Потеря рынков и новые горизонты: что и куда экспортирует малый бизнес Кубани в условиях санкций
ru.freepik.com

Потеря рынков и новые горизонты: что и куда экспортирует малый бизнес Кубани в условиях санкций

Представители малого бизнеса Кубани, занимающиеся экспортом товаров и услуг, рассказали сайту «Деловая газета.Юг», с какими сложностями им пришлось столкнуться в связи с санкциями, сколько составили потери и как сложившаяся ситуация помогла открыть новые горизонты 

Введение западных санкций в отношении России сказалось на экспортной деятельности. По прогнозам экспертов, сокращение экспорта из РФ по итогам 2022 года ожидается на уровне 10-12%.

Некоторые экспортеры из Краснодарского края в результате мировых событий лишились части рынков сбыта, другие столкнулись с транспортно-логистическими сложностями. При этом, как отмечают предприниматели, шок на рынке, случившийся после начала спецоперации РФ, уже прошел. Сейчас экспортеры открывают для себя новые направления.

По данным Центра поддержки экспорта Краснодарского края, в начале 2022 года в регионе насчитывалось 1,68 тыс. предприятий-экспортеров, из них 87% — представители сегмента малого и среднего бизнеса. За 2021 год количество экспортеров из числа МСП выросло на 4,3%. 

Среди муниципалитетов Кубани по количеству предприятий-экспортеров лидируют Краснодар, Новороссийск и Сочи.

«Если говорить о несырьевом неэнергетическом экспорте, наши экспортеры — это производители и поставщики пищевых продуктов, безалкогольных и алкогольных напитков, сельскохозяйственных товаров, а также продукции химической, деревообрабатывающей промышленности, различной техники и оборудования», — рассказали в Центре поддержки экспорта региона.

Кубань входит в тройку крупнейших российских регионов, экспортирующих продукцию агропромышленного комплекса. В этой категории основной вид экспортной продукции – зерновые. Также кубанские компании экспортируют муку, крупы, растительные масла, фрукты, овощи, удобрения, химикаты, медицинские товары, бытовую химию, одежду и обувь. 

Среди наиболее интересных товаров из списка экспортируемых в центре назвали деревянные пазлы, крем-мед, банановые чипсы, авторские праздничные костюмы и т.д. 

Изменившиеся реалии

До введения западных санкций и ограничений в феврале 2022 года индивидуальный предприниматель Степан Рудаков экспортировал свою продукцию на известной международной торговой площадке Etsy. Его производство по пошиву детских костюмов для праздников – дней рождений, Рождества, Хэллоуина и др. – работает с 2019 года. 

«Мы зарегистрировались на этой площадке, разместили там фото праздничных костюмов и стали реализовывать свой товар. В этом нам очень здорово помогли, в том числе ребята из ЦПЭ региона, они оказывали нам поддержку. Основными клиентами на площадке были жители США, также много заказов отправляли в Европу. После того, как сайт полностью заблокировали для российских продавцов, мы потеряли иностранную аудиторию и этот рынок сбыта на 100%, начиная с февраля», — рассказала руководитель производства Наталья Рудакова.

Она отметила, что самыми популярными на площадке Etsy были костюмы для девочек «Русалочка», для мальчиков – костюм «Волшебник» и «Пират». Потери прибыли после блокировки площадки составили порядка 30-40%.

фото предоставлено Натальей Рудаковой
фото предоставлено Натальей Рудаковой
«Нам повезло, что мы ориентировались не только на иностранный рынок, но и на российский. Доля российского рынка, по сравнению с иностранным, у нас, конечно, была больше, мы изначально работали и создавали свой бизнес в России и ориентировались на местного потребителя. Иностранную аудиторию мы охватили уже позднее как дополнительную. Конечно, нам было сложно, после известных событий мы не имеем возможности ни продавать, ни получать платежи на площадке Etsy, поэтому мы остались работать только на российский рынок», — рассказала Наталья Рудакова.  

У компании по производству и установке автоматических пекарных линий Rusimex после февраля 2022 года на неопределенное время заморозился крупный контракт с Германией. В то же время, как рассказал коммерческий директор компании Вячеслав Лесовик, поставка оборудования продолжается в страны СНГ, Казахстан, Узбекистан и другие страны.

«Пять лет назад наша компания начала активно расти и развиваться как на территории всей России, так и за ее пределами. Производство у нас налажено в Китае. У нас не было никаких специальных стратегий по выходу на зарубежный рынок, но за счет востребованности наших линий, поставки оборудования сегодня осуществляются как по России, так и за ее пределами», — рассказал коммерческий директор компании.

Как отмечает Вячеслав Лесовик, сейчас у Rusimex, перебоев с поставкой оборудования нет.

«У нас были трудности, но они не столько связаны с событиями на Украине, сколько с пандемией коронавируса. Когда наблюдался локдаун в Шанхае, возникали сложности с поставкой оборудования. Сейчас же вся система у нас работает, выполняются все обязательства», — сказал коммерческий директор Rusimex.

фото с сайта rusimex.ru
фото с сайта rusimex.ru
По словам директора по логистике ООО «Европак» Анны Усачевой, сама сфера деятельности компании изначально предполагала выход на международные рынки. Сегодня «Европак» доставляет наливные, насыпные и генеральные грузы по всей России и более чем в 40 стран мира. Также компания оказывает услуги перевалки грузов контейнерными и судовыми партиями на терминалах и в портах России, включая Новороссийск, Владивосток, Находку, Астрахань, Санкт-Петербург, Калининград.

Анна Усачева отмечает, что сразу после событий в феврале рынок замер, казалось, что все действующие схемы поставок поломались, однако со временем стало понятно, что это не так: на рынок вышли новые игроки, изменились схемы поставок.

«Часть международных игроков ушли с рынка, например, Maersk, но пришли и новые игроки, в том числе и Азия, и Арабские Эмираты. Сначала мы все «заморозились», никто не понимал, как быстро нормализуется ситуация. Сейчас все приспособились и работают в новых условиях. Например, если раньше наша компания делала акцент на работе с крупными морскими игроками, то сейчас мы работаем с небольшими российскими собственниками, у которых есть контейнерное оборудование. Плюс китайские партнеры активно вышли на рынок с хорошими предложениями», — рассказала директор по логистике компании.

Анна Усачева также отметила, что в связи с ограничениями оборот в портах Балтики значительно просел в своем объеме, но в то же время сухопутные погранпереходы на стороне Дальнего Востока активно развиваются. 

«Если говорить о нашем направлении, то мы занимаемся наливными грузами, это базовые и растительные масла. Раньше растительные масла с Юга возили на цистернах на Европу, сейчас это все грузится в контейнера-флекситанки и отправляется в Китай. То есть производство идет, оно не останавливается, просто у нас новый потребитель, который активно все закупает», — отмечает Анна Усачева.

фото с сайта evropac.ru
фото с сайта evropac.ru
Новые решения

Как отмечают в Центре поддержки экспорта Краснодарского края, сейчас главная задача — помогать предпринимателям находить новые рынки сбыта, переориентировать их на перспективные, целевые экспортные направления.

Специалисты центра активно ведут работу по диверсификации рынков сбыта для субъектов МСП. 

«Сейчас делаем основной упор и ориентируем компании на рынки дружественных стран. В первую очередь, это страны ЕАЭС, СНГ, в целом ближнее зарубежье, где продукцию наших производителей давно знают, где она пользуется традиционным спросом», — рассказали в Центре поддержки экспорта региона.

В частности, центр провел две бизнес-миссии в Казахстан и Белоруссию. Итогом деловых встреч стали договоренности о поставках продуктов питания, средств гигиены, косметики, оборудования для производства ПЭТ-тары и других товаров кубанских производителей в торговые сети Казахстана и Белоруссии.  Заключено несколько экспортных контрактов. 

В сентябре предприятия Кубани примут участие в универсальной торгово-промышленной выставке «Armenia EXPO 2022», бизнес-миссии в Азербайджан. В планах – два международных выставочных мероприятия и бизнес-миссия в Узбекистан. 

Как отмечает руководитель производства по пошиву детских костюмов для праздников Наталья Рудакова, в России начинается высокий сезон для таких товаров, поэтому сейчас они нацелены на внутренний рынок. Однако в перспективе рассматривают для себя направления Востока, Азии.

Предприниматель отмечает, что уже сейчас создаются аналогичные Etsy площадки, одна из них Pinkoi (Прим.: Платформа электронной коммерции, ориентированная на продажу оригинальных дизайнерских товаров из Восточной и Юго-Восточной Азии, базирующаяся в Тайбэе, Тайвань).

«На мой взгляд, эта площадка еще достаточно сырая, но это уже альтернатива. Сейчас мы сталкиваемся с другой проблемой – курс доллара. Действующий курс нам не выгоден. В себестоимость товара закладывается и стоимость доставки, и комиссии платежных систем. А доставка, например, в США начинается от 3 тыс. рублей. Получается, что по прежним ценам нам не выгодно продавать товар, а по нынешним ценам зарубежным покупателям он может обходиться дорого», — говорит Наталья Рудакова.

Как рассказал коммерческий директор компании Rusimex Вячеслав Лесовик, в настоящее время компания открывает для себя новые направления.

«Сейчас мы запустили трафик на Индию, Армению, активно начинаем работать по этим направлениям. Мы готовы работать по всему миру. Думаю, когда международные события изменятся, география нашего присутствия станет еще шире», — сказал он.

По словам директора по логистике ООО «Европак» Анны Усачевой, сложившая в мире ситуация стала толчком для поиска и развития новых маршрутов и решений в сфере перевозок грузов.

«Сегодня изменились схемы поставок. Какие-то устоявшиеся партнерские отношения поломались, но открылись новые горизонты. Активно вступают в диалог Индия и Иран. Например, раньше многие присматривались к портовому иранскому городу Бендер-Аббас, но активно с ним не работали. Сложившаяся же ситуация стала толчком для развития новых маршрутов и решений», — заключила Анна Усачева.

Новости