фото: Мария Николенко

Сельская романтика: как семейная пара уехала из города в деревню, открыла экоферму и завела верблюда

Два года назад семья Николенко из Краснодарского края приняла решение оставить городскую суету в пользу сельской жизни. Портовый Новороссийск супруги поменяли на участок с домом в хуторе Краснооктябрьском в Холмском сельском поселении.

За это время бывшие городские жители освоили пчеловодство и садоводство, а свой участок превратили в экоферму, где можно познакомиться с верблюдом, полежать над ульями и в целом окунуться в быт деревенской жизни.

На сегодня супруги Владимир и Мария вложили в развитие проекта 6 млн рублей и рассчитывают полностью окупить инвестиции в течение двух лет. Путь к своему делу был непростым, Николенко столкнулись с недобросовестными поставщиками, потерей полтысячи кустов ягод.

Что помогало семье преодолевать трудности, как верблюду живется на Кубани и как богиня плодородия помогает в развитии фермы, «Деловой газете.Юг» рассказала Мария Николенко.

Два года вместо трех месяцев

Изначально план был таков: продать квартиру в Новороссийске и приобрести дом на участке 6 соток в селе. Однако позже, делится Мария Николенко, они поняли, что такого участка не хватит для реализации всех масштабных идей.

«Потом мне случайно подвернулся участок в Абинском районе. Меня привлекло его местоположение — 80 км от Новороссийска, 60 км до Краснодара. То есть в часовой доступности от двух крупных городов в крае. Также неподалеку проходит трасса, ведущая к Федоровскому гидроузлу. Это магистраль с интенсивным потоком автомобилей. Благодаря этому наша экоферма окажется на пути многих путешественников»,— рассказывает Мария Николенко.

Летом 2023 года супруги приобрели участок площадью более 9 га и приступили к воплощению задумок, но реализовать план создания экофермы удалось лишь спустя почти два года — весной 2025 года.

Как подчеркивает Мария Николенко, реализация проекта заняла значительно больше времени, чем предполагалось изначально. По ее мнению, уложиться можно было в три месяца, если бы семья не столкнулась с разными обстоятельствами, откладывавшими реализацию.

Изначально планировалось, что ферма откроется в 2024 году, но супругов сильно подвели недобросовестные поставщики, и Николенко понесли серьезные убытки.

«Чтобы покрыть внезапно возникшие финансовые обязательства, мне пришлось временно покинуть родных и отправиться на вахтовую работу. Это решение было вынужденным, ведь, помимо потери возможных доходов за целый сезон из-за невозможности открыть ферму, мы столкнулись с серьезными убытками»,— рассказывает Мария Николенко.

фото: Мария Николенко

Нехватка знаний, времени и рук

Помимо случая с недобросовестными поставщиками, процесс создания фермы тормозило отсутствие у супругов опыта в сельском хозяйстве и то, что свой бизнес им приходилось совмещать с работой в найме.

Необходимость отвлекаться от фермы привела к тому, что в 2024 году Николенко потеряли 500 саженцев ягодника, поскольку, заложив его, они уехали на производство, в итоге кусты засохли без полива. При этом немного кустов смородины и крыжовника все же осталось.  

Несмотря на все сложности, члены семьи решительно настроены продолжать движение вперед: уже в ближайшее время планируется перемещение сохранившейся части ягодника на новое место, а освободившийся участок займет оборудованная волейбольная площадка.

А вот проблему с дефицитом кадров так просто решить не получится, говорит Мария Николенко. Как пояснила предпринимательница, большинство жителей станицы — пожилые люди, которым уже сложно работать физически. Молодое же поколение часто отказывается от вакансий на ферме, считая сельскохозяйственный труд чрезмерно тяжелым.

Помимо рабочих рук, в дефиците и финансовые ресурсы, признается Мария Николенко. В реализацию проекта супруги вложили как собственные, так и заемные средства. Чтобы собрать необходимую сумму, брали кредиты, продавали другую недвижимость.

«У нас инвестиционная стадия проекта, нужно постоянно вкладывать деньги. <…> А вот дефицита идей у нас точно нет. И энтузиазма хоть отбавляй. Были бы всегда деньги на реализацию»,— добавляет Мария Николенко.

фото: Мария Николенко

Выйти в плюс за два года

В общей сложности, по словам предпринимательницы, на реализацию проекта экофермы за два года ушло 6 млн рублей.

Из этой суммы 3 млн рублей составили расходы на покупку участка, в еще 800 тыс. рублей обошелся дом. 150 тыс. рублей ушло на два насоса и бурение двух скважин, полмиллиона — на покупку трактора. Помимо этого, средства направили на покупку верблюда, пчел, а также приобретение беседок, установку апидомика, детского игрового городка, создание аллеи для прогулок по саду. Для туристов семья также обустраивает кемпинг и летнюю кухню.

«Чтобы построить гостевые домики, нужны еще инвестиции. Подсчитали, что один домик площадью 15-18 кв. м под ключ с мебелью обойдется примерно 500 тыс. рублей. Мы пока себе это позволить не можем, поэтому остановились на кемпинге»,— поясняет Мария Николенко.

По расчетам семьи, при постоянном потоке туристов окупить вложения в ферму получится за два года. Как планируют Владимир и Мария, доход будут приносить аренда апидомика, продажа входных билетов на ферму, а также продажа фруктов и меда.

«Например, в прошлом году, когда мы запустили пасеку, первый мед продавали по 2 тыс. рублей за литр. То есть 500 литров меда по 2 тыс. рублей — это уже миллион. Плюс мы хотим запустить переработку яблок в этом году»,—поясняет Мария Николенко.

Кроме того, в планах супругов — установка на ферме бани и домика при ней. По подсчетам супругов, это требует вложений в размере 1 млн рублей, а ориентировочный доход уже через два года превысит 3 млн рублей.

«Если посчитать, аренда одного домика обойдется в 5-7 тыс. рублей в сутки, то есть сам домик за 100 дней окупается, а после уже будет прибыль приносить»,— рассуждает предприниматель.

Фишки фермы

Одна из главных достопримечательностей фермы —верблюдица по кличке Дея. По словам Марии Николенко, так назвать необычного питомца решили в честь богини плодородия, которая способствует развитию фермеров и аграриев. Так получилось и название всей фермы «Сансадея», в котором супруги объединили солнце, сад и земледелие.

фото: Мария Николенко

Как делится предприниматель, уход за верблюдом не представляет особых сложностей. В солнечный Краснодарский край Дея переехала из Чувашии. Поначалу она настороженно относилась к новым владельцам и редко приближалась к ним, но теперь полностью освоилась и охотно идет на контакт с людьми.

Также семья делает ставку на аэроапитерапию —оздоровление при помощи пчел. Для этого на территории фермы установили апидомик. Это небольшое помещение с лежанкой, под которой установлены ульи с пчелами. Воздух в апидомике наполнен ароматом меда и воска, а негромкое гудение пчел наполняет пространство мягким успокаивающим звуком, способствующим расслаблению.

Привлекать туристов на ферму супруги Николенко планируют за счет ведения соцсетей. Также собираются покупать рекламу, зарегистрировать ферму в картах и устраивать различные коллаборации с другими компаниями. Помимо этого, они занялись разработкой упаковки всех продуктов и услуг фермы.

Мария Николенко убеждена, что все задуманное непременно воплотится в жизнь, а количество агротуристов на ферме будет стабильно расти.

Залог успеха агротуристического бизнеса — грамотная работа над репутацией и коммуникация с клиентами, уверена предпринимательница. По ее мнению, образ, который сложится на рынке, станет решающим в вопросе спроса и популярности среди людей. И конечно, вера и любовь к своему делу становятся решающими факторами развития, считает Мария Николенко.

Анастасия Матевосова

Редакция «Деловой газеты. Юг» в рамках постоянной некоммерческой рубрики «История успеха» в соответствии с озвученной президентской политикой поддерживает предпринимателей, которые решились на создание своего дела. Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловой газеты. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где были допущены ошибки.

О важности поддержки МСП неоднократно говорил президент России Владимир Путин. В своем послании 29 февраля 2024 года он обратил внимание, что малый и средний бизнес вносит все более значимый вклад в экономический рост. Также ранее Владимир Путин обозначил необходимость поддерживать отечественные бренды и способствовать их продвижению на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа.

Читайте нас в социальных сетях