Феминизация и дефицит молодых кадров: что происходит на рынке труда Кубани
freepik.com

Феминизация и дефицит молодых кадров: что происходит на рынке труда Кубани

Эксперты рассказали о ситуации на рынке труда Краснодарского края, как повлияли на него уход иностранных компаний и частичная мобилизация, а также о тенденции на феминизацию и дефиците молодых специалистов

Ситуация на рынке труда Краснодарского края сейчас оценивается как стабильная, на одну вакансию в среднем претендуют порядка пяти кандидатов.

В то же время, после частичной мобилизации в России отмечается тенденция на феминизацию. Также наблюдается дефицит молодых специалистов. Об этом в своем выступлении в рамках онлайн-форума для предпринимателей Краснодарского края «Стратегия 2.0» рассказала директор hh.ru Юг Олеся Лавренова.

Участие в мероприятии приняли более 1 тыс. предпринимателей. Организатором выступил Фонд развития бизнеса Краснодарского края.

Как рассказала Олеся Лавренова, в пики тревожных настроений населения на рынке труда всегда наблюдается падение количества открытых вакансий до 30%. Так было после первых ограничительных мер в связи с COVID-19 и после начала СВО в феврале 2022 года. Однако, говорит Олеся Лавренова, после каждого кризиса вакансий становилось только больше, чего нельзя сказать о числе размещаемых резюме.

«Каждый раз, когда происходит кризис в экономике и политике, работодатели первым делом перестают нанимать людей и открывать новые вакансии, а также закрывают уже размещенные вакансии. Но и после ограничений из-за COVID-19, и начала спецоперации динамика по вакансиям восстанавливалась. Вакансий становилось только больше после каждого из кризисов. А вот про динамику резюме мы сказать такого не можем, потому что количество людей в России не прибавляется уже давно», — рассказала эксперт.

Олеся Лавренова добавила, что в Краснодаре динамика вакансий в моменты кризиса была выражена еще ярче. «У нас и падение было более существеннее, чем в целом по России, и восстановление произошло более заметное в обоих случаях: и после начала пандемии, и после 24 февраля. При этом мы можем сказать, что с лета рынок труда в целом стабилен», — сказала она.

Согласно hh.индексу (показывает дефицитность специалистов через отношение количества активных резюме к вакансиям), с лета на рынке труда России наблюдается нормальная конкуренция – на одну вакансию претендует в среднем 5 человек. «Пик индекса hh приходился на постковидное время, когда действительно все работодатели вакансии заморозили, а соискатели, наоборот, размещали резюме. Сейчас такую картину мы не наблюдаем», — отметила Олеся Лавренова.

По ее словам, в Краснодарском крае индекс.hh несколько ниже, чем в целом по России. «В Москве и Санкт-Петербурге количество людей, претендующих на одну вакансию, является самым большим, если взять все остальные регионы. В среднем в России цифра находится на уровне 5, в Южном федеральном округе и в Краснодаре это цифра немного меньше. Это значит, что у нас конкуренция за людей выше, чем в среднем по РФ», — говорит эксперт.

Олеся Лавренова отмечает, что сегодня в большинстве профессиональных сфер на вакансии нет очереди из кандидатов. 

«Единственная профицитная сфера из всех, которые мы можем наблюдать у нас на сайте — юриспруденция. Сейчас работодателю легко найти, пожалуй, только юриста. В большинстве сфер, которые представлены у нас на ресурсе, мы наблюдаем дефицит сотрудников», — сказала она.

В частности, в сфере строительства, недвижимости на одну вакансию претендует меньше полутора человек, то есть отрасль испытывает существенный дефицит, так же, как медицина.

Что влияет на рынок труда?

Как отмечает директор hh.ru Юг, на рынок труда влияет целая группа социально-демографических факторов. 

«На текущий момент количество людей, находящихся в возрасте новичков на рынке труда, вчерашних выпускников вузов 20-24 лет, которых можно обучить, стало в два раза меньше, чем было 10 лет назад.  А те кандидаты, кому от 30 до 35 лет, находятся в острейшем дефиците. И дефицит мы будем испытывать по отношению к этим людям еще продолжительное время. С точки зрения работодателей, это самые желанные соискатели, потому что их уже не нужно обучать с нуля, у них есть какая-то квалификация», — говорит Олеся Лавренова.

По словам эксперта, продолжает подпитывать дефицит на рынке труда общее старение населения. 

«Сейчас мы отмечаем такую штуку, как показатель демографической нагрузки. Это означает, что на 1 тыс. работающих людей в трудоспособном возрасте у нас приходится почти 800 человек в нетрудоспособном возрасте. Это очень серьезная нагрузка на работающее население страны. И ситуация будет ухудшаться. Планируется, что в ближайшие 10 лет в составе рабочей силы существенно сократится доля тех, кому меньше 40 лет», — отмечает эксперт.

Отсроченное влияние частичной мобилизации

Частичная мобилизация, которую объявляли в России осенью 2022 года, сильно повлияет в будущем на рынок труда, считает Олеся Лавренова. 

«Мобилизация изменит половозрастную структуру рынка труда. Как она изменится, мы сможем подсчитать только по прошествии нескольких лет. Но, я думаю, какие-то первые итоги этого влияния мы сможет увидеть в течение года», — сказала эксперт.

Уже сейчас, говорит Олеся Лавренова, отмечается первая слабая тенденция на феминизацию рынка труда. «Мы видим, что после 21 сентября работодатели примерно на 5% реже стали приглашать мужчин на вакансии и примерно на 3% стали чаще приглашать женщин. Нельзя сказать, что эта тенденция сейчас какая-то уже ярко выраженная. Но, безусловно, работодателям придётся посмотреть в сторону женщин на те позиции, куда раньше традиционно предпочли нанимать мужчин», — сказала она.

 Олеся Лавренова также обратила внимание на сокращение количества соискателей, что также повлияло и будет влиять в будущем на рынок.

«По состоянию на первое полугодие 2022 года наблюдалась демографическая убыль примерно 100 тыс. человек. Это было в два раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Сейчас мы наблюдаем настоящую утечку кадров за границу. Подсчет ущерба только предстоит. Мы можем только проанализировать, что за всего лишь один месяц, с 10 сентября по 10 октября, количество резюме соискателей с российским гражданством, которые рассматривают вакансии в других странах и находятся на территориях другой страны, выросло на 66 тыс. человек. Лидером здесь является, безусловно, Казахстан», — проинформировала она.

Отрицательное влияние частичной мобилизации на рынок труда в Краснодарском крае отмечает и профессор кафедры мировой экономики и менеджмента Кубанского государственного университета Людмила Воронина. По мнению эксперта, это еще более усугубит ситуацию с дефицитом рабочих профессий.

«По данным агентств по подбору персонала, все рабочие специальности, например, токари, фрезеровщики, слесари — уже сейчас находятся в дефиците, и до этого у них была нехватка рабочих рук.  Скоро у нас в регионе будет посевная, частичная мобилизация выбила как раз таких специалистов, как механизаторы, агрономы — т.е. это средний технический класс», — сказала Людмила Воронина.

По мнению профессора, повлиять на решение проблемы с нехваткой рабочих специальностей могло бы возвращение системы наставничества, которая функционировала в Советском Союзе. Кроме того, считает эксперт, можно реализовывать региональные программы для специалистов дефицитных отраслей, которые приезжают на Кубань из других регионов. 

Уход с рынка иностранных компаний

Влияние ухода иностранных компаний на рынок труда в России было менее значительным, чем многие предполагали, говорит Олеся Лавренова.  

«Многие говорили, что уход иностранных компаний с нашего рынка труда должен вызвать незамедлительную безработицу, что многочисленные сотрудники IKEA и McDonald’s должны выстроиться в очередь в центры занятости. Этого не произошло. Дело в следующем —  только чуть меньше 3% российского рынка труда прямо или косвенно были связаны с иностранным бизнесом», – пояснила эксперт.

Также она отметила влияние на рынок труда ухода иностранных разработчиков программного обеспечения. По мнению Олеси Лавреновой, в лучшем случае заставит быстрее заняться разработкой отечественного качественного ПО. 

«Наша страна очень сильна в этом направлении, поэтому, думаю, именно такой путь нам предстоит выбрать. Но в каком-то периоде потенциально возможно снижение технологичности процессов. Например, что-то, что раньше делалось автоматически в силу наличия лицензионного программного обеспечения, сейчас, возможно, придется делать руками. А это повышает потребность в людях», — заключила эксперт.

Новости