Инвестиции в бизнес: 7 шагов, чтобы начать свое дело
ru.freepik.com

Инвестиции в бизнес: 7 шагов, чтобы начать свое дело

Рассказываем, как открыть свой бизнес и на что обратить внимание при его создании

Организация собственного бизнеса — сложный и трудоемкий процесс, но даже в такой ситуации можно воспользоваться инструкцией. «Деловая газета. Юг» совместно с управляющим партнером ООО «Центр бизнес компетенций» Василием Жабиным подготовила пошаговую инструкцию для тех, кто хочет открыть свое дело, но не знает, с чего начать.

Шаг первый: идея и цели

ru.freepik.com
ru.freepik.com
Первое, что следует сделать, — определиться с идеей. Хорошо, если идея станет отражением ваших взглядов или будет основываться на том, в чем вы чувствуете себя уверенно — новое дело потребует много времени и денег, поэтому нематериальный интерес может помочь двигаться дальше.

Чтобы определиться с идеей для бизнеса, спросите себя:

— Я буду предоставлять товары или услуги? Хотя оба аспекта зачастую требуют творческого подхода, при производстве товаров необходимо продумать уникальность изделия;

— Что у меня получается лучше всего? Это может быть и ловля рыбы, и рисование, и даже выпечка. Главное — не стесняйтесь своих навыков;

— Дефицит каких товаров или услуг существует в регионе? Если ниша переполнена, то что оригинального я могу предложить? Исключительность или самобытность бизнеса может стать главным механизмом в последующем продвижении;

— Как я могу усовершенствовать существующие бизнес-концепции? Некоторые успешные предприятия не основоположники идей, однако они вывели их на новый уровень и тем самым выделили себя среди других;

— Для кого будет мой бизнес? Без клиентов не будет и предпринимателей, поэтому данный вопрос является одним из самых важных. Определите пол целевой аудитории, возраст и социальный статус.

Если у вас после ответов на данные вопросы не получается придумать идею самостоятельно, обратитесь за помощью к родственникам или друзьям: мозговой штурм может быть крайне полезен.

«Самый главный вопрос, который должен задать себе будущий предприниматель, — для кого будет продукт, товар или услуга? Кому это нужно, где и за сколько их продавать?» — говорит Василий Жабин.

фото предоставил Василий Жабин
фото предоставил Василий Жабин
Кроме идеи, на начальном этапе потребуется определить основные цели для себя. Для чего вы создаете бизнес — финансовая независимость, самореализация, или хотите внести новую идею на рынок? С этим стоит определиться заранее, чтобы в дальнейшем поэтапно идти к своей цели.

После определения цели и идеи следует проанализировать, поможет ли новый бизнес добиться желаемых результатов. В случае отрицательного ответа стоит поразмыслить, можно ли дополнить задумку или обратиться к новой концепции.

«Прежде чем запускать какой-то проект, следует сделать минимальный жизнеспособный продукт. Протестировать на этом продукте своих клиентов, целевую аудиторию, технологию: как, где и за сколько продавать. Предприниматель уже будет в более выгодном положении, поскольку будет понимать, сколько на этом можно зарабатывать», — советует Василий Жабин.

Шаг второй: бизнес-план

ru.freepik.com
ru.freepik.com
После решения вопроса с идеей потребуется составить бизнес-план — он важен не только для вас, но и для будущих инвесторов. Готовый бизнес-план отразит ваш осознанный подход к деталям проекта. В частности, в нем будут отображены предполагаемые расходы и прибыль, основная деятельность и уникальность компании.

«При разработке бизнес-плана нельзя упускать из виду экономику проекта. Прежде всего следует хотя бы примерно спрогнозировать количество клиентов и определить цену на товар или услугу. Исходя из этого будет понятно, можно ли в данном направлении двигаться или нет», — рассказал специалист в области бизнеса.

Как составить бизнес-план:

— Определите постоянные и переменные расходы. Туда могут войти: арендная плата, затраты на производство и доставку продукции, налоги и потенциальная заработная плата для работников;

— Проанализируйте свой потенциальный рынок. Трезво оцените, будет ли продукция или услуга востребована, сколько клиентов потребуется для достижения точки безубыточности и кто будет потенциальным покупателем;

— Определите стоимость продукции или услуги. Проанализируйте среднерыночную стоимость и сопоставьте с расходами на производство — после продажи товара вы должны оставаться в прибыли;

— Оцените конкуренцию. Если рынок переполнен или неактуален, то потребуется много времени и сил на продвижение и стабилизацию бизнеса;

— Добавьте расходы на маркетинг. Для того чтобы о вас узнали потребители, зачастую необходима реклама;

— Изучите законы. Убедитесь, что ваше предприятие не будет нарушать нормы правопорядка.

При написании бизнес-плана рекомендуется использовать прямолинейные описания без вычурных слов. Также важно указать форму предприятия — ООО, ИП или АО, чем будет заниматься компания, какие достижения есть у начинающего предпринимателя и какие могут быть непредвиденные обстоятельства.

Также стоит подготовить пояснительную записку — обобщение всего, что изложено в бизнес-плане. Желательно, чтобы пояснения были не более двух страниц и включали в себя самую важную информацию: финансовую часть, деятельность компании, суть идеи и анализ рынка.

Шаг третий: финансирование 

ru.freepik.com
ru.freepik.com
В случае, если у вас есть личные накопления, это может помочь на начальных этапах создания бизнеса. Так, вы сможете привлечь инвесторов, которые поверят в предложенную идею. С финансированием вам могут помочь:

— банки;

— господдержка и соцконтракты;

— частные инвесторы или бизнес-ангелы;

— друзья или родственники;

— краудфандинг (коллективное финансирование).

Для поиска стороннего источника финансирования можно обратиться в фонды, где проходят встречи с инвесторами, или на специальные витрины, где можно выставить бизнес-план стартапа. Если у вас планируется запуск личного бренда, коллективное финансирование в соцсетях может помочь в осуществлении плана благодаря вашей известности.

«В привлечении инвесторов многое зависит от объема денежных средств, которые нужны предпринимателю. Но, чтобы найти первых инвесторов, самое главное — сделать проработанный бизнес-план и попробовать запустить первые продажи. После этого найти инвесторов, как правило, намного проще», — поделился Василий Жабин.

Важно помнить, что вне зависимости от источника финансирования вам потребуется составлять отчеты о доходах, расходах и прибыли компании минимум раз в полгода.

Шаг четвертый: документация 

ru.freepik.com
ru.freepik.com
Составьте список необходимых документов для создания бизнеса: сертификаты, лицензии, патенты и декларации, поскольку для корректной работы потребуется официально зарегистрировать свой бизнес.

Если вы:

— Самозанятый: регистрацию деятельности можно провести в приложении «Мой налог»;

— ИП: подайте заявление в уполномоченные органы, например в МФЦ или налоговую. Вам потребуются паспорт с пропиской, ИНН и выбранные заранее виды деятельности (ОКВЭД);

— ООО: регистрация, как и в случае с ИП, происходит через уполномоченные органы, однако список документов для регистрации немного иной. Так, будут нужны паспорта учредителей, гарантийное письмо в случае аренды или свидетельство на право собственности и типовой устав (можно выбрать на сайте налоговой).

Важно понимать, что в случае регистрации ООО предстоит сначала определиться с местом ведения бизнеса.

«Если мы говорим про документы при взаимодействии с инвесторами, то самый главный, или самый основной, документ — это указ или договор с инвестором. Это то, что определяет роли, распределяет доли бизнеса и, соответственно, предопределяет то, как будет распределяться будущая прибыль. Надо четко определить, в каких решениях инвестор должен участвовать, а в каких нет. От этого во многом зависит дальнейший успех компании, потому что часто инвестор стремится максимально ограничить предпринимателя в свободе действий, но, как правило, это плохо сказывается на проекте», — рассказал управляющий партнер ООО «Центр бизнес компетенций».

Шаг пятый: инфраструктура

ru.freepik.com
ru.freepik.com
Для осуществления деятельности потребуется соответствующая инфраструктура. Важно выбрать:

— Помещение. Офис или завод, клиентский кабинет или работа из дома? Отталкивайтесь от вида деятельности и выберете не только подходящий, но и наименее затратный вариант;

— Оборудование. Без необходимых приборов работа будет невозможна, поэтому заранее продумайте инфраструктуру. К примеру, для пекарни необходимо приобрести печи и холодильники, для производителя игрушек — швейные машины;

— Наймите необходимый персонал, если того требует форма организации деятельности;

— Продумайте логистические цепочки. Отталкивайтесь от местоположения потенциальных клиентов и выбирайте оптимальные варианты;

— Организуйте систему учета. Отчетность позволит оптимизировать ведение бизнеса и отследить движение денежных средств.

Затраты на данном этапе могут быть минимальны, если вы остановились на оказании услуг в качестве самозанятого: например, для работы консультантом по различным вопросам потребуется ноутбук и собственная квартира или съемный офис. Для старта промышленного производства потребуются более существенные вложения.

Еще один важный пункт: организация оплаты. Приобретите необходимые терминалы и кассы, по необходимости наладьте онлайн-продажи через маркетплейсы или сервисы объявлений.

«Во многом выгодность того или иного способа оплаты зависит от вида бизнеса — если предприниматель открывает интернет-магазин или планирует что-то продавать через интернет, то ему понадобится онлайн-касса, интернет-эквайринг и другие опции. Самый элементарный эквайринг на сегодняшний день стоит от 0,7% до 2% от стоимости покупки. Если человек открывает розничный магазин, достаточно эффективно будет производить расчеты в наличной форме», — советует эксперт.

Шаг шестой: маркетинг

ru.freepik.com
ru.freepik.com
Чтобы продавать товар, сначала о нем необходимо рассказать. Определитесь с тем, что нужно в вашем случае: бесплатные пробники, реклама в СМИ, свой блог в соцсетях или заход в определенный магазин. Не стоит пренебрегать личным общением с потенциальными покупателями — если они получат положительный опыт, то расскажут о продукции знакомым.

Еще один важный этап — создание сайта компании, лендинг-страницы или личного блога: так вас смогут найти в интернете и ознакомиться с предоставляемыми услугами или продукцией.

«Самый простой, доступный и эффективный способ рекламы на старте — интернет-реклама: SEO-реклама и продвижение. Это позволяет быстро идентифицировать клиентов, понимать специфику рекламы и сколько стоит каждый привлеченный клиент. Сегодня целесообразнее начинать и пробовать запускать рекламу именно в цифровой среде», сказал Василий Жабин.

Шаг седьмой: развитие

После того, как вы создали свой бизнес или организовали деятельность в качестве самозанятого, наладили производство и продажи, важно не останавливаться на достигнутом, а развиваться и масштабировать свое дело.

«Когда предприниматель чувствует, что может что-то зарабатывать, ему следует систематизировать свой бизнес и подготовить его к масштабированию: написать бизнес-процесс, распределить роли и сформировать эффективную команду. Предприниматели на старте выполняют большое количество функций, а как только бизнес начинает расти, это становится невозможным», — заключил бизнес-специалист.

Александр Полиди, доктор экономических наук, бизнес-консультант

фото предоставил Александр Полиди
фото предоставил Александр Полиди
«Можно начать производить то, что займет ниши на рынке, которые высвобождаются пусть и с временным, но уходом иностранных брендов. Поэтому перед стартом нужно посмотреть, какие ниши освобождаются, — их масса.

Также я бы сейчас советовал обратить внимание именно на сферу производства. Не важно, в какой отрасли, но если это замещает импорт и если идет в те ниши, которые сейчас высвобождаются, то сейчас это целесообразно и однозначно имеет право на существование».

Евгений Панасенко, директор по развитию бизнеса компании B1 в ЮФО

фото пресс-службы администрации Краснодара
фото пресс-службы администрации Краснодара
«Как бы мы ни устали от фразы «кризисы — время для возможностей», в ней есть смысл — сейчас для потенциального роста открыты абсолютно все без исключения ниши. Сейчас самое трепещущее, в том числе с точки зрения Краснодарского края, то, что связано с технологическим суверенитетом. Например, создание всевозможных продуктов, которые до недавнего времени мы приобретали за рубежом.

Мое убеждение: это прерогатива не крупного бизнеса, который принимает более взвешенные решения. Данная ниша больше для малого бизнеса. Более того, оборудование, которое можно приобрести за адекватную сумму денег для производства чипов, микросхем и всего, что связано с технологической составляющей, по силам малому бизнесу.

Создано большое количество программ господдержки на приобретение такого оборудования у небольших предприятий, которые будут создавать абсолютно любые продукты, начиная от диодных лент и процессоров, заканчивая различными компонентами для приборостроения. Эта отрасль полностью открыта».

Новости