Самозанятые или плательщики налога на профессиональный доход как участники бизнеса появились в России четыре года назад. На март 2023 года к проекту, по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), присоединились более 7 млн человек. С малым и средним бизнесом, а также индивидуальными предпринимателями самозанятые сотрудничают в качестве исполнителей.
С одной стороны, бизнесу с самозанятыми работать проще и выгоднее, чем просто с физлицами — у заказчика нет необходимости зачислять их в штат, платить налог на доходы физлиц и страховые взносы. С другой стороны, работа с плательщиками налога на профессиональный доход влечет ряд налоговых и правовых рисков. О том, как правильно выстроить взаимодействие с самозанятыми, на вебинаре «Нюансы нововведений для бизнеса — выстраиваем работу грамотно» рассказала генеральный директор компании «Консалтинг ЮК» Юлия Кручанова.
Кто такие самозанятые
Возможность перейти на налог на профессиональный доход у россиян появилась в 2019 году. Перейти на НПД могут не только физлица, но и индивидуальные предприниматели без наемных работников. Процедура оформления самозанятости, а также подача ими сведений о доходах, расчет и перечисление налоговых платежей максимально упрощены.
Все можно сделать через мобильное приложение от ФНС «Мой налог», в том числе фиксировать поступления и оформлять заказчикам чеки. При этом сам налог рассчитывается автоматически. Ставка налога составляет 4% при работе с физическими лицами и 6% — при работе с юридическими лицами. Имеются ограничения по видам деятельности и суммарному доходу, за год он не должен превышать 2,4 млн рублей.

Для юридического лица в сотрудничестве с самозанятым, в первую очередь, привлекательна возможность сокращения административной и налоговой нагрузки. Так, отпадает необходимость обязательных платежей в бюджет, кадрового учета и т.д. Поэтому у некоторых работодателей возникает соблазн расторгнуть трудовой договор с сотрудником и заключить с ним договор гражданского-правового характера как с самозанятым.
Генеральный директор компании «Консалтинг ЮК» Юлия Кручанова предостерегает предпринимателей от такого шага в частности и в целом от подлога трудовых отношений, отметив, что мониторинг в этом направлении проводят качественно.
ФНС и трудовая инспекция могут заподозрить подлог, если компания — единственный заказчик у самозанятого, а сам он работает согласно графику для штатных сотрудников, если поступления на его счет идут регулярно и суммы одни и те же. Заподозрить подмену трудовых отношений могут при анализе налоговой отчетности или при проведении проверки. Кроме того, нельзя сотрудничать с бывшим штатным работником в качестве самозанятого, если с момента его увольнения не прошло двух лет.
В случае выявления нарушения, предпринимателя могут обязать заключить с работником новый договор — уже трудовой. Кроме того, ему может грозить административная отвественность.
«Компании часто используют труд самозанятых для незаконной оптимизации налогообложения. Однако последствия переквалификации гражданско-правового договора с самозанятыми в трудовой – это зачисление всех страховых взносов, штрафов, определение или уплата больничных за работника и штрафы по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП)», — подчеркнула Юлия Кручанова.
Штраф по статье 5.27 КоАП РФ (Нарушение трудового законодательства) для ИП составляет от 5 до 10 тыс. рублей, а для юрлиц – от 50 до 100 тыс. рублей.
Самозанятые тоже отвечают
Как отметила Юлия Кручанова, самозанятых за нарушение законодательства тоже могут привлечь не только к административной, но и уголовной ответственности.
Административная ответственность грозит за ошибки, связанные с чеками. Если самозанятый не пробил чек, либо сделал это неправильно или с опозданием, первый раз нужно будет заплатить штраф в размере 20% от суммы сделки. Если в течение полугода самозанятый нарушает закон повторно, сумма штрафов составит до 100%.
Риски привлечения к уголовной ответственности возникают в случае, если задолженность по налогам за три года в совокупности достигнет либо превысит 2,7 млн рублей.
«Избежать штрафные санкции можно только, если вести свое дело в качестве самозанятого, руководителя компании либо индивидуального предпринимателя добросовестно, изучая все риски и уплачивая налоги», — подчеркнула гендиректор компании «Консалтинг ЮК».
Для того, чтобы не допустить нарушений при работе с самозанятыми, Юлия Курчанова, рекомендует ориентироваться на чек-лист «Шесть правил для избежания риска переквалификации договора с самозанятым в трудовой договор»:
1. Самозанятые – это субъекты предпринимательской деятельности. Поэтому стороны в договоре должны называться «исполнитель» или «подрядчик» и «заказчик».
(Нельзя заключать гражданско-правовой договор (ГПХ) с человеком, который фактически будет выполнять функции штатного сотрудника и подчиняться внутренним правилам и распорядкам. Это прямо установлено ч. 4 ст. 11 и ч. 2 ст. 15 Трудового кодекса)
2. Системный характер договора – то, что определяет трудовые отношения. Работники систематически выполняют свою трудовую функцию.
(По гражданско-правовым договорам обычно нанимают людей для выполнения определенной работы за конкретный промежуток времени).
3. Конкретный результат в договоре – в нем не должно быть обобщенных наименований и должен быть прописан четкий объем работ.
4. Самозанятый не должен работать только с вашей компанией.
5. Не рекомендуется заключать договоры ГПХ с родственниками – не стоит забывать о том, что у ФНС есть доступ к данным ЗАГСа).
6. Стоимость работ – расходы должны быть документально обоснованными и экономически оправданными.