Деньги для бизнеса
pixabay.com

Деньги для бизнеса

Эксперты рассказали о каналах привлечения средств для финансирования проектов

Поиск источников денег — не теряющая актуальности тема. «ДГ. Юг» собрала экспертов, имеющих доступ к финансам, на бизнес-завтраке, чтобы обсудить каналы, из которых можно привлечь финансирование для проектов различного уровня и степени развития.

Яна Матвеева, управляющая по малому бизнесу «УБРиР» (ПАО):

Главная сложность, которая возникает при анализе банковского кредита, — это стоимость денег, которая напрямую зависит от ключевой ставки ЦБ РФ. Если Центральный банк ее повышает, то коммерческий банк вынужден повысить процентную ставку по кредиту. Плюс на ставку по кредиту влияет рыночная экономика. К сожалению, бизнесмен никак не может повлиять на этот показатель, но может обратиться в ассоциацию при поддержке ЦБ, фонды поддержки бизнеса, где зачастую предлагают другие условия. 

Второй сложный момент — это залог. Банк должен обезопасить выданные средства, поэтому необходимо обеспечение кредита в виде залога. Конечно, есть программы, по которым деньги могут выдавать без обеспечения, но таковых мало и максимальные суммы по ним невелики. 

Третий момент — пакет документов. Бизнес клиента должен быть максимально прозрачным и понятным для банка. К каждой заявке мы подходим индивидуально, соответственно, к типовому пакету документов банк в случае нехватки информации может попросить дополнительные документы. Как правило, деньги часто спрашивают на старте бизнеса. В банке есть программы, по которым начинающий предприниматель уже через шесть месяцев операционной деятельности может получить кредит. Это будет овердрафт для бизнеса в сумме до 1,5 млн рублей. 

В целом по Краснодарскому краю популярны быстрые кредиты, такие как экспресс. В нашем банке мы выдавали такие кредиты, опираясь на банковскую выписку за последние три месяца. На этом продукте мы существенно нарастили свой кредитный портфель. Сроки рассмотрения заявки зависят от типа выбранного кредита: если это экспресс-заем, то, естественно, выдача произойдет быстрее. Подчеркну, что скорость напрямую зависит от полноты и правильности предоставленного пакета документов, а также от прозрачности бизнеса клиента: чем правильнее и честнее клиент ведет дела, тем быстрее банк примет решение. 

В целом спрос на кредитование вырос за прошлый год. Несмотря на сложную обстановку, предприниматели продолжали вести дела, многие развивались. Появилась новая тенденция, когда бизнесмены берут кредит на дело в качестве физического лица — так в некоторых случаях можно получить деньги гораздо быстрее. 

Вячеслав Холодченко, эксперт по венчурному инвестированию:

На сегодня в Краснодарском крае нет профессионального сообщества бизнес-ангелов. Пока есть отдельные владельцы капитала, которые готовы инвестировать в идею. 

Форматы взаимодействия между стартапом и венчурным инвестором бывают разные, как правило, все зависит от личных договоренностей между сторонами. В 2015–2016 годах я смотрел проекты в Краснодарском крае, Ростове-на­-Дону, Ставрополе в рамках созданного мной инкубатора. Внимание привлекли семь идей, с которыми мы в дальнейшем поработали. Два проекта выжили, достигли хорошего уровня. Параллельно инвестировал еще в три проекта, из которых выжил только один. 

Сегодня я сотрудничаю с компанией «Макротек» — это научно-производственная компания в сфере сельского хозяйства. Изначально моя доля в компании была 50 %, сегодня я ее нарастил до 88 %. Бизнес привлекательный, маржинальный, интересный.  Отвечая на вопрос, кто такой бизнес-ангел, скажу, что это человек с капиталом, который готов инвестировать в идею. В большинстве случаев инвестор заходит в несколько проектов одновременно, чтобы снизить риски. 

В стартапах в первую очередь обращают внимание на темпы роста компании. Мультипликатор выручки к году считается для стартапа хорошим, если это два-три раза, в каких-то отдельных случаях — до пяти. На старте, как правило, нет никакого юридического лица, поэтому инвестор может сразу без проблем зайти и заключить учредительный договор, в котором будут прописаны все условия, с обязательной регистрацией его в налоговой инспекции. Бизнес-ангел в большинстве случаев заходит в проект с целью дальнейшей его продажи. Условно, продать свою долю через пять лет с увеличением в 10 раз. Поэтому обращают внимание и на рост капитализации. 

Говоря о суммах, отмечу, что знакомство с проектом и вход в бизнес начинаются с небольшой суммы — до 500 тыс. рублей. Я обычно вкладываю 200–300 тыс. рублей. Популярна практика, когда в один проект заходят сразу несколько инвесторов с небольшими суммами. В ближайшее время планирую создать сообщество бизнес-ангелов в Краснодаре, где будем отбирать проекты в агротематике, фудтехе, роботехе, искусственном интеллекте, в этих сферах будем создавать проекты и в них инвестировать.   

Елена Пистунова, исполнительный директор Фонда развития бизнеса Краснодарского края:

Основной вид деятельности у нас — это поручительство при недостаточной залоговой базе. В этом году такую услугу мы начали предоставлять и самозанятым. Это был сложный процесс, так как эта категория достаточно молодая и пока тут больше вопросов, чем ответов, но, несмотря на это, мы смогли найти решение. 

Поручительство сегодня более чем востребовано как среди небольших компаний, так и у среднего и крупного бизнеса. Конечно, у больших компаний есть собственная залоговая база, но часто собственники имеют на нее определенные планы. В прошлом году у нас были некоторые опасения по поводу поведения рынка, но, к нашему удивлению, апрель прошлого года, когда мы все оказались в условиях жесткого карантина, у нас оказался одним из самых ударных месяцев работы. За 2020 год выдали 217 поручительств более чем на 1,5 млрд рублей, что позволило привлечь 3,9 млрд кредитных ресурсов в субъекты МСБ. За первое полугодие 2021 года было выдано 102 поручительства на более чем 750 млн рублей, что позволило привлечь 2,3 млрд кредитных ресурсов. 

За время работы мы существенно упростили пакет документов. Для принятия решения нам необходимы заявка от банка, где структурирована сделка, решение от банка о предоставлении кредита, кредитное заключение банка, фото залога и мест ведения бизнеса, справка из налоговой инспекции, согласие на обработку персональных данных, и на этом, в принципе, все. Конечно, могут быть какие-то дозапросы информации по залогу с нашей стороны, но это совершенно обычная история. 

Этапы рассмотрения у нас такие же, как и у банка: сначала мониторит служба безопасности, юридическая служба, проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности. Отказы, естественно, бывают. По 2021 году этот показатель составил 8 %. Причиной отказа, как правило, становится деловая репутация заемщика. Оценивается репутация не только самого заемщика, но и всех участников сделки и конечных бенефициаров. Официальные сроки рассмотрения заявки по нашим нормативам — пять рабочих дней. Но еще в 2019 году мы пришли к тому, что средний срок рассмотрения заявки составил 2,1 дня. В 2020 году, когда мы ввели антикризисные продукты, срок рассмотрения заявок сократился до одного дня. 

Активно работаем с Фондом микрофинансирования по программе «Старт», займы в рамках которой могут выдавать как с нашим поручительством, так и без.

Елена Мирошникова, белый кредитный брокер, директор ООО «Триллион-Юг»:

Как правило, ко мне приходят представители малого и микробизнеса за суммами до 50 млн руб­лей. Это компании, в штате которых нет финансовых директоров, а самому руководителю сложно разобраться с многочисленными банковскими продуктами и программами.  

Помимо подбора программы, мы проводим полноценный финансовый анализ хозяйственной деятельности, делаем запросы в службу безопасности, в межбанковские базы, то есть полностью проверяем заемщика до момента подачи заявки в банки, оцениваем возможные стоп-факторы и деловую репутацию, по сути, проводим тот же анализ клиента, что и банк. Проверяем кредитную историю не только компании, но и всех ее участников. Все это нужно для того, чтобы прицельно подать заявку клиента и получить заветное одобрение. 

Банковский продукт выбираем исходя из возможностей клиента, а не из его желания. Все хотят 50 млн при оборотах 2 млн в месяц, что в принципе невозможно.

Кредиты — чаще это чистая математика, только в каждом банке свои формулы. Раскрываю вам секреты банковского андеррайтинга по оценке платежеспособности. Ежемесячная выручка х 3 = max сумма кредита на пополнение оборотных средств, но не более 25 % от очищенной годовой выручки для сезонных  отраслей. Ежемесячный платеж должен составлять не более 60 % от ежемесячной чистой прибыли при инвестиционном кредитовании (покупка коммерческой недвижимости, транспорта, капитальный ремонт, реконструкция, строительство).

Главные причины отказа — негативная кредитная история и деловая репутация как предприятия, так и учредителя, наемного директора, бенефициара — это главный стоп-фактор. Также причиной отрицательного решения по заявке может стать отсутствие собственного капитала, нестабильные обороты, убытки и (или) отрицательная динамика по выручке (падение за год более чем на 30 %). Залог — это вторично, главное — это устойчивое финансовое положение. Банк должен увидеть реальные источники погашения кредита.

С опытным брокером кредитное решение можно получить в три раза быстрее, чем без него, так как не будет дозапросов по документам и заявка изначально будет подана в подходящий банк на подходящий продукт.

Юлия Николаева, руководитель проектов по запуску инвестиционных платформ и платформ цифровых финансовых активов:

В данный момент мы работаем над созданием нескольких специализированных интернет-площадок прямого взаимодействия предпринимателей и инвесторов, которые дадут возможность участникам платформ наряду с привычным крауд-финансированием также использовать инновационные финансовые инструменты и цифровые сервисы, основанные на технологиях блокчейн и распределенных реестров, смарт-контрактов.

Внедрение в оборот цифровых финансовых активов, в том числе цифровых акций и облигаций, токенизация недвижимости и цифровизация прав требования стали возможны в этом году благодаря вступлению в силу закона № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах и цифровой валюте». При этом фактический запуск сервисов планируется не ранее октября, так как нормативно-правовая база все еще формируется и ожидается внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс. Следует отметить, что на данный момент в России нет легально действующих платформ по цифровым финансовым активам, зарегистрированных в ЦБ РФ. 

В качестве основных клиентов наших платформ мы видим сегмент малого и микробизнеса, в том числе на стадии запуска (стартап-проекты), так как именно цифровые финансовые активы (ЦФА) и утилитарные цифровые права позволяют разрабатывать различные варианты программ по финансированию таких компаний в зависимости от сферы деятельности, потенциального рынка сбыта, финансовой модели проекта и рисков бизнеса. Например, выпуск утилитарных цифровых прав (УЦП) даст возможность предпринимателям привлекать финансирование под будущий выпуск продукции (товаров, услуг) и может стать своеобразным индикатором эффективности проекта и успешности его реализации, но, конечно, при условии, что проект будет интересен рынку и даст быстрый старт. Это очень востребовано, особенно у небольших начинающих компаний, которые зачастую не имеют возможности рассчитывать на кредиты банков или гос­под­держ­ку ввиду отсутствия обеспечения (залога и (или) поручителя) либо необходимой отчетности. При этом определенные виды цифровых финансовых активов предназначены только для действующего бизнеса, обладающего устойчивым финансовым состоянием и хорошей деловой репутацией. 

ЦФА идеально подходят для проектов в сфере строительства производственной и торговой недвижимости, объектов временного размещения (в том числе гостиниц, апартаментов, объектов санаторно-курортного комплекса), малоэтажной застройки и т. д. Поэтому основной акцент мы делаем на сервисах токенизации недвижимости и выпуска цифровых ценных бумаг под определенных эмитентов. В настоящее время проводится их тестирование в специальной регуляторной песочнице ЦБ РФ. 

Наряду с недвижимостью в качестве приоритетных направлений финансирования через наши платформы выделены производство и сельское хозяйство.

Кроме того, есть огромное желание с помощью наших платформ развивать социальное предпринимательство. В основном социальная сфера — это низкорентабельный бизнес, в который привлечь инвестиции достаточно сложно и практически невозможно, если речь идет о необходимости строительства или реконструкции крупных социальных объектов, которые так часто нужны для реализации проекта. Использовать на капитальные вложения гранты от государства запрещено, льготные программы кредитования ограничены. Для таких социальных проектов мы разрабатываем программы цифрового краудфандинга, предусматривающие не только сбор средств, но и организацию общественного контроля за их целевым использованием.

До регистрации платформ в ЦБ РФ планируется запустить информационный сайт, где будет размещаться вся актуальная информация о цифровых финансовых активах из официальных источников, а также статьи и комментарии компетентных специалистов в сфере финансовых рынков.

Кроме того, планируется запуск сервиса тестирования проектов, который направлен на оценку интереса потенциальных инвесторов и (или) потенциальных клиентов данного бизнеса посредством сбора предварительных заявок о намерениях финансирования проекта в будущем. Также будет предусмотрен специальный чат проекта, в котором инвесторы смогут высказывать мнение о проекте, задавать вопросы, делать замечания, а предприниматели — в режиме реального времени оценивать интерес к их бизнес-­идее, узнавать мнение экспертов и при необходимости дорабатывать проект или продукт.

Дмитрий Зотов, руководитель дополнительного офиса ООО ИК «АТОН» в Краснодаре:

Продажа доли компании — еще один способ привлечь инвестиции для своего проекта. И в этом случае важно правильно определить стоимость компании. Чтобы это сделать, необходимо учесть множество факторов. Например, есть ли у компании специалисты, технические средства, какова конкурентная среда, запатентована ли технология и т. д. 

Приведу пример из реальной практики, как можно оценить бизнес. Возьмем условную компанию в сфере телекома — небольшого интернет-провайдера. Собственники компании поняли, что они «уперлись в потолок» и для дальнейшего развития им надо кого-то купить, а для этого нужны деньги. Тут либо привлекать кредитные, чего не хотелось бы, либо пускать инвестора, либо вкладывать свои. Второй сценарий развития, наоборот, продаться. В данном случае компания стабильно работающая, у нее есть показатели и выручки, и прибыли, маржинальность — 20 %. В таком случае логично определять стоимость в размере от пяти до семи-восьми годовых прибылей.

Стоимость также будет зависеть и от мотивов продажи. Если людям просто нужен кеш (англ. cash — «наличные». — Прим. ред.) и срочно, то это будет одна история, если привлекают инвестора — другая. В истории с телекомом, если бы я заходил как инвестор, заплатил бы шесть годовых прибылей, если бы увидел потенциал роста, то больше — от восьми до десяти, если бы этому оператору срочно требовались деньги на развитие, например на покупку более мелкого игрока, тогда предложил бы гораздо меньшую сумму. Как не продешевить в такой ситуации? Всегда смотрите на финансовые показатели и оценивайте темпы роста. И помните: торг в таких сделках будет всегда. 

Пока в России такой инструмент привлечения инвестиций мало популярен. Наши предприниматели не любят расставаться с долей. Да и инвесторы менее чем на 50 % + 1 % не согласны. В зарубежной практике инвесторы никогда не требуют 50 % компании, они лучше зайдут пулом и в дальнейшем будут коллегиально принимать решение.  

Олег Тюкаев, руководитель Краснодарского филиала ООО «Интерлизинг»:

Лизинг — это золотая середина между арендой и кредитом. У него есть преимущества аренды, так как лизинговые платежи можно отнести на расходы, соответственно, уменьшить налог на прибыль, и преимущества кредита: можно не замораживать оборотные средства на приобретение основных средств. Лизинг удобен также тем, что не требуется основной залог — предмет лизинга является залогом.

В первую очередь лизинг интересен для плательщиков НДС, так как они имеют возможность его возместить как с основного долга, так и с процентов. Что касается требования к сроку ведения бизнеса. У нас есть специальные продукты для стартапов. Срок существования бизнеса может быть и три месяца с даты регистрации, но при условии, если покупается высоколиквидный предмет лизинга, например автомобиль, и есть аванс не менее 30 % от общей стоимости. На стандартных условиях мы финансируем компании со сроком ведения бизнеса от шести месяцев. Мы запрашиваем минимальный пакет документов. Главное, чтобы это был реально существующий бизнес. Сегодня в 99 % случаев мы не выезжаем к клиенту, мы анализируем безусловные признаки финансовой деятельности. При выдаче лизинга на узкоспециализированное оборудование мы будем в первую очередь смотреть на клиента и на уровень спроса на приобретаемое оборудование, но в любом случае предложим условия приобретения.

Процент отказа у нас стремится к нулю. Еще на уровне заявки мы анализируем клиента, чтобы сформулировать условия. Если все устраивает, то начинаем оформлять сделку. Основной причиной отказа становится негативная кредитная история клиента. Нам, чтобы понять, насколько клиент «проходной», достаточно его согласия на обработку персональных данных и паспорта. В течение суток осуществляется проверка, и затем озвучиваем предварительное решение. В целом вся сделка может занимать сутки, если это высоколиквидный предмет лизинга и нам понятны условия.

Новости