пресс-служба Президентского фонда культурных инициатив

Роман Карманов:«Для развития креативных индустрий нужны событийные мероприятия»

Гендиректор Президентского фонда культурных инициатив рассказал, какие необычные инициативы стали полноценным бизнесом с помощью грантовой поддержки

Гендиректор Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) Роман Карманов рассказал «Деловой газете. Юг», как творческий стартап может получить невозвратные средства от государства, что нужно учитывать при подаче заявки на грант и с чего стоит начинать карьеру в сфере креативных индустрий.

Креативные индустрии как драйвер

— Сегодня много говорят о креативных индустриях как драйвере экономического роста и развития городов. Данное направление экономики включает в себя различные отрасли: это и архитектура, и IT, сфера развлечений, дизайн, туризм — этот список можно продолжать. Где проходит та грань, когда производство товаров и услуг переходит в категорию креативного? Что такое креативные индустрии простыми словами?

— Действительно, есть определенный перечень отраслей, которые относятся к креативным индустриям. Если вы откроете этот список и внимательно начнете рассматривать каждую упомянутую сферу, вы поймете, насколько это большой круг интересов. Возьмем, например, музыку. Очень широкое понятие, в которое включены разные направления, от классики до современных, обработка и работа со звуком, запись, обучение молодых композиторов и авторов текстов, конкурсные отборы, поиск талантов и новых имен, наставничество и многое другое.

Деятельность, к которой люди подходят с творческой стороны, где есть место индивидуальному творческому началу, потенциалу производства продукции или создания ярких проектов, интересных большому числу людей, может относиться к креативной индустрии. Мы говорим, конечно, про проекты в широком смысле этого слова, которые способны вовлекать в свою работу определенные целевые группы в качестве зрителя, пользователя или непосредственного участника процесса.

— В одном из интервью в начале этого года вы говорили, что весь мир вокруг —результат чьей-то творческой деятельности, но лишь очень небольшое количество людей в нашей стране отдает себе отчет в важности креативных индустрий. Видите ли вы положительную динамику? Что необходимо для изменения восприятия креативной экономики?

— На креативную экономику и ее потенциал обращено внимание во всем мире, и в России, как мы видим, ей уделяется большое значение. Креативный сектор действительно развивается активно, догоняя, а где-то и обгоняя в темпах роста другие сферы. Сейчас в нашей стране вклад креативных индустрий в экономику, по данным АСИ, озвученным в мае, оценивается в 4,87%. Убежден, что эта цифра будет расти год от года. Видна заинтересованность от представителей сфер, ее рост. Если несколько лет назад многие, кто был занят в различных отраслях, не ассоциировали себя с креативным сектором, то сегодня все больше и больше людей начинают понимать, что то, что они производят или организуют, относится к креативным индустриям.

В России создано множество возможностей для поддержки творческих людей и раскрытия их таланта, только среди крупных грантовых операторов вы сразу вспомните Фонд президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив, Фонд кино и Фонд поддержки регионального кинематографа, Институт развития интернета, Росмолодежь. Это далеко не полный перечень институтов развития, куда можно направить заявку на поддержку собственного проекта, имея яркую идею и хорошую команду, готовую идти за вами. Отмечу, что речь идет не только о поддержке некоммерческого сектора, но и бизнеса, индивидуальных предпринимателей. А это значит, что, имея свое дело и решив открыть новое направление, связанное с творческим началом, или инициативу для стартапа, вы можете получить на запуск невозвратные средства от государства.

— Вы сами вносите вклад в популяризацию креативных индустрий. У вашего канала в Telegram почти 13 тыс. подписчиков, плюс выпустили два десятка эпизодов «Подкаст.Лаб. Креативные индустрии». Как пришла идея заниматься подкастом? Для чего вам это?

— Часто бывает, что, когда идея и запрос формируются в голове, находятся люди, которые думают так же. «Подкаст. Лаб. Креативные индустрии» именно так и зародился. Мы с командой искали новые пути рассказа о фонде и проектах, которые им поддерживаются, а также дополнительный способ донести до людей простыми словами, в понятном и привычном им формате, что такое креативные индустрии и о чем это. Не у всех академическое искусство, классическая музыка и театр, балет ассоциируются с креативным сектором, также, впрочем, как и стрит-арт, мода и урбанистика, производство глиняной посуды или новогодних украшений, к примеру.

Мы пришли на телеканал в поисках постоянного партнерства для одной передачи, и оказалось, что в тот момент создавался новый проект, в линейку которого и вошел наш подкаст. Для всех это был своеобразный, интересный эксперимент. Через несколько месяцев пришли первые рейтинги, и мы увидели, что наш подкаст вошел в тройку лидеров по просмотрам. Сейчас, спустя почти год, я все чаще слышу от людей, что передачу смотрят, к ней есть интерес.

— Как вы считаете, какие направления креативных индустрий сегодня наиболее востребованы и перспективны? Эксперты отмечают, что зарождению новых трендов в креативных индустриях способствует рост применения ИИ. Также нарастает тренд разработки сценария впечатлений и в гастрономии, и во внутреннем туризме. Что интересно потребителям?

— Сейчас есть интерес к народно-художественным промыслам, к этно-музыке, моде с использованием народных орнаментов и российского колорита, всему, что связано с визуальным искусством, — это и VR-технологии, и видеомэппинг, аудиовизуальные искусства, 3D-проекции, цифровые технологии.

Не снижается интерес к классическому искусству: на операх, концертах классической музыки, балете всегда аншлаги. Появляются примеры, когда технологии искусственного интеллекта органично вписаны в концепции мероприятий, и это, конечно, вызывает интерес у зрителей и посетителей как что-то необычное и новое. Так, например, в цирковой программе, посвященной 100-летию Юрия Никулина, в конце в виде голограммы появлялся сам юбиляр, голосом, воссозданным с помощью современных технологий, звучали слова благодарности зрителям, которые приходят в Цирк на Цветном. В концертном зале «Зарядье» во время концерта «Рахманинов. Я — здесь» к юбилею композитора со сцены прозвучали известные произведения классика, письма, им написанные, а также письма композитора, созданные нейросетью Chat GPT.

14 октября в «Новом Манеже» открылась выставка, посвященная 80-летнему юбилею школы-стадии МХАТ, где можно поговорить с цифровой копией Станиславского. Конечно, это вызывает неподдельный интерес у зрителя. Все перечисленные проекты поддержаны Президентским фондом культурных инициатив.

пресс-служба Президентского фонда культурных инициатив

Гастрономия от некоего ситуативного, фестивального характера переходит во многих регионах в постоянную, системную работу — рестораторы стараются добавлять в меню блюда местной кухни, подчеркивая идентичность и историю региона, проводят гастрономические экспедиции, поднимают архивы в поисках старых рецептов, дорабатывают их под современность, «упаковывают». Все это вызывает интерес у туристов, а у местного населения — и гордость за родной край. Такие примеры есть пока не во всех регионах, но движение в эту сторону заметно.

— Можно ли сказать, что западные санкции и уход иностранных брендов сыграли на руку отечественным производителям? Например, локальные бренды одежды, которые раньше и думать не могли о том, чтобы тягаться с зарубежным массмаркетом, теперь получили шанс стать узнаваемыми?

— Это так и есть. Если говорить о моде и дизайне, то появилось много новых игроков на рынке, и к ним обращено внимание государства. Тем, кто раньше не всегда мог заявить о себе, потому что было сложно конкурировать с известными брендами, сегодня предоставляются отдельные площадки в крупных торговых центрах, устанавливаются специальные постоянные площадки или недели российских производителей, когда им на конкурсной основе предоставляется комфортное размещение в крупных торговых центрах, а само мероприятие получает рекламную поддержку, появилось много новых магазинов и брендов.

Одно то, что весной впервые Росконгресс сделал отдельный тематический форум, посвященный дизайну, собрав на одной площадке тысячи человек, заряженных на работу и обменивающихся идеями, ищущих партнеров, говорит о многом. 

Сегодня локальные бренды начинают пользоваться популярностью, некоторые выходят на всероссийский рынок, другие покупают туристы, и местные жители с гордостью оценивают хорошо созданные коллекции.

— Если говорить о Юге России, насколько здесь развиты креативные индустрии в сравнении с другими регионами страны? Можете выделить направления, где южные регионы лидируют, а где им еще есть куда расти?

— На юге традиционно проводится достаточно много мероприятий, это связано и с подходящим для этого климатом, и потоком туристов. И сами представители индустрии говорят о том, что для развития нужны именно событийные мероприятия.

Из примеров, прошедших при нашей поддержке, — Международный фестиваль искусств в Сочи, недельный фестиваль музыкального искусства «Роза. Хутор. Классика», фестиваль циркового искусства «Дорога в цирк», в этом году там прошли показы программы Ильи Авербуха — ледовое шоу «Письма любви», через южные регионы часто строятся маршруты гастролей, два года подряд на фестиваль в Херсонесе организуются гастроли театра Олега Табакова, жители Крыма и гости региона увидели легендарную «Матросскую тишину» и «Страсти по Бумбарашу».

Если говорить о Крыме, то нельзя забыть про «Тавриду. АРТ», которая ежегодно становится местом притяжения талантов. Есть проекты по казачеству, немало инициатив подаются и реализуются на базе библиотек, кинофестивали проходят, есть проекты по НХП, многие связаны с гончарным производством, сохранением культуры народностей. Есть проекты патриотической направленности. Так, в этом году было большое событие, посвященное 80-й годовщине Победы в Сталинградской битве, — «Мост памяти». Немало инициатив, связанных с интеграцией жителей новых регионов России в общее историко-культурное пространство страны, проекты, направленные на поддержку участников СВО и их семей.

Грант как старт для бизнеса

— Насколько активно южане участвуют в конкурсах Президентского фонда культурных инициатив? Растет ли их вовлеченность? Какие проекты-победители из Краснодарского края и Ростовской области вам запомнились?

— По итогам 10 завершенных конкурсов по количеству поданных заявок от жителей федеральных округов ЮФО занимает 4-е место после ЦФО, ПФО и СЗФО. Подано 5183 заявки, из них победу одержали 447 (это 6-е место среди федеральных округов), общая сумма поддержки — почти 828,5 млн рублей.  Если говорить о статистике в разрезе федерального округа, Краснодарский край возглавляет список лидеров по количеству поданных и поддержанных проектов, а Ростовская область замыкает тройку лидеров. На 10 завершенных конкурсов от жителей края подано 1887 заявок, поддержано 124 проекта, общая сумма привлеченных средств в регион — почти 187,5 млн рублей, еще 148 предложено авторами проектов как софинансирование. То есть суммарно более 335 млн рублей направлены на поддержку проектов креативных команд. От Ростовской области подано 984 проекта, но поддержан 101, и это хорошая конверсия, общая сумма поддержки, несмотря на меньшее количество проектов, выше — более 201 млн рублей, а авторы и их партнеры готовы вложить в реализацию проектов еще более 155 млн рублей.

Из примеров проектов: поддержку ПФКИ получили II Всероссийский фестиваль военно-патриотического короткометражного кино для детей и молодежи «Потомки Победителей», Национальная премия «Хрустальный компас», Академия молодых органистов VOX ORGANUM, проект «Оперная классика в Сочи», дважды — международный фестиваль-конкурс «Имена России», хорошо проходит проект «Из России с любовью», этнографический мюзикл «Ожерелье России» был подан от Ростовской области, дважды победитель — фестиваль уличного искусства «Ничего страшного», 15-й Чеховский книжный фестиваль, проект «Незрячему музыканту – ноты в подарок: эксклюзивный проект учебного рабочего кабинета для музыкантов с дефицитом зрения», от Ростовской области был подан проект «Таврида MOSCOW WEEK», VI Международный театральный фестиваль «Поговорим о любви…», Международный театральный фестиваль «Театральная гавань».

Есть примеры развития на местах анимационного искусства, например проект «БиблиоВидеоСтудия» для обучения детей анимационному творчеству. Нельзя забывать про проекты, поданные от других регионов, но реализующиеся в ваших, — уже упомянутые «Письма любви», зимний фестиваль искусств и «Роза. Хутор. Классика». Это тоже средства, которые остаются в регионе и влияют на рост креативной экономики — рабочие места, то есть люди, привлекающиеся для реализации проекта, оплата гонораров местным командам, технический персонал и аренда оборудования на местах, аренда залов и площадок, туристический поток.

— По данным исследования ВШЭ, более 60% представителей креативных индустрий относятся к малому и среднему бизнесу. Но, как правило, представителям МСП сложнее привлечь финансирование, чем крупным компаниям. Какие инструменты поддержки могут помочь им развиваться? Есть ли у вас примеры, когда грантовые деньги стали основой для бизнеса?

— Да, есть проект, к примеру, в Новгородской области — мастерская елочных игрушек «Рождественское яблоко», там не просто мастерская, авторы проекта возрождают стеклодувную мастерскую по старым технологиям мастеров области. За счет средств гранта они отремонтировали зону для мастер-классов, увеличили поток посетителей в три раза, сейчас это место привлекает туристов, особенно в новогоднее время. Дальше развиваются самостоятельно, мы следим за их успехами.

Анимационный кластер Хабаровского края — это большая комплексная история, подана от АНО, но это про бизнес. Студия «Мечталет» в регионе уже давно производит мультфильмы, которые в том числе идут на азиатский рынок и бьют там рекорды по рейтингам, сейчас они готовят себе учеников, учат детей созданию анимационных фильмов, сами продолжают создавать большие и маленькие метры, запустили целое движение в регионе и по праву хотят стать столицей анимации ДФО, провели с нашей поддержкой уже дважды большие фестивали «Анимур», заявки приходят из более чем 50 стран мира.

Есть примеры не только бизнеса, но и объединения с брендами. Так, Berestaproject выступил с культурной инициативой по созданию коллекции литературных цитат Толстого, Достоевского, Лермонтова и Чехова на уникальной фарфоровой посуде с берестой. Коллекция больших и малых кружек создана совместно с Дулевским фарфоровым заводом. Инициативу поддержали музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово» и дом-музей Ф.М. Достоевского в составе Новгородского музея-заповедника.

Императорский фарфоровый завод и фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» представили коллекционный набор из кофейной пары и десертной тарелки с уникальным дизайном по мотивам спектакля «Царь Федор Иоаннович» 1898 года. Это первый спектакль, поставленный Станиславским и Немировичем-Данченко и положивший начало Московскому художественному театру. Сам поддержанный проект приурочен к 150-летию со дня их легендарной встречи на «Славянском базаре».

При поддержке ПФКИ вышли в широкий прокат такие фильмы, как «Первый Оскар», «Петр Первый: последний царь и первый император», оба возглавили рейтинги кинопроката в свое время. В ближайшее время выходит фильм «Императрицы», будем следить за успехами киноленты.

В Татарстане развивается бренд продукции для дома, есть много проектов, на которые продают билеты, в основном это театральные, музыкальные мероприятия.

Важно, что заявки в ПФКИ подают не только НКО, но и бизнес, и индивидуальные предпринимали — на запуск стартапов, проведение больших событий, открытие новых направлений бизнеса. Креативные индустрии — это и развитие креативной экономики, мы поддерживаем проекты, за участие в которых люди готовы платить, и это один из критериев хорошего проекта, если вам самим хочется купить билет или продукцию, созданную его авторами.

К примеру, с нашей поддержкой прошли три масштабные выставки, поменявшие в профессиональной среде в целом взгляд и подход к проведению выставок, — «Цой. Путь героя», «Первая позиция. Русский балет», выставка, посвященная Бабаланову, там был вход по Пушкинской карте и была продажа билетов, прошли все три с ажиотажем. То есть мы поддерживаем не только организацию бесплатных событий, но и проектов, которые нацелены на просвещение, обучение, сохранение культурного наследия и создание новых продуктов. Если после поддержки проекты дальше развиваются самостоятельно и масштабируются, были оценены аудиторией, это тоже показатель их успешности. 

— Что необходимо учитывать при оформлении заявки на грант, чтобы иметь больше шансов на победу? На что в первую очередь обращают внимание эксперты? Есть такое мнение, что самостоятельно нереально правильно заполнить заявку и стоит обратиться к профессиональным грантрайтерам, которые в курсе всех нюансов.

— Фонд проводит достаточно большую образовательную программу по социокультурному проектированию, мы выезжаем в регионы и проводим очные встречи с творческими командами, отвечая на все вопросы, только в Ростове-на-Дону были уже трижды с такими программами. Всего за 2,5 года проехали уже более 60 регионов. Записана серия подкастов для заявителей в полтора часа, разбитых на 10 аудиоэпизодов. Мы постарались включить все основные акценты, на что нужно обратить внимание при заполнении заявок. Записан обучающий видеокурс, в нем также разбираются все критерии оценки, он более подробный. Мы часто проводим вебинары. Разработаны методические материалы по составлению социокультурного проекта и его бюджета, есть в открытом доступе файл для экспертов, авторы проектов с его помощью могут понять, на что будут обращать внимание эксперты при оценке заявки.

Спустя два года мы выявили простое правило успеха проекта, это правило «Трех Д» — достоверность, доказательность и детализация. Всегда говорю, что основная конкуренция идет между теми, кто разобрался во всех условиях конкурса. Все, на что нужно обратить внимание, есть в открытом доступе, и среди 10 критериев оценки нет ни одного ненужного, только три из них — про творчество, остальное — бюджет, партнерская поддержка, развитие проекта, логика, актуальность. Большое внимание уделяется опыту команды и ее руководителя, важно понимать, сможете ли вы реализовать описанное, был ли уже успешный опыт работы с проектами и какого уровня.

Что касается грантрайтеров, позиция Фонда и моя лично: никто никогда за вас не напишет проект, не поймет его, не прочувствует. Вступая в заочный диалог с экспертом через заявку, только вы и ваша команда можете донести смысл и важность проекта до тех, кто принимает решение о его поддержке.

В этом году мы усилили работу с регионами, проводим обучающий блок «Курс на культуру» для представителей министерств и местных ресурсных центров. Они получают знания, проходят сами путь заполнения заявки и защиты проекта в формате деловой игры, получают ответы на все вопросы. К ним вы можете обращаться за консультацией. Это люди, которые точно разобрались во всех правилах. Они не напишут за вас заявку, но подскажут, если вы некорректно сформулировали тот или иной пункт или не смогли грамотно описать идею проекта. Кроме того, фонд совместно с региональными министерствами культуры и правительствами создает проектные офисы, они уже работают в Луганске, Нижнем Новгороде, Рязани, подписан еще ряд соглашений, в том числе с Ростовской областью. Здесь инициатива исходит от регионов, мы поддерживаем начинания и желание вывести креативный сектор на новый уровень.

Навыки креативных бизнесменов

— Очень часто в креативные индустрии приходят люди, ранее не имевшие ничего общего с творческими профессиями. Например, бухгалтер начинает заниматься созданием украшений, врач становится дизайнером одежды. Таких историй довольно много. По вашему мнению, так ли нужно профильное образование, или достаточно просто желания и упорства? И какие навыки необходимы креативным предпринимателям, чтобы их бизнес был успешным?

— Желания и упорства, подкрепленных знаниями и хорошей командой, достаточно. Конечно, придется пройти большой путь, чтобы разобраться в новой для себя сфере, понять рынок, целевую аудиторию, маркетинговые стратегии, но с этим сталкивается любой человек, решивший сменить сферу деятельности. И у нас уже есть примеры, когда люди, начиная работать в проекте, кардинально меняют жизнь и наконец начинают заниматься делом свой жизни, воплощая мечту.

Творческие проекты в целом — про мечту и ее воплощение в жизнь, про самореализацию. Креативным предпринимателям, помимо навыков администрирования, умения развивать бизнес и находить новых партнеров и точки сбыта, необходим, конечно, творческий подход, чтобы создавать уникальный на рынке продукт. Зачастую им предстоит погружение в новую для них сферу, необходимы навыки самопрезентации и презентации проекта, чтобы в них поверили, за ними пошли и команда, и партнеры. 

— Как человек со значительным опытом в сфере медиаменеджмента, какой совет вы можете дать тем, кто хочет найти свое применение в сфере креативных индустрий? С чего стоит начать, на что обратить внимание?

— С желания создать что-то новое, изучения сферы, поиска единомышленников и, конечно, первична идея, которой вы будете жить сами и «заражать» ей окружающих.  Если вы сами не «горите» своей инициативой, вы не сможете «зажечь» ей остальных.

Новости