Важные компетенции: как улучшить коммуникативные навыки
фото из личного архива Елены Морозовой

Грамотный бизнес: когда может понадобиться медиатор

Президент Центра переговоров и урегулирования споров Елена Морозова рассказала «Деловой газете. Юг», почему сегодня медиация актуальна, как с ее помощью наладить бизнес и сохранить репутацию при конфликте сторон

Федеральный закон о медиации приняли еще в 2010 году, а изменения в него были внесены в 2019 году. Тем не менее еще мало кто знает о возможности досудебного урегулирования споров с помощью специалиста посредника. 

Как отмечает президент АНО ДПО «Центр переговоров и урегулирования споров (медиации)» и ассоциации профессиональных медиаторов «Единство» Елена Морозова, для бизнеса медиация дает множество преимуществ и одни из ключевых — конфиденциальность и репутация. 

«Бизнес ценит время и репутацию, то есть принцип медиации, закрепленный в законе, гарантирует конфиденциальность», — рассказала эксперт. 

Для того чтобы сохранить репутацию и время, отмечает Елена Морозова, необходимо своевременно обратиться к медиатору — специалисту, который является посредником при разрешения конфликтных ситуаций.

«Важно искать медиатора заранее, чтобы сэкономить время на поиске, и обращаться непосредственно сразу. Поэтому можно выбрать того специалиста, который, на ваш взгляд, более профессионален и опытен в данной сфере», — поделилась эксперт.

«Зачастую именно предпринимательские споры люди не готовы обсуждать за столом переговоров, так как они обычно обращаются за помощью на той стадии, когда уже нет желания и готовности видеть друг друга, а репутация была слегка нарушена. По этой причине медиация — это очень гибкая процедура, помогающая снизить эмоции, чтобы вывести на решение, которое важно получить», — рассказала Елена Морозова.

По словам эксперта, важно обратиться к специалисту, который подскажет, какой путь разрешения конфликтной ситуации лучше выбрать. 

«Это могут быть консультация, отдельные встречи, переговоры или медиация. Даже если люди уже обратились в суд, договориться можно. Тогда специалист находит выход в виде мирового соглашения. Можно договориться и на стадии исполнения, потому что, если не учтены истинные потребности и интересы каждой стороны, не всегда люди готовы исполнять условия, они начинают искать различные лазейки, чтобы не реализовывать состоявшееся решение суда», — отметила эксперт.

Она обратила внимание, что с 25 октября 2019 года Федеральный закон № 198-ФЗ позволяет зафиксировать договоренности, достигнутые в результате переговоров с медиатором, в виде медиативного соглашения, которое может быть удостоверено у нотариуса. 

Согласно закону, такое соглашение приобретает силу исполнения наравне с решением суда и может являться основанием для возбуждения исполнительного производства. 

«Зачастую именно добровольно выполняются те договоренности, которые достигнуты с учетом потребности и интереса каждой стороны, а в этом как раз и смысл нашей работы. Сложность в том, что не все готовы изначально озвучивать их прямым текстом. Иногда люди не хотят, чтобы об этих целях знала другая сторона. Тогда медиатор помогает выработать форму подачи информации, удобную для обратившегося клиента, чтобы сохранить его достоинство, репутацию и тайну в тех вопросах, которые ему важны», — пояснила Елена Морозова.

Она подчеркнула, что процедура медиации сегодня очень гибкая. Можно работать онлайн и по видеосвязи. Поэтому решать проблемный вопрос таким образом возможно, если споры и претензии возникают между предпринимателями и бизнесменами, находящимися в разных городах и даже странах.

«Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» включает в себя такое понятие, как ко-медиация, то есть урегулирование спора двумя медиаторами. Тогда в дело включаются два медиатора: один — из региона заявителя, а другой — из региона второй стороны спора. Это очень удобно, и не нужно оплачивать проезды, переезды, гостиницы и так далее», — рассказала эксперт.

Также медиаторы проводят обучающие программы для компаний, строительных и риелторских агентств, чтобы обучить их сотрудников ведению переговоров, поскольку сейчас очень важны и особые условия обслуживания клиентов. 

«Бизнес ценит повторные обращения клиентов. Будут ли их рекомендовать, уйдет ли клиент довольный, какую информацию он будет распространять о данной компании или предпринимателе. Поэтому медиаторы помогают выстраивать коммуникацию с потребителями и покупателями, а также налаживают продажи через особые условия взаимодействия с использованием определенных переговорных техник, выстраивая линейку продаж, которая поможет компании или бизнесу быть конкурентоспособными», — отметила Елена Морозова.

Читайте нас в социальных сетях