Новые изменения в законодательстве, турбулентность экономики и растущая потребность в отечественных продуктах — сейчас предприниматели сталкиваются с новыми непрекращающимися вызовами, с которыми бывает трудно справиться в одиночку. «Деловая газета. Юг» спросила у бизнес-сообществ Краснодарского края и Ростовской области, для чего предпринимателям стоит объединяться и какие задачи помогают решать такие клубы.
Нетворкинг, взаимодействие с властями и опыт
Бизнес-сообщества сегодня являются одновременно формальным и неформальным каналом общения предпринимателей, считает сооснователь краснодарского бизнес-клуба «КубА» и доктор экономических наук Александр Полиди.
Так, с одной стороны, встречи помогают получить полезную информацию, с другой — наладить бизнес-связи. «Сейчас такие клубы играют роль отдельного института, который позволяет сократить дистанцию между коллегами, между бизнесом и властью, а также между бизнесом и инфраструктурой. Помимо этого, к нам, например, часто обращаются предприниматели, которые переезжают из других регионов, чтобы быстро интегрироваться в новую среду», — рассказал Александр Полиди.
По словам основателя и лидера женского сообщества CLUB GK Gold в Ростове-на-Дону Карине Гаспарян, в бизнес-сообществах предприниматели в первую очередь перенимают опыт других резидентов и получают новые практические знания.
«В такие сообщества входят предприниматели с разным опытом и взглядами, соответственно, у них всегда можно спросить совет. В бизнес-клубах проводят нетворкинги, коллаборации. Новые знания и коммуникации помогают понять, как измениться и выстроить траекторию улучшения бизнеса», — отметила эксперт.
«Иногда страх или желание угодить боссу мешают получать честную обратную связь от работников. Партнер по бизнесу тоже не всегда хороший советчик — глаз уже замылен. Именно поэтому так важно находиться в окружении большого количества таких же сильных предпринимателей, как ты сам, — не зависящих от тебя, представляющих разнообразные ниши единомышленников. В лоб они честно дают обратную связь по любому вопросу. А мозговые штурмы с ними — это просто огонь», — подчеркнул Дмитрий Флоренко.
Еще об одной функции бизнес-клубов рассказал член генерального совета, председатель Ростовского регионального отделения «Деловой России» Андрей Грибенюк. По его словам, предпринимательские сообщества также позволяют налаживать диалог между бизнесом и властью.
«Например, основной целью нашего клуба является взаимодействие и работа с госструктурами, для того чтобы были приняты те законы, которые действительно будут продвигать бизнес, позволять больше зарабатывать и, соответственно, платить много налогов. Тогда можно совершенно спокойно и уверенно вкладывать деньги в развитие своих предприятий и открывать новые», — сказал Андрей Грибенюк.
Не только для сильного бизнеса
Участие в сообществах будет полезно как состоявшимся предпринимателям, так и тем, кто делает первые шаги в бизнесе, считает Андрей Грибенюк.
«Начинающим предпринимателям такие сообщества однозначно будут полезны, т.к. есть возможность общения с успешными людьми. Устоявшиеся бизнесмены уже прошли свой путь, иногда даже несколько раз, и теперь могут помочь не наступить на те мины, на которые наступили сами», — сказал председатель Ростовского регионального отделения «Деловой России».
Пользу бизнес-сообществ для начинающих предпринимателей отмечает и председатель отделения «Опоры России» в Краснодарском крае Даниэль Башмаков. По его мнению, чем раньше бизнесмен придет в сообщество, тем меньше ошибок он совершит в ведении своего дела.
«Человек может прийти и до того, как станет предпринимателем. Если он думает, какой бизнес открыть, то ему помогут. У нас было много случаев, когда потенциальный предприниматель после общения с экспертами понимал, как дальше действовать, как правильно будет поступить, и, самое главное, какие ошибки он допустил или может допустить, а также что делать, чтобы бизнес-идея не пришла к плачевному результату», — рассказал Даниэль Башмаков.
«Начинающие предприниматели охотнее вступают в сообщества, потому что это возможность пользоваться экспертным мнением тех, кто уже давно развивает свой бизнес. Также это интересно тем, кто ведет наставничество. В последнее время предприниматели и управленцы все активнее становятся наставниками, теперь они не говорят: «Я не хочу быть наставником, потому что в таком случае могут увести мой бизнес или мои ключевые приемы». Сейчас опытные предприниматели знают, что они постоянно развиваются, плюс свежие идеи от наставляемого могут чем-то помочь, и этот процесс становится обоюдно интересным», — считает Сергей Андонов.
Перейдут ли бизнес-клубы в «цифру»?
Хотя цифровизация активно развивается, представители бизнес-клубов не спешат полностью переходить на онлайн-платформы. Как рассказал председатель отделения «Опоры России» в Краснодарском крае Даниэль Башмаков, офлайн-мероприятия в бизнес-сообществах продолжат существовать: все так же будут проводиться встречи, живое обсуждение тем и отработка важных вопросов.
«Да, многое можно найти на онлайн-платформах, но на форумах, мероприятиях, бизнес-классах, тренингах и семинарах получить обратную связь гораздо проще», — сказал Даниэль Башмаков.
Сооснователь краснодарского бизнес-клуба «КубА» Александр Полиди подчеркнул, что общение на встречах в бизнес-клубах способствует развитию эмоционального интеллекта, что не так эффективно происходит в сети интернет.
«Живое общение — это и есть воплощение того эмоционального интеллекта в психологии общения и взаимодействия, которое позволяет улучшить качество знакомства и повысить доверие. Онлайн-формат пока не способен это заменить», — подчеркнул эксперт.
Основатель и лидер женского сообщества CLUB GK Gold Карине Гаспарян добавила, что онлайн-общение не сможет оставить такого же яркого впечатления о человеке, как личное знакомство.
Аркадий Гершман, председатель Ростовского областного отделения «Опоры России»:
Юлия Кручанова, основательница партнерского сообщества для неформального общения Business people club:
Инна Шенгоф, директор АНО «ФИРОН» и технологического коворкинга «Рубин»:
На базе нашего коворкинга регулярно проходят семинары и мастер-классы, хакатоны, инновационные бизнес-акселераторы.
Основной задачей «Рубина» является поддержка инновационных бизнес-проектов в Ростовской области. Именно поэтому на базе коворкинга действуют региональный оператор «Сколково», уполномоченный представитель ФИПС, центр предгрантовой экспертизы, аккредитованный акселератор Фонда содействия инновациям и др.
Наталия Холченко, основательница бизнес-сообщества «Капиталистки»:
Комьюнити меняет жизнь участниц — от активного дохода, дефицита времени и отсутствия целей/системы в финансах к финансовой безопасности и финансовой свободе. В настоящий момент в сообществе есть резиденты из Ростова-на-Дону, Краснодара, Москвы, Санкт-Петербурга и Дубая.
Евгений Винников, автор проектов «Люди в тексте» и «Деловая квартира»
Конечно, участие в бизнес-сообществе не гарантирует успех в своем деле, он зависит от большого количества факторов. Но при этом я придерживаюсь мнения: если есть желание развиваться — полезно быть в клубе. По крайней мере, через призму своего восприятия понимаю, что это бодрит. Меня это поддерживает, я слышу разные мнения о своих идеях, слушаю кейсы других. Когда ты сам пытаешься со всем справиться, то неоднократно заходишь в тупик и не всегда понимаешь, как оттуда выйти. А есть люди, которые бывали в такой же ситуации и знают проторенную дорожку. Поэтому для меня важно погружаться в такую атмосферу, где предприниматели общаются.
Александр Кулешов, основатель «Не бизнес клуба», кластера С52, пространства Р5:
Бизнес-сообщество в креативных кластерах С52 и Р5 другого формата. Например, в кластере С52 есть общий чат на 120-130 человек, там действующие и бывшие резиденты. Здесь обсуждаются общие вопросы, продают друг другу мебель. Такое «Авито» в рамках кластера.
В бизнес-сообщество кластера обычно не принимают всех подряд — отбор происходит по тематике кластера. Например, в пространстве Р5 в Нахичевани работают сервисы для маркетплейсов, архитектурные, гончарные и художественные мастерские. Для этих людей важно иметь свое окружение — жить и работать среди таких же творческих людей, как они.
Редакция «Деловая газета.Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.
Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета.Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.
О необходимости поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа, ранее заявлял президент России Владимир Путин. Он отмечал, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.
Информационный обзор редакции