Фото: предоставлено Наталией Болотовой.

«Первое – действуйте, второе – считайте»: художественная мастерская как бизнес-модель

Создатели творческих студий в Ростове-на-Дону рассказали, насколько велик потенциал художественных мастерских в донской столице

«Деловая газета Юг» узнала у руководителей художественных мастерских Ростова-на-Дону, как создать творческую студию в городе, зарегистрировать ее, привлечь посетителей и собрать команду профессиональных педагогов, «которых хочешь обнять».

Потребность в творчестве у людей есть

Как отмечает руководитель и преподаватель арт-студии «Горница» Ангелина Литвиненко, с каждым годом в Ростове-на-Дону становится все больше художественных мастерских.

«Каждый квартал количество мастерских в городе растет, а в центре города конкуренция ужесточается», — подчеркивает собственница творческого бизнеса.

Чтобы открыть свою художественную мастерскую, начинающему бизнесмену нужно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица или самозанятого: выбор статуса зависит от масштабов бизнес-модели. В первую очередь, необходимо провести маркетинговый анализ и изучить спрос на услугу.

Основатель мастерской по изготовлению индивидуальных подарков «Remember Me» Екатерина Григоренко считает, что потенциал для развития творческих площадок в донской столице довольно велик.

Руководитель и основатель проекта «В гостях у художника» Дарья Харибова отмечает, что люди сейчас испытывают острую потребность в творчестве.

«Если обратиться к истории и традициям нашего народа, то творчество раньше было неотъемлемой частью жизни. Сегодня этого не хватает, поэтому мастерские пользуются большой популярностью», — подчеркивает Дарья.

Стартовые вложения в оборудование и материалы

В список базовых затрат для создания художественной мастерской нужно включить аренду помещения, покупку расходных материалов и рекламы.

Окупить свои вложения в проект Ангелине Литвиненко удалось уже спустя три месяца после начала работы, однако стабильно получать сверхприбыль пока до сих пор не получается.

«Сверхприбыль – редкая история, что связано с сезонностью праздничных мастер-классов. Мы получаем сверхприбыль в период, когда у нас заказывают коллективные мастер-классы в преддверии, например, Нового года и других дат», — отмечает Ангелина Литвиненко.

Руководитель мастерской «Ремонт. Эксперимент» Наталия Болотова рассказала, что на старте они вместе с супругом, архитектором и фотографом Михаилом Болотовым, создали индивидуальную мастерскую. Но со временем идея начала развиваться — на протяжении четырех лет проект расширяется и привлекает все больше гостей из разных профессиональных сфер.

До получения статуса самозанятой и переезда в Ростов-на-Дону Дарья Харибова работала в мастерской-франшизе в Ставрополе. Из-за того, что подобранная схема развития бизнеса была рассчитана на Москву, студия не приносила нужных доходов. По мнению мастерицы, если не учитывать специфику города, мышление людей и зарплаты, то никакие вложения не будут эффективны — их можно потратить бездумно. Развиваться в качестве самозанятой Дарья начала без каких-либо вложений, опираясь на собственный доход.

«Это позволило мне без больших стартовых вложений за четыре года не только работать, но и зарабатывать. Мой проект не уходил ни в ноль, ни в минус», — отмечает Дарья.

Владелица мастерской принимала учеников у себя в домашней мастерской, что позволило избежать трат на аренду помещения, рекламу, привлечения большего количества сотрудников. Руководительница мастерской использовала минимум оборудования и материалов для творчества, а после расширения смогла приобрести больше необходимые принадлежностей для рисования. 

Екатерина Григоренко начинала свой проект как обычное хобби и делала работы из подручных материалов. Со временем увлечение переросло в прибыльную бизнес-идею.

«Минимальные инвестиции в оборудование и материалы составили около 500 тыс. рублей. Но моя идея окупилась с первого изделия. Сейчас мы работаем с индивидуальными заказами, что помогает в 90% случаев грамотно распределить расходы и при этом растить прибыль», — поделилась создательница мастерской по изготовлению индивидуальных подарков.

Как стать уникальным на рынке творческих мастерских

Арт-студии зачастую создаются на основе одного принципа: гости платят за творческий мастер-класс по живописи или лепке, получая уже готовые изделия. Однако этого недостаточно для того, чтобы выдержать возрастающую конкуренцию. Руководителям бизнеса в сфере креативной экономики необходимо разрабатывать уникальную концепцию для своей мастерской.

«Наша арт-студия отличается от других тем, что мы делаем акцент на народных промыслах и декоративно-прикладном искусстве», — отметила Ангелина Литвиненко.

Также для мастерских важна клиентоориентированность — к каждому заказу следует подходить персонально.

«Наше преимущество — максимальная персонализация и быстрая реакция на запросы», — поделилась Екатерина Григоренко

В то же время Наталия Болотова считает, что при создании своей мастерской очень важно обеспечить творческую атмосферу в пространстве.

«Это сообщество, где каждый участник может ощутить поддержку, дружеское отношение к себе»,  — подчеркнула создательница мастерской «Ремонт. Эксперимент».

Сегодня Наталия самостоятельно занимается продвижением своей мастерской — рассказывает в соцсетях о том, что происходит и кто приходит в мастерскую в гости. Что помогает популяризировать проект и привлечь тех, кого интересует искусство и творчество.

Дарья Харибова поделилась, что самый эффективный способ привлечения гостей — «сарафанное радио». Она сама активно ведет соцсети, благодаря чему к ней приходит большое количество людей. Завсегдатаями мастерской стали люди, которые посещали ее занятия по рисованию. Уникальность проекта Дарьи, по ее собственному мнению, заключается в самом формате: гости приходят в домашнюю мастерскую и рисуют картины в дружелюбной, теплой атмосфере, ведь это совсем не коммерческое помещение.

«Я думаю, это уникальный проект, потому что это мое личное пространство, где люди могут окунуться в мою атмосферу. Гости часто говорят, что помимо урока рисования они получают атмосферу семейного тепла. Регулярно, когда позволяет погода, мы выезжаем на природу и рисуем с художниками-любителями», — считает мастерица.

Целевая аудитория арт-мастерской

Среди посетителей творческих мастерских можно встретить людей разных возрастов и специализаций. По словам Ангелины Литвиненко, среди посетителей ее мастерской есть как дети от трех лет, так и взрослые до 66 лет. Примечательно, что в последнее время подобными площадками активно интересуются женщины, находящиеся в декрете.

«Они приходят создать уют и декор для дома своими руками, реализуют собственные идеи подарков ручной работы», — рассказала Ангелина Литвиненко.

Возраст целевой аудитории художественных мастерских разный, поскольку «творчество не имеет границ» — сюда приходят люди, желающие расширить свой кругозор:

«Это человек, который открыт к новым экспериментам и готов пробовать, ошибаться, не сдаваться и идти дальше», — отметила Наталия Болотова.

Дарья Харибова отметила, что большой процент целевой аудитории ее проекта составляют женщины, хотя в профессиональной сфере довольно много мужчин-педагогов и художников.

«Обычно это очень раскрепощенные, творческие, интересные люди, готовые открыться чему-то новому. Например, самой возрастной ученицей была женщина 85-ти лет. Но могу сказать, что рисование популярно среди людей разного возраста и пола, разных сфер деятельности», — подчеркнула создательница мастерской.

Собрать вокруг себя людей, которых хочешь обнять

Создатели мастерских отмечают, что в свой бизнес-проект нужно вкладывать необычную идею, которая будет интересна заказчикам.

«Первое — действуйте, второе — считайте. Несмотря на спонтанность творческих идей, расчеты помогут избежать лишних затрат и позволят грамотно спланировать работу», — поделилась принципами своей работы Екатерина Григоренко.

Наталия Болотова же считает, что при создании творческой мастерской важна целеустремленность. Не последнюю роль играют люди, которые тебя окружает. Поэтому организаторам мастерских необходимо собрать вокруг себя надежную команду, которая будет вдохновлять на работу.

«Если не можешь не делать — делай. Вокруг тебя обязательно соберутся люди, с которыми вам по пути. Есть отличная фраза: «Работай с теми, кого хочешь обнять». Для меня это очень важно», — сказала Наталия Болотова.

Если вы хотите открыть свою творческую мастерскую, но у вас нет стартового капитала, то следует начинать с набора клиентской базы и минимизирования расходов на помещение и рекламу, советует Дарья Харибова. Вы можете работать и параллельно откладывать деньги на свое расширение. Этот, по словам владелицы мастерской, процесс не быстрый, но верный. Это поможет избежать рисков и сделает ваше дело более долгосрочным.

Редакция «Деловая газета. Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.

Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.

О важность поддержки МСП неоднократно говорил президент России Владимир Путин. В своем послании 29 февраля 2024 года он обратил внимание, что малый и средний бизнес вносят все более значимый вклад в экономический рост.

«Нужно создать все условия, чтобы малые и средние компании развивались динамично, а качество этого роста повышалось за счет высокотехнологичных направлений производственного бизнеса», — заявлял глава государства.

Также ранее Владимир Путин обозначал необходимость поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа.

Информационный обзор редакции

Алина Гафарова

Новости