

скульптура «Точка» Михаила Смаглюка / фото krd.ruВсе скульптурные композиции были созданы за счет привлечения средств спонсоров. В том же конкурсе участвовал и художник Валерий Казас, в числе представленных им работ была композиция «Тороиды», которая заняла четвертое место. Проспонсировать установку скульптуры решил меценат из Краснодара, один из основателей ЦСИ «Типография» Евгений Руденко.

В июне 2021 года арт-объекты установили на Кубанской набережной, но горожане подвергли «Тороиды» критике, в связи с этим композицию демонтировали.

сульптура «Тороиды» Валерия Казаса / фото со страницы Валерия Казаса в Фейсбуке«Нам казалось, это очень удачное место, многие люди смогут увидеть скульптуры, когда будут проезжать мимо. Это не то же, что сквер, где объект видят только гуляющие люди. Почему возникла такая волна недовольства, я не понимаю. Видимо, причина в слабых каналах коммуникации. Я сам, когда прихожу на выставку, не все понимаю, тогда прошу куратора или автора объяснить, какая история кроется за произведением. Чем сложнее работа, тем труднее ее понять, это не попсовое искусство», — прокомментировал ситуацию Евгений Руденко.

Он отметил, что уже получил несколько предложений из других городов с просьбой отдать им арт-объект. Однако меценат решение о дальнейшей судьбе «Тороидов» пока не принял, планирует подождать до осени.

По мнению участников дискуссии, причиной негативного восприятия горожанами скульптурной композиции стало отсутствие информационной кампании по установке «Тороидов».

«Важно, какая вокруг арт-объекта создается информационная воронка. Если горожане знают, что идет такая работа, они проявят интерес, им потом захочется прийти и посмотреть, что же за арт-объект получился. А если никому ничего неизвестно, и кто-то установил арт-объект, то интерес к нему будет минимальный», — считает стратег консалтингового агентства «Манн, Черемных и партнеры» Андрей Овчинников.

скульптура Draped Data Владимира Омутова / фото krd.ruКроме того, добавил он, в таких объектах всегда нужен культурный код. Под ним можно понимать бессознательный смысл той или иной вещи, явления, истории города. Арт-объект всегда направлен на прочтение этого бессознательного смысла, отметил Андрей Овчинников. По его мнению, если объект не содержит в себе культурного кода, то с наименьшей вероятностью он получит признание и известность.

Участник арт-группы Recycle Андрей Блохин полагает, что при установке объектов современного искусства важно учитывать концепцию места, где их планируется разместить.

«Когда мы работали в парке «Краснодар», мы предлагали разные эскизы. Мы в целом придумывали какую-то общую ситуацию для себя, прежде всего, и в ней моделировали те или иные концепты. А администрация парка выбирала идеи, которые им были близки визуально или идейно. То, что важно учитывать концепт места – это факт», — сказал Андрей Блохин.

Также эксперты считают, что людям нужно не только сообщать о предстоящей установке арт-объектов, но и подготавливать их к современному искусству.

«Поскольку город для людей, к установке арт-объектов современного искусства все-таки необходимо народ подготавливать. В этом смысле интересна тема соучастного проектирования. Пока она только на стадии рекомендации министерства строительства, но в скором времени это будет принято на законодательном уровне. Когда идет разработка общественных зон, планируются любые общественные пространства, необходимо соучастное проектирование вместе с жителями, потому что так или иначе все, что мы делаем, — для людей», — заявила PR-директор группы компаний AVA Group Наталья Симонтенко.

Она добавила, что людям должно быть удобно и комфортно в той среде, куда они приходят отдыхать.

Куратор ЦСИ «Типография» Елена Ищенко считает, что первый опыт установки современных арт-объектов был более удачный, в том числе за счет медийной подготовки.

«Тогда велась медийная подготовка, этот конкурс постоянно возникал в СМИ и социальных сетях. В первый раз люди заранее видели, что будет. За эти три года люди забыли, кто такой Валерий Казас, какие у него скульптуры и что они должны появиться в городе», — отметила Елена Ищенко.

Подобного мнения придерживается и депутат городской думы Краснодара, один из инициаторов проведения конкурса по установке скульптур Владимир Вербицкий.

«Первый эффект был неплохой. Сначала это, безусловно, было встречено в штыки. Потом люди стали проявлять интерес. Возьмем те же «Столпы» в Вишняковском сквере, которые называют березами. Эти скульптуры сейчас очень популярны у молодоженов, приезжающих туда на фотосессии», — заметил Владимир Вербицкий.

По его мнению, каждая из установленных скульптур приобрела свой функционал.

скульптура «Столпы» Виктора Линского / фото krd.ru
скульптура «Столпы» Виктора Линского / фото krd.ru
Главный архитектор Краснодара Наталья Машталир считает, что объекты современного искусства в городском пространстве несут функцию просвещения и развития общества.

«Очень здорово, когда к нам приезжают друзья и мы можем повести их в какие-то модные места, раньше это была «Типография» в центре города, парк «Краснодар». Нам хотелось, чтобы арт-объекты стояли в благоустроенных местах, куда можно привести гостей города и рассказать их историю, показать современное искусство», — сказала Наталья Машталир.

Она считает, что искусство должно вызывать людей на диалог, как это произошло с «Тороидами». Искусство ради красоты, по ее словам, – это декораторство. Противоположную точку зрения выразил Владимир Вербицкий.

«Каждое прикосновение к этой теме вызывает бурю. И, мне кажется, гораздо большую, чем оно того достойно. У меня более потребительское отношение. Я отношусь к скульптуре, как к предмету благоустройства. Нужно понимать, какие мы цели преследуем. Если мы хотим разбираться в смыслах современного искусства, наверное, это не получится так быстро. Для этого понадобится фестиваль, который будет идти на протяжении десяти лет, когда будут устанавливаться разные скульптуры», — высказался депутат гордумы.

Российский общественный деятель, предприниматель, журналист и блогер Илья Варламов, также принимавший участие в дискуссии, также высказался в пользу того, что арт-объекты должны вызывать эмоции у людей.

«Городская скульптура – это точка притяжения, она должна вызывать эмоции, это искусство, не стоит забывать. Если скульптуру обсуждают, то уже все не зря. Нужно никого не слушать, устанавливать и смотреть, что будет происходить», — подчеркнул Илья Варламов.

Он также предложил в рамках эксперимента устанавливать в Краснодаре объекты современного искусства и менять их раз в год.

Новости