Организация собственного бизнеса — сложный и трудоемкий процесс, но даже в такой ситуации можно воспользоваться инструкцией. «Деловая газета. Юг» совместно с управляющим партнером ООО «Центр бизнес компетенций» Василием Жабиным подготовила пошаговую инструкцию для тех, кто хочет открыть свое дело, но не знает, с чего начать.
Шаг первый: идея и цели

Чтобы определиться с идеей для бизнеса, спросите себя:
— Я буду предоставлять товары или услуги? Хотя оба аспекта зачастую требуют творческого подхода, при производстве товаров необходимо продумать уникальность изделия;
— Что у меня получается лучше всего? Это может быть и ловля рыбы, и рисование, и даже выпечка. Главное — не стесняйтесь своих навыков;
— Дефицит каких товаров или услуг существует в регионе? Если ниша переполнена, то что оригинального я могу предложить? Исключительность или самобытность бизнеса может стать главным механизмом в последующем продвижении;
— Как я могу усовершенствовать существующие бизнес-концепции? Некоторые успешные предприятия не основоположники идей, однако они вывели их на новый уровень и тем самым выделили себя среди других;
— Для кого будет мой бизнес? Без клиентов не будет и предпринимателей, поэтому данный вопрос является одним из самых важных. Определите пол целевой аудитории, возраст и социальный статус.
Если у вас после ответов на данные вопросы не получается придумать идею самостоятельно, обратитесь за помощью к родственникам или друзьям: мозговой штурм может быть крайне полезен.
«Самый главный вопрос, который должен задать себе будущий предприниматель, — для кого будет продукт, товар или услуга? Кому это нужно, где и за сколько их продавать?» — говорит Василий Жабин.

После определения цели и идеи следует проанализировать, поможет ли новый бизнес добиться желаемых результатов. В случае отрицательного ответа стоит поразмыслить, можно ли дополнить задумку или обратиться к новой концепции.
«Прежде чем запускать какой-то проект, следует сделать минимальный жизнеспособный продукт. Протестировать на этом продукте своих клиентов, целевую аудиторию, технологию: как, где и за сколько продавать. Предприниматель уже будет в более выгодном положении, поскольку будет понимать, сколько на этом можно зарабатывать», — советует Василий Жабин.
Шаг второй: бизнес-план

«При разработке бизнес-плана нельзя упускать из виду экономику проекта. Прежде всего следует хотя бы примерно спрогнозировать количество клиентов и определить цену на товар или услугу. Исходя из этого будет понятно, можно ли в данном направлении двигаться или нет», — рассказал специалист в области бизнеса.
Как составить бизнес-план:
— Определите постоянные и переменные расходы. Туда могут войти: арендная плата, затраты на производство и доставку продукции, налоги и потенциальная заработная плата для работников;
— Проанализируйте свой потенциальный рынок. Трезво оцените, будет ли продукция или услуга востребована, сколько клиентов потребуется для достижения точки безубыточности и кто будет потенциальным покупателем;
— Определите стоимость продукции или услуги. Проанализируйте среднерыночную стоимость и сопоставьте с расходами на производство — после продажи товара вы должны оставаться в прибыли;
— Оцените конкуренцию. Если рынок переполнен или неактуален, то потребуется много времени и сил на продвижение и стабилизацию бизнеса;
— Добавьте расходы на маркетинг. Для того чтобы о вас узнали потребители, зачастую необходима реклама;
— Изучите законы. Убедитесь, что ваше предприятие не будет нарушать нормы правопорядка.
При написании бизнес-плана рекомендуется использовать прямолинейные описания без вычурных слов. Также важно указать форму предприятия — ООО, ИП или АО, чем будет заниматься компания, какие достижения есть у начинающего предпринимателя и какие могут быть непредвиденные обстоятельства.
Также стоит подготовить пояснительную записку — обобщение всего, что изложено в бизнес-плане. Желательно, чтобы пояснения были не более двух страниц и включали в себя самую важную информацию: финансовую часть, деятельность компании, суть идеи и анализ рынка.
Шаг третий: финансирование

— банки;
— господдержка и соцконтракты;
— частные инвесторы или бизнес-ангелы;
— друзья или родственники;
— краудфандинг (коллективное финансирование).
Для поиска стороннего источника финансирования можно обратиться в фонды, где проходят встречи с инвесторами, или на специальные витрины, где можно выставить бизнес-план стартапа. Если у вас планируется запуск личного бренда, коллективное финансирование в соцсетях может помочь в осуществлении плана благодаря вашей известности.
«В привлечении инвесторов многое зависит от объема денежных средств, которые нужны предпринимателю. Но, чтобы найти первых инвесторов, самое главное — сделать проработанный бизнес-план и попробовать запустить первые продажи. После этого найти инвесторов, как правило, намного проще», — поделился Василий Жабин.
Важно помнить, что вне зависимости от источника финансирования вам потребуется составлять отчеты о доходах, расходах и прибыли компании минимум раз в полгода.
Шаг четвертый: документация

Если вы:
— Самозанятый: регистрацию деятельности можно провести в приложении «Мой налог»;
— ИП: подайте заявление в уполномоченные органы, например в МФЦ или налоговую. Вам потребуются паспорт с пропиской, ИНН и выбранные заранее виды деятельности (ОКВЭД);
— ООО: регистрация, как и в случае с ИП, происходит через уполномоченные органы, однако список документов для регистрации немного иной. Так, будут нужны паспорта учредителей, гарантийное письмо в случае аренды или свидетельство на право собственности и типовой устав (можно выбрать на сайте налоговой).
Важно понимать, что в случае регистрации ООО предстоит сначала определиться с местом ведения бизнеса.
«Если мы говорим про документы при взаимодействии с инвесторами, то самый главный, или самый основной, документ — это указ или договор с инвестором. Это то, что определяет роли, распределяет доли бизнеса и, соответственно, предопределяет то, как будет распределяться будущая прибыль. Надо четко определить, в каких решениях инвестор должен участвовать, а в каких нет. От этого во многом зависит дальнейший успех компании, потому что часто инвестор стремится максимально ограничить предпринимателя в свободе действий, но, как правило, это плохо сказывается на проекте», — рассказал управляющий партнер ООО «Центр бизнес компетенций».
Шаг пятый: инфраструктура

— Помещение. Офис или завод, клиентский кабинет или работа из дома? Отталкивайтесь от вида деятельности и выберете не только подходящий, но и наименее затратный вариант;
— Оборудование. Без необходимых приборов работа будет невозможна, поэтому заранее продумайте инфраструктуру. К примеру, для пекарни необходимо приобрести печи и холодильники, для производителя игрушек — швейные машины;
— Наймите необходимый персонал, если того требует форма организации деятельности;
— Продумайте логистические цепочки. Отталкивайтесь от местоположения потенциальных клиентов и выбирайте оптимальные варианты;
— Организуйте систему учета. Отчетность позволит оптимизировать ведение бизнеса и отследить движение денежных средств.
Затраты на данном этапе могут быть минимальны, если вы остановились на оказании услуг в качестве самозанятого: например, для работы консультантом по различным вопросам потребуется ноутбук и собственная квартира или съемный офис. Для старта промышленного производства потребуются более существенные вложения.
Еще один важный пункт: организация оплаты. Приобретите необходимые терминалы и кассы, по необходимости наладьте онлайн-продажи через маркетплейсы или сервисы объявлений.
«Во многом выгодность того или иного способа оплаты зависит от вида бизнеса — если предприниматель открывает интернет-магазин или планирует что-то продавать через интернет, то ему понадобится онлайн-касса, интернет-эквайринг и другие опции. Самый элементарный эквайринг на сегодняшний день стоит от 0,7% до 2% от стоимости покупки. Если человек открывает розничный магазин, достаточно эффективно будет производить расчеты в наличной форме», — советует эксперт.
Шаг шестой: маркетинг

Еще один важный этап — создание сайта компании, лендинг-страницы или личного блога: так вас смогут найти в интернете и ознакомиться с предоставляемыми услугами или продукцией.
«Самый простой, доступный и эффективный способ рекламы на старте — интернет-реклама: SEO-реклама и продвижение. Это позволяет быстро идентифицировать клиентов, понимать специфику рекламы и сколько стоит каждый привлеченный клиент. Сегодня целесообразнее начинать и пробовать запускать рекламу именно в цифровой среде», — сказал Василий Жабин.
Шаг седьмой: развитие
После того, как вы создали свой бизнес или организовали деятельность в качестве самозанятого, наладили производство и продажи, важно не останавливаться на достигнутом, а развиваться и масштабировать свое дело.
«Когда предприниматель чувствует, что может что-то зарабатывать, ему следует систематизировать свой бизнес и подготовить его к масштабированию: написать бизнес-процесс, распределить роли и сформировать эффективную команду. Предприниматели на старте выполняют большое количество функций, а как только бизнес начинает расти, это становится невозможным», — заключил бизнес-специалист.
Александр Полиди, доктор экономических наук, бизнес-консультант

Также я бы сейчас советовал обратить внимание именно на сферу производства. Не важно, в какой отрасли, но если это замещает импорт и если идет в те ниши, которые сейчас высвобождаются, то сейчас это целесообразно и однозначно имеет право на существование».
Евгений Панасенко, директор по развитию бизнеса компании B1 в ЮФО

Мое убеждение: это прерогатива не крупного бизнеса, который принимает более взвешенные решения. Данная ниша больше для малого бизнеса. Более того, оборудование, которое можно приобрести за адекватную сумму денег для производства чипов, микросхем и всего, что связано с технологической составляющей, по силам малому бизнесу.
Создано большое количество программ господдержки на приобретение такого оборудования у небольших предприятий, которые будут создавать абсолютно любые продукты, начиная от диодных лент и процессоров, заканчивая различными компонентами для приборостроения. Эта отрасль полностью открыта».