Масштабируем бизнес: как создать франшизу и запустить ее продажи
фото: freepik.com

Масштабируем бизнес: как создать франшизу и запустить ее продажи

Сооснователь агентства «Безопасный франчайзинг» Юлия Моисеева рассказала, с чего начать создание собственной франшизы, как разработать ее концепцию и упаковку, на что важно обратить внимание при продаже предложения и выборе партнеров

Франчайзинг — самый простой и наименее затратный вид масштабирования бизнеса. Когда вы строите франчайзинговую сеть, ваш бизнес начинает стоить дороже. О том, как создать сильную сеть, рассказывает в серии публикаций эксперт по созданию франшиз, сооснователь агентства «Безопасный франчайзинг» Юлия Моисеева.

По ее эксперта, сегодня рынок франшиз перенасыщен различными предложениями, и само слово «франшиза» сильно дискредитировано. 

«Первое, что вы должны знать: запуск франчайзинговой сети — это не расширение вашего существующего бизнеса, а создание принципиально нового. Не стремитесь заниматься запуском сети самостоятельно — обращайтесь к профессионалам», — дала совет Юлия Моисеева.

Термины, чтобы не путаться

Франчайзер — лицо, продавшее франшизу (управляющая компания).

Франчайзи — лицо, купившее франшизу (партнер).

Франчайзинг — вид масштабирования бизнеса, когда одна сторона по договору за определенную плату и на определенный срок передает другой стороне право вести бизнес по бизнес-модели франчайзера, по его технологии и под его наименованием.

Франчайзинговая сеть — система, образуемая головным предприятием и объектами, работающими по франшизе данного предприятия.

Франшиза — разрешение вести бизнес от лица франчайзера, используя его технологию и наработки.

Первые шаги от мыслей к делам

Тем, кто задумался о запуске франшизы, Юлия Моисеева советует первым делом оценить, насколько бизнес к этому готов. 

«Если ваш бизнес работает более года, стабильно генерирует прибыль, не требует вашего участия, заметен на своей территории, к вам обращаются потенциальные франчайзи, то вперед к созданию франшизы. Очень важно также, чтобы были отточены все бизнес-процессы: маркетинг, привлечение и удержание клиента, поставки, поиск, наем и мотивация персонала, работа с отзывами и т. д.», — объяснила эксперт.

Для того чтобы приступить к процессу создания франшизы, необходимо провести подготовительную работу:

•    присвоить соответствующий код ОКВЭД (77.40);

•    зарегистрировать товарный знак;

•    сформировать отдел франчайзинга;

•    создать бизнес-план управляющей компании (не путать с бизнес-планом франшизы);

•    проработать фирменный стиль (айдентику);

•    выстроить сильный маркетинг в вашем бизнесе.

Упаковка

При создании самой франшизы, рассказала Юлия Моисеева, важно понимать, что существует внутренняя и внешняя части франшизы. «Внешняя — та, с которой взаимодействует потенциальный франчайзи. Внутренняя — зерно, суть будущей франшизы, ее база и фундамент. Без внутреннего наполнения нет франшизы в принципе. Если вы создали внешнюю часть упаковки, но не создали внутреннюю, вам нечего продавать, у вас франшиза-пустышка или так называемая лжефраншиза», — пояснила эксперт.

Внутренняя упаковка — конструирование франшизы: 

•    аудит рынка (проводим, чтобы выявить прямых и косвенных конкурентов);

•    аудит внутренних бизнес-процессов (найти узкие места);

•    создание концепции франшизы (составить конкурентоспособное предложение);

•    создание маркетинговой стратегии продвижения франшизы;

•    юридическая упаковка (договор франчайзинга / лицензионный договор, защита коммерческой тайны, а также любые другие договоры, которые франчайзер и франчайзи могут заключать как между собой, так и с другими лицами для ведения своего бизнеса);

•    создание диаграммы Ганта (календарный план запуска вашего бизнеса для франчайзи);

•    создание дорожной карты запуска вашего бизнеса для франчайзи и для УК;

•    описание бизнес-процессов компании (создание франчбука, который состоит из двух частей: руководства по запуску и руководства по управлению).

Внешняя (маркетинговая) упаковка:

•    сайт франшизы;

•    маркетинг-кит (презентация);

•    бизнес-план (финансовая модель франшизы);

•    фотосессия;

•    брендбук;

•    создание воронки продаж (подбор и настройка каналов лидогенерации, внедрение CRM-системы для обработки лидов и т. д.).

Концепция франшизы

Еще один важный шаг — концепция франшизы. «Это то, за что вам платит франчайзи, комплекс информации и услуг, которые вы передаете/оказываете франчайзи как на этапе запуска, так и на этапе дальнейшей работы объекта. Например: каждый франчайзер обещает помочь с подбором помещения, только у одних это чек-лист с характеристиками помещения, а другие в рамках франшизы подберут вам помещения и еще свяжутся с собственником, чтобы поторговаться. Таким образом можно рассмотреть каждый пункт: помощь с подбором персонала, закупки и т. д.», — сказала Юлия Моисеева.

О деньгах

Построив сеть, отметила эксперт, можно монетизировать ее разными способами. Доход от франшизы может быть как единоразовым, так и ежемесячным.

На чем зарабатывает франчайзер:

•    паушальный взнос (плата за покупку франшизы — в среднем 500 тыс. рублей);

•    роялти (ежемесячный платеж, может представлять собой фиксированную сумму, например 30 тыс. рублей, либо выражаться в процентах от оборота, например 3%);

•    маркетинговый сбор (ежемесячный платеж на развитие бренда сети);

•    поставки товара от УК;

•    совместные закупки (скидки от поставщиков от объема заказа);

•    агентское вознаграждение от рекомендованных поставщиков;

•    продажа франчайзером дополнительных услуг (услуги бухгалтера, юриста, маркетинг, поиск и подбор персонала, ведение соцсетей, услуги кол-центра, IT и т. д.).

Партнеры

Для эффективного развития сети, по словам Юлии Моисеевой, немаловажно составить портрет потенциального партнера. 

«Чтобы построить сильную сеть, нужно выбрать сильных партнеров. Очень часто во франчайзинг приходят люди с полным отсутствием понимания, что такое бизнес и что им необходимо заниматься. Они уверены, что, поскольку купили франшизу, бизнес теперь должен работать на них самостоятельно, делать ничего не нужно и вообще УК сама теперь должна на них работать. Это большая ошибка, она стара как мир, но по-прежнему существует, и новоиспеченные франчайзи продолжают совершать ее снова и снова», — рассказала сооснователь агентства «Безопасный франчайзинг».

Для составления портрета необходимо определиться, какого партнера основатель франшизы видит рядом с собой, какие у него должны быть навыки, опыт, возраст и пол.

Продажи франшизы

Продажи франшизы, отмечает Юлия Моисеева, — это управляемый процесс. «Управлять можно только тем, что подлежит учету, поэтому каждый лид, звонок, СМС, письмо, договоренность и т. д. должны быть зафиксированы в CRM-системе. Нет учета — нет продаж», — считает эксперт.

Инструментов продаж существует множество, какие-то неизменны, какие-то появляются и исчезают. Поэтому использовать только одну онлайн-воронку продаж (контекст, таргет) специалист считает недостаточным и рекомендует использовать, в том числе, нестандартные решения (публикация в СМИ, в том числе в печатных изданиях, ведение всех соцсетей, в том числе телеграм-канала, «Дзен» и TikTok, участие в выставках, телепередачах, интервью, в том числе ютьюб-каналам, и т. д.).

«Важно использовать все инструменты, даже если они кажутся вам устаревшими, странными и нелогичными. Помните: франчайзинг пережил две мировые войны и Великую американскую депрессию, переживет и новые кризисы. Главное — это любить свое дело и верить в свой продукт», — заключила эксперт.

Читайте нас в социальных сетях