Для решения проблемы нехватки кадров в сфере легкой промышленности Юга России необходимо популяризировать профессию швеи, создавать современные образовательные программы в техникумах, увеличивать за счет бюджета региона контрольные цифры приема в учебные заведения и проводить профессиональные конкурсы. К такому выводу пришли участники панельной дискуссии «Надень свое – сними чужое: как южный легпром становится модным?» в рамках Международной выставки индустрии моды «Модафест».
Власти – увеличивают цифры приема и проводят конкурсы
Одним из сдерживающих факторов развития легпрома является дефицит кадров. Что в том числе является следствием появления все новых и новых отечественных брендов одежды. Запуск новых производств в сфере легкой промышленности обострил борьбу работодателей за профессиональные кадры. Так, согласно данным сервиса по поиску работы hh.ru, Краснодарский край входит в ТОП-4 субъектов РФ по числу опубликованных в 2025 году вакансий швей и закройщиков: с 1 января по 1 мая 2025 года в крае искали 290 специалистов такого профиля. Больше — только у Московской области (486), Санкт-Петербурга (680) и Москвы (1334). При этом средняя заработная плата таких специалистов в южных регионах установилась на уровне 70-80 тысяч в месяц. Но отделы кадров сбиваются с ног — не могут найти сотрудников даже за 90 тысяч.

По словам министра промышленной политики Краснодарского края Дмитрия Хмелько, кадровый вопрос всегда поднимается на общих встречах с представителями отрасли легкой промышленности. Подконтрольное Хмелько ведомство целенаправленно работает с профильными министерствами региона и колледжами.
«За счет бюджета мы увеличиваем контрольные цифры приема по профессиям промышленности, в том числе легкой промышленности – по специальности «швея». Мы создаем на базе наших колледжей профильные индустриальные площадки, где за счет бюджета финансируем закупки оборудования, необходимого для качественного обучения. Эта работа уже показывает свои результаты», — отмечает министра промышленной политики.
Так, уже сегодня на площадке Армавирского индустриального строительного техникума готовят швей. В рамках этой работы министерство промышленной политики ежегодно проводит региональный этап конкурса «лучший по профессии». Ежегодно предприятия представляют своих кандидатов в номинации «швея», показывающих «серьезные результатов».
«Быть просто дизайнером – не круто»
Однако специалисты отрасли сходятся во мнении, что проблемы с кадрами в легпроме все еще стоят остро. Так, средний возраст технологов достигает 60 лет, а в учебных заведениях студентам не дает раскрыться неграмотно составленная образовательная программа. Так, дизайнер и основатель краснодарского бренда Les Noms Анна Козырева выразила удивление, что в Краснодаре студенты текстильных вузов и техникумов не всегда знают, где они могут работать после окончания обучения. За рубежом же студенты с первого курса понимают, где могут продаваться их изделия.

«В Санкт-Петербургском университете дизайна, который я окончила, выстроена целая эко-система: мощные дизайнеры, мощные конструкторы… Под это даже созданы специальные кафедры. Там работает правило, что быть просто дизайнером – это не круто: это не круто, ведь у меня нет команды. Я сейчас работаю с людьми, которым по 60 лет, которое получили базовое советское образование. И я не могу найти молодых специалистов, с кем я могу решать очень сложные вопросы. Поэтому нужно подключать блогеров и говорить, как круто быть технологом. Без этих людей мы не можем дальше двигаться. Нужно делать эти командные работы», — подчеркивает Анна Козырева.
Как представительнице сферы моды, Анне в Краснодаре не хватает не только молодых специалистов, но и креативных кластеров, где можно было бы организовать свое рабочее пространство. Именно в таких креативных кластерах, по мнению дизайнера, можно было бы организовывать коллаборации, в том числе от города.
Дело – в перепроизводстве ширпотреба и системе образования
Президент бизнес-сообщества брендов Юга, основатель бренда одежды и директор выставки «МодаФест» Татьяна Орган также подчеркивает, что для многих предприятий самый злободневный вопрос сегодня «Кто же нам будет шить?».
«Мы можем создать визуал, концепцию, идею. Но кто же будет сидеть за машинкой? Даже конструкторов и дизайнеров сейчас достаточно, но линейного персонала, которые просто производят изделия, их категорически не хватает. Специалисты вымылись, им по 60 лет, а в 60 лет начинаются проблемы со здоровьем, и человек уходит на пенсию. Зарплата у швей высокая, но это не гарантирует то, что они будут стабильно работать на твоем производстве», — сетует дизайнер.
Решение проблемы кадров, отмечает Татьяна Орган, следует начинать с популяризации швейной профессии как стиля жизни. Президент бизнес-сообщества выразила мысль, сто швеи скорее переквалифицируются в мастера маникюра, хотя там и там ручная работа.

«Здесь ты сидишь над ногтями, а здесь — со швейной машинкой. Но почему-то быть мастером маникюра более престижно, чем быть швеей. Сказывается отношение потребителей к конечному продукту, к одежде. Те же клиенты ателье, они сейчас менее ценят ручную работу, чем те, кто жили в Советском Союзе. Скорее всего, здесь вопрос в перепроизводстве и самой ценности одежды, ширпотреба. Здесь, конечно, популяризация скорее решит проблему, если будет пропагандироваться стиль жизни обычный – рабочий, более приземленный по сравнению с блогингом», — предложила Татьяна Орган.
Эксперт также выразила мысль, что решение отчасти кроется в системе образования, назвав ее устаревшей. Сегодня, продолжила Татьяна Орган, будущих модельеров и швей, которые приходят в учебные заведения с горящими глазами, пускают за швейные машинки только на втором курсе. Что смешно и грустно одновременно. В этом ключе проведение таких специализированных выставок как «Модафест» вдохновляет учеников на продолжение обучения, поскольку они, наконец, видят перспективу своей профессии.
«Эту перспективу они не видят в своих учебных заведениях, потому что преподаватели не могут донести и упаковать эту профессию в красивую обертку. Тут не вопрос в том, что все должны стать в ателье. Есть такая прослойка студентов, которые потом идут на кассы в «Пятерочки». Но их как-то можно направить за машинку. И это как раз вопрос популяризации профессии, идеологии и продакшна», — высказала мнение Татьяна Орган.
Автоматизированные комплексы по конструированию — вместо людей
Система обучения персонала в сфере легпрома на Юге находится на доисторическом уровне, заявляет генеральный директор компании по производству и продаже одежды «Элис Фэшн Рус» Александр Еремеев (Ростов-на-Дону).
«Хотя спасибо, что она вообще есть. На каждой из пяти наших фабрик есть учебный участок, где работает инструктор, который на протяжении полутора месяца вводит нового человека в профессию. Дальше этот подготовленный человек пересаживается в производство, работая с какими-то временными доплатами в течение 6-7 месяцев. Там он доходит до качества промышленного работника, который может выполнять работу уже за деньги, составляющие рыночную стоимость продукта», — рассказал Александр Еремеев.

При этом на швейных фабриках компании из ста человек в должности «швея» за машинками сидят примерно 25. Обязанности остальных выполняют специализированные автоматические комплексы и отделочное производство.
«Если брать конструирование – то это очень серьезное оборудование. У нас стоят две системы – одна американская, вторая немецкая. Совмещая их достоинства, мы достигаем, на мой взгляд, хорошего качества. Чтобы обучать конструкторов и технологов, у нас создан институт промышленного дизайна, куда мы включили наше дизайнерское бюро. Там же работают наши конструкторы и большая группа технологов, которые ежедневно разрабатывают новые методы обработки и совершенствуют скорость производства, и соответственно, уменьшают стоимость», — раскрыл технологию подготовки специалистов основатель компании.
Однако те автоматические комплексы, которые сейчас используются в крупном производстве, подразумевают большой объем партий. Что неприменимо для только что созданных небольших производств. При этом у дизайнеров есть свое преимущество — они могут находить узкие специфические ниши и предлагать свой товар узкой целевой аудитории. При этом они должны быть встроены в общемировую систему, потому что не глядя на тот опыт, который уже накопили, очень сложно сделать что-то достойное, -отмечает Александр Еремеев.
Популяризировать профессию – с детского сада
Генеральный директор ОАО ХБК «Шуйские ситцы» Анна Богаделина из Ивановской области вынуждена конкурировать за кадры не только с коллегами из города Иваново, но и с Москвой, до которой от Шуи — 3,5 часа на «Ласточке». В деле популяризации рабочих профессий предприятие работает не только со школами, но даже и с детскими садами. Через игры и игрушки детям прививается любовь к профессии.
«Чтобы удержать кадры на предприятии, нужно обеспечить конкурентоспособную заработную плату. Но это только на собеседовании. Дальше же начинается кропотливая работа по удержанию и развитию персонала. У нас в компании — годовые планы по работе нашим персоналом. Это в том числе и поздравления с праздниками. Мы ориентированы на всех наших сотрудников, на молодежь в том числе. У нас есть своя «молодежка: в рамках федерального проекта ребята встречаются со сверстниками в разных городах Центральной России и на Юге, обмениваются опытом и делятся, как дальше работать в профессии», — отметила Анна Богаделина.

Основными задачами компании «Шуйские ситцы» в плане удержания кадров сегодня является формирование корпоративной культуры и бренда работодателя. Как результат – на предприятие приезжают специалисты из других регионов. Найти себя в профессии и в новом регионе молодежи помогают подъемные средства.
Анастасия Талызина