Телеком-сети или телеком в сетях: грозят ли мобильным операторам массовые сбои
фото: pixabay.com

Телеком-сети или телеком в сетях: грозят ли мобильным операторам массовые сбои

Комиссия РСПП в связи с санкциями прогнозировала массовые сбои в работе российских сотовых сетей, представители телеком-компаний рассказали «Деловой газете.Юг», насколько хватит их резервов и стоит ли беспокоиться о работе сетей

Из-за введения санкций, ухода из страны высокотехнологичных компаний и оттока специалистов эксперты предрекают проблемы в работе отечественных сотовых сетей. Причем первые сбои могут появиться якобы уже этим летом. «ДГ. Юг» выяснила, как обстоят дела на самом деле, и обратилась к телеком-операторам.

О возможных массовых сбоях в работе российских сотовых сетей говорилось в докладе комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по связи и ИТ еще в марте этого года. По мнению комиссии РСПП, проблемы могут появиться из-за дефицита нового телекоммуникационного оборудования и постепенного износа действующего сегодня. Имеющихся резервов у операторов якобы хватит лишь на ближайшие полгода.

Согласно докладу по итогам заседания РСПП в марте этого года, стоимость телеком-оборудования в России уже выросла на 40 % из-за ухода зарубежных вендоров. И она может возрасти еще на 80%.

Курс на импортозамещение

Впрочем, участники рынка настроены оптимистично. Директор МТС в Краснодарском крае Сергей Ласкавый не видит оснований для беспокойства за работу существующих сетей МТС. По его словам, в компании есть достаточно большой запас оборудования и комплектующих. Кроме того, параллельно обсуждается сотрудничество с другими компаниями, в том числе и китайскими.

«В последние два года мы опережающими темпами увеличивали пропускную способность сети и модернизировали оборудование на территории России, — рассказал собеседник «ДГ. Юг». — Во время пандемии мы увеличили темпы строительства сети вслед за ростом потребления интернет-трафика населением. Это позволяет нам быть уверенными, что тот объем работ, который мы провели, послужит для нас хорошим заделом на продолжительное время».

В целом курс на импортозамещение в сфере технологий МТС проводит уже несколько лет. А в условиях санкций этот процесс только ускорился. 

«Мы видим перспективы в первую очередь для сервисов на базе интернета вещей и умных устройств. Уже сейчас на рынке доступны качественные платформы и устройства российского производства, — отметил Сергей Ласкавый. — Так, на днях мы объявили о покупке провайдера охранных систем «Гольфстрим», на базе которого МТС будет развивать отдельное направление систем для умных домов. А наработки в части искусственного интеллекта компании VisionLabs позволяют нам усилить имеющиеся решения».

Укрепили скоростные сети

Определенную работу провела и компания «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), чтобы уход производителей телеком-оборудования с российского рынка не сказался на качестве услуг и сервисов, предоставляемых оператором. Как рассказали «ДГ. Юг» в пресс-службе компании, в 2021 году «Билайн» в Краснодарском крае реализовал масштабный проект по развитию сети. Инвестиции в инфраструктуру региона составили более 2 млрд рублей. Компания не только построила новые базовые станции в Краснодаре, Сочи и других населенных пунктах, но и модернизировала оборудование более чем на 1000 объектах связи.

В частности, в Сочи «Билайн» в два раза расширил сеть 4G, обеспечивающую скоростной мобильный интернет, в горно-туристическом кластере. Кроме того, на территории края был проведен рефарминг (расширение полосы частот для интернет-трафика). В результате сеть 4G в Краснодарском крае выросла на 36 %. При этом на 35 % за год увеличилась скорость мобильного интернета.

В целом по стране «Билайн» значительно укрепил сеть 4G, обеспечивающую скоростной мобильный интернет. За последние четыре года в регионах России в результате масштабной стройки сеть 4G выросла почти в три раза. Дополнительный запас емкости позитивно влияет на дальнейшую работу сети в условиях продолжающегося роста трафика. Если пять лет назад абонент «Билайна» в среднем ежемесячно скачивал 2,8 Гб, то в конце 2021 года этот показатель вырос до 14,7 Гб.

В пресс-службе «МегаФона» нашему изданию ситуацию прокомментировали так: «Сейчас компания сосредоточена на обеспечении бесперебойной работы сети и реализации ранее запланированных проектов. Наши абоненты продолжают получать все необходимые услуги в полном объеме — это голосовая связь, интернет, сопутствующие сервисы. Что касается дальнейшей стратегии, то мы будем внимательно следить за текущей ситуацией и корректировать планы, если это будет необходимо».

Главное — сохранить устойчивость

К возможным сценариям ограничения деятельности как по линии импортозамещения, так и по линии отказоустойчивости ПО и оборудования готовились подразделения ИТ- и кибербезопасности, а также технической инфраструктуры в «Ростелекоме». Как пояснили в пресс-службе телеком-оператора, большинство из тех действий, которые компания предпринимает прямо сейчас, основано на базе мероприятий, которые уже были проделаны в рамках программы импортозамещения в предыдущие годы. В основе стратегии «Ростелекома» в последние пять лет был сделан фокус на создании собственных решений, многие из которых за эти годы уже технологически независимы. Все это позволяет не пытаться отвечать на текущие реалии с нуля, а, по сути, форсировать все те действия, которые предпринимались ранее.

Сегодня главное для компании — сохранение устойчивости, надежности и качества сервисов для всех категорий клиентов. В настоящее время цифровая инфраструктура и сети оператора работают в штатном режиме, заверили в «Ростелекоме».

«Несмотря на изменение экономического климата, телеком остается одной из наиболее устойчивых отраслей, — резюмировали представители компании Tele2. — Сейчас все сервисы работают в штатном режиме, усилия направлены на повышение эффективности процессов и поддержание работоспособности сетей. Оператор делает все возможное, чтобы сохранить высокое качество сервиса для клиентов».

Как отметили в пресс-службе, Tele2 последней из операторов обновила сеть в Краснодарском крае и Адыгее. Сеть строится опережающими темпами и с запасом прочности. Оборудование, установленное на базовых станциях, рассчитано на рост трафика. Что касается стоимости услуг сотовой связи, то в России тарифы являются одними из самых низких в мире. При этом качество услуг, которые предоставляют отечественные мобильные операторы, остается на высоком уровне.

Стоимость сотовой связи и интернета в нашей стране действительно относительно невысокая. Однако в апреле операторы «большой четверки» уже объявили о повышении цен на свои услуги в среднем на 10 %. Некоторые стали убирать архивные тарифы и запускать новые. Власти обещали следить, чтобы цены не росли выше инфляции. Но в целом претензий к операторам у них пока нет. Рост цен на сотовую связь эксперты связывают с разрешением Минцифры индексировать тарифы на основе актуальной экономической ситуации. Своего рода мера поддержки в условиях санкций.

Новости