Сделать фото в лаванде и попробовать лягушачьи лапки: как малый бизнес развивает агротуризм на Кубани
maisondesplantes.ru

Сделать фото в лаванде и попробовать лягушачьи лапки: как малый бизнес развивает агротуризм на Кубани

Представители отрасли агротуризма Кубани рассказали сайту «Деловая газета.Юг», изменилась ли посещаемость объектов в новых условиях, какой популярностью пользуются дегустации, и почему туристам нужно показывать, как содержатся лягушки, чтобы их захотелось съесть

В Краснодарском крае туристов принимает более 100 объектов сельского туризма. За последние годы их число выросло в 2,5 раза. Около 50 объектов приходится на гастрономический туризм. Такие данные приводит министерство курортов, туризма и олимпийского наследия региона.

По информации ведомства, поток туристов в данном сегменте постоянно растет, за последние годы рост составил более 30%. Всего в 2021 году объекты агротуризма приняли более 950 тыс. человек.

«Приоритет развития сельского туризма закреплен в региональном законодательстве – в стратегии социально-экономического развития  региона до 2030 года. Сельский туризм рассматривается в стратегии в качестве драйвера развития как сельского хозяйства, так и туризма. С 2017 года министерство организует и проводит бизнес-конференцию «Школа Агротуризма», ее проведение способствует популяризации и вовлечению предпринимательского сообщества в сферу аграрного туризма, демонстрации лучших практик реализации проектов в сфере аграрного туризма, обмену опытом», — прокомментировали в министерстве.

В ведомстве также подчеркнули, что направление является перспективным: оно дает импульс экономическому развитию сельских территорий и позволяет разгрузить морские курорты в летний период.

Как отмечают представители отрасли, спрос на объекты агротуризма в 2022 году в целом находится на уровне прошлого года, а у некоторых объектов наблюдается рост посещаемости на 10-15%. Среди проблем в развитии объектов агробизнеса игроки рынка особо выделяют одну – недостаточную развитость инфраструктуры. 

Как работается этим летом

Семейное ремесленное предприятие «Дом варенья» существует в Сочи почти четыре года, открыли его бывший рыбопромышленник с острова Сахалин Станислав Дорошенко и его жена. Сейчас под брендом «Дом варенья» работает не только производство сладостей – конфитюров, варенья, мармелада и конфет, но и одноименное семейное кафе в поселке Вардане.

Изначально кафе задумывали как точку притяжения туристов, но заведение стало популярным и у местных жителей. По словам маркетолога предприятия Татьяны Ляженко, в этом году здесь отмечается большее число посетителей.

«Мы ощутили прирост туристов летом, но в принципе мы существуем уже достаточное количество времени и стали более популярными, поэтому с чем именно это увеличение связано, сказать сложно. В процентах затрудняюсь ответить, но приток есть, это ощутимо», — рассказала девушка.

Она отметила, что посетителями являются туристы со всех городов России, среди местных – наиболее частыми гостями являются жители Лазаревского района, курортных микрорайонов Вардане, Лоо.

«Часто туристы которые едут в Сочи на своем транспорте, например, из Краснодара, останавливаются у нас, чтобы отдохнуть от тяжелой дороги, серпантина», — рассказывает Татьяна Ляженко.

фото Евгении Литвиновой
фото Евгении Литвиновой

По мнению девушки, в существующих условиях развитие объектов агротуризма является достаточно перспективным направлением для региона, особенно в Сочи. 

«Во-первых, не у всех сейчас есть возможность выехать заграницу, но люди хотят отдыхать в тепле и едут на море. Мы, конечно, ощущаем это на себе, видим, сколько туристов на улицах города летом и статистика турпотока это подтверждает. В Сочи все про природу, и люди едут сюда на отдых из городов, «каменных джунглей», — говорит девушка.

Некоторое увеличение посещаемости туристов ощутила и лавандовая ферма Maison Des Plantes Aromatiques, которая находится недалеко от Анапы. По мнению владельца Антона Сидорова, в этом году дополнительный приток дают именно те туристы, которые из-за напряженной обстановки опасаются ехать в Крым и поэтому останавливаются в Краснодарском крае.

«Сейчас люди при желании все равно могут провести отпуск заграницей. По нашим наблюдениям, летом туристов на Кубани стало чуть больше именно потому, что те, кто раньше ездил в Крым, решили отдохнуть у нас. Туристов стало больше на 10-15%», — рассказал Антон Сидоров.

Он отметил, что в основном о лавандовой ферме узнают благодаря отметкам в социальных сетях. «К нам часто приезжают блогеры, которые также находят нас самостоятельно. А потом их зрители смотрят контент и по их рекомендациям решают включать нашу ферму в маршрут своего путешествия», — рассказал владелец лавандовой фермы. 

Фото maisondesplantes.ru
Фото maisondesplantes.ru

В выходные ферма работает и как бистро, приезжает повар и готовит разные европейские блюда, в том числе пасту. 

«Еще мы практически уже полностью подготовили красивую тематическую площадку для игры в петанк, планируем проводить соревнования. Необходимо что–то придумывать, когда нет цветения лаванды, хотя и в этом случае люди к нам едут, чтобы насладиться атмосферой места. У нас много ретро-фургонов на территории, интересные строения, а также есть и другие южные растения помимо лаванды», — рассказал он.

По словам генерального директора «Солохаульского чая» Ирины Гордиенко, количество туристов на чайных плантациях в этом году не увеличилось. Гостей принимает «Усадьба Кошмана», которая находится в селе Солох-Аул. На территории объекта агротуризма расположена первая чайная плантация в России, дом-музей Иуды Кошмана, где можно узнать историю его жизни, увидеть инструменты сбора и переработки чая. Также на территории есть летний зал с верандой. 

«Снижения числа туристов нет, в целом динамика, как и в прошлом году. Мы находимся достаточно далеко от города, поэтому местные жители в основном приезжают к нам в выходные. А в целом нас посещают туристы со всей России», — отметила Ирина Гордиенко. 

По ее словам, продвижение агротуризма позволяет в целом развивать производство. «На экскурсиях туристы имеют возможность и познакомиться с нашей продукцией, и продегустировать ее. Мы рассказываем, какие технологии используются при производстве, в итоге получаем больше любителей своей продукции», — добавила Ирина Гордиенко.

Семейная ферма по выращиванию лягушек «M. Grenouille» («Месьё Гренуй», пер. с фр.: господин лягушка) начала проводить экскурсии с дегустацией для небольших групп туристов только в конце июля 2022 года. Ферма находится в станице Смоленской в 50 км от Краснодара. 

«Сейчас мы проводим дегустацию только для небольших групп, это 6-7 человек, ориентируемся на три семейные пары без детей. Нас с супругом двое, у нас нет помощников, и мы все организовываем сами, я готовлю. Поэтому пока собрать большую группу нереально. Под кронами деревьев на территории фермы стоит стол, там на природе мы проводим дегустации», — рассказала соосновательница фермы Оксана Пересечанская.

Сначала гостей знакомят с историей создания фермы, показывают один из ангаров, где можно увидеть стадии развития лягушек, посмотреть, в каких условиях они содержаться, и покормить их.

«Затем мы зовем гостей на небольшой фуршет, где попробуем несколько видов морских деликатесов: мидии, устрицы, улитки, причем не обычные виноградные, а деликатесные, и, конечно, наши лягушачьи лапки, а также сыры. Потом у людей есть возможность погулять по нашей территории, у нас здесь порядка 11 локацией, есть зона, где можно уединиться и почитать в гамаке, есть детская зона, костровая, где можно пожарить зефир на палочках, локации для фото и др. В целом где-то рассчитываем экскурсию на 2-3 часа», — рассказала девушка.

Фото со страницы vk.com/m_grenouille
Фото со страницы vk.com/m_grenouille

Оплату дегустаций супруги решили построить на американской системе pay what you want (вы платите столько, сколько хотите).

«Мы не ставим главной целью заработок денег, хочется, чтобы все люди, которые к нам приезжали заинтересовывались и загорались нашей идеей. Все вырученные деньги идут на развитие фермы, поэтому мы ввели такую систему. Признаюсь, заходит она сложно, потому что есть туристы, которые не часто посещают подобные дегустации и не знают на что ориентироваться. Мы с супругом отталкиваемся от средних цен по рынку за дегустацию — это от 1,5 до 2 тыс. за взрослого посетителя», — рассказала Оксана Пересечанская.

По словам девушки, она видит хорошую перспективу в развитии данного направления. 

«Мне кажется, люди должны доверять, видеть, в каких условиях содержатся лягушки. В менталитете русского человека еще нет устоявшегося представления о таких деликатесах. Такая культура только начинает развиваться, если к улиткам в качестве деликатесов, мы привыкли, то для лягушек еще должно пройти несколько лет», — поделилась мнением Оксана Пересечанская.

В будущем девушка также хотела бы реализовать экскурсии для детей по данному направлению, где они могли бы узнать о роли лягушек в экологии.

О наболевшем и планах

Как отмечает маркетолог ремесленного предприятия «Дом варенья» Татьяна Ляженко, компания сегодня не ощущает особых проблем в развитии направления, однако в целом стоит вопрос с организацией инфраструктуры для туристов, в частности транспортной доступности некоторых объектов агротуризма.

«Мы не особо ощущаем проблемы, разве что с дорогой. По серпантину — людям тяжело бывает до нас добраться, учитывая постоянные ремонты дорог и такой фактор как сильные осадки и сход селей. Все это, конечно, имеет место. Как турист, я понимаю, что на чайные плантации, которых у нас много, тоже можно добраться, ходят автобусы. Но в таком случае организация трансфера дополнительно ложиться на плечи предпринимателя – наверное в этом вижу основную проблему», — поделилась мнением девушка.

Как рассказала генеральный директор «Солохаульского чая» Ирина Гордиенко, организация работает как с туристическими фирмами, так и устраивает индивидуальные экскурсии.

«Не могу сказать, что есть проблема с тем, как к нам добраться. Можно доехать на личном автомобиле, воспользоваться услугами каршеринга, ходят туристические автобусы и общественный транспорт – правда в последнем случае придется немного пройтись. На мой взгляд, поддержка агротуризма со стороны властей сегодня чувствуется. Хотелось бы более развитую инфраструктуру в горных условиях», – отметила она.

Фото solox-tea.ru
Фото solox-tea.ru

Как отмечает основатель лавандовой фермы Maison Des Plantes Aromatiques Антон Сидоров, развитие агротуризма в Краснодарском крае является очень перспективным направлением. Для дальнейшего роста, по его мнению, необходимо развитие инфраструктуры и преференции для представителей отрасли. 

«Мы находимся в Семигорье. Здесь в непосредственной близости друг от друга есть несколько виноделен и наш объект. Многие люди останавливаются здесь, им было бы интересно прогуляться или взять в аренду велосипед и покататься, но делать это неудобно, так как нет пешеходных дорог и велодорожек. По сути, это буквально какие-то мелочи, но этого очень не хватает», — рассказал основатель фермы.

Он отметил, что сейчас главная задача – сделать стоянку для Maison Des Plantes Aromatiques. Для этих целей он вместе с супругой сняли соседний участок площадью 2 гектара и взяли кредит.

«Главная задача — сделать стоянку на следующий год, потому что было много жалоб, что ее нет. Сделать съезд не представляется возможным, это нереальные деньги. Поэтому мы рискнули и взяли кредит, чтобы оборудовать стоянку. Кроме того, планируем добавить еще что-нибудь интересное на новом участке», — поделился планами Антон Сидоров.

Новости