Средства индивидуальной мобильности (СИМ) стремительно завоевывают популярность среди горожан, поэтому власти уделяют повышенное внимание развитию инфраструктуры для безопасного и комфортного передвижения на них. Администрации городов Краснодарского края рассказали «Деловой газете. Юг» о планах развития велосипедных дорожек, финансировании этих проектов, какие ограничения действуют в городах и почему СИМ способствуют улучшению ситуации на дорогах.
Краснодар: развитие велодорожной сети
По данным администрации Краснодара, в 2024 году в городе обустроены 5,7 километра велодорожек преимущественно в ходе реконструкции автомобильных магистралей. За прошедший год велодорожки появились на улицах Зиповская, Александровская, Симферопольская, Ратная Слава и Константиновская.
Кроме того, в 2024 году завершился капитальный ремонт улицы Тополиной на участке от улицы Автомобильной до улицы Жигулевской, в результате которого была создана велодорожка длиной 1,3 километра.
На текущий год у администрации имеются планы по дальнейшему развитию велодорожной сети. Сейчас ведется строительство автомобильной дороги по улице Выездной, предусматривающее устройство велосипедных дорожек общей протяженностью 6,7 км. Завершение работ запланировано на июль 2025 года.
Кроме того, в 2025 году планируется закончить строительство автомобильной дороги по улице Старокубанской на участке от улицы Новой до улицы Воронежской, включающее устройство велосипедных дорожек протяженностью 2,5 км. Для реализации этого проекта предусмотрено свыше 21,4 млн рублей.
Еще одну велодорожку создадут в рамках реконструкции автомобильной дороги по улице им. Константина Образцова. Протяженность велодорожки составит 420 метров, а ее стоимость – 1,2 млн рублей.
На 2026 год запланировано обустройство велодорожки протяженностью 1,9 км и стоимостью 9,2 млн рублей в рамках реконструкции улицы им. Есенина на участке от улицы Солнечной до улицы Суздальской.
Правила регулировки
Поскольку велодорожки предназначены для всех видов средств индивидуальной мобильности СИМ), то для регулировки передвижения на них в городе разработали специальные правила.
Одним из самых популярных видов СИМ являются электросамокаты. Как отметили в пресс-службе мэрии Краснодара, в первую очередь необходимо разъяснить, что электросамокаты — это транспортные средства, а лица, управляющие ими — это полноправные участники дорожного движения.
В соответствии с изменениями в ПДД России, вступившими в силу с 01.03.2023, «средство индивидуальной мобильности» понимается как транспортное средство, имеющее одно или несколько колес, предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Так, требования ПДД распространяются на всех участников дорожного движения, использующих транспортные средства, включая СИМ и велосипеды.
«Действующими ПДД устанавливается приоритет пешеходов во всех случаях совмещенного с пешеходами движения лиц, использующих для передвижения СИМ», — добавили в пресс-службе.
Разделом 24 ПДД установлены дополнительные требования к движению лиц, использующих электросамокаты и другие СИМ, в том числе скоростной режим и требования сойти со средства передвижения в случаях, предусмотренных ПДД, при движении по тротуарам и пешеходным зонам или замедлиться до скорости, не превышающей быстроту движения пешеходов.
В настоящее время кикшеринговыми компаниями, действующими в Краснодаре, установлена максимальная скорость передвижения на СИМ до 20 км/ч.

Также ранее кикшеринговые компаниии технически ограничили максимально допустимую скорость передвижения электросамокатов до 15 км/час на некоторых участках с интенсивным движением транспорта и пешеходов. Речь идет об улицах Ставропольской, Красноармейской, им. Тургенева, им. Селезнева, им. Тюляева, им. Космонавта Гагарина и им. Герцена. По ул. Красной скорость движения СИМ ограничена до 12 км/ч.
Помимо этого, в городе введен запрет движения СИМ на территориях парков «Солнечный остров», «Городской сад», «Старая Кубань», «Чистяковская роща», им. 30-летия Победы, «Рождественский» и организованы мероприятия по ограничению и запрету движения электросамокатов на территориях 27 скверов, бульваров и зеленых зон.
Также установлен режим запрета передвижения на электросамокатах и других СИМ по улице Зиповской в районе спортивного комплекса «Стань Чемпионом» и на Александровском бульваре, также на участке улицы Красной между Главной городской площадью и кинотеатром «Аврора».
Правила парковки
Правила остановки и стоянки транспортных средств установлены разделом 12 ПДД. Вместе с тем, размещение СИМ в соответствии с требованиями ПДД и рекомендациями Минтранса предусматривается у объектов массового посещения, на транспортно-пересадочных узлах и тротуарах. Такие места обозначены в мобильном приложении каждого сервиса кикшеринга.
«Кикшеринговым компаниям рекомендовано ограничить возможность парковки СИМ в радиусе 100 м от учебных заведений», — добавили в мэрии.
Сочи: развитие велодорожной сети
Как рассказали в администрации Сочи, выделенные велодорожки в городе действуют на многих протяженных речных набережных, например, на набережной реки Мацеста (1,5 км), набережной реки Мзымта в Адлере (3 км), набережой реки Мзымта в поселке Эсто-Садок, на участке набережной левого и правого берегов реки Сочи в Центральном районе.
В 2024 году благодаря реализации проектов комплексного благоустройства велодорожки появились на набережной реки Псезуапсе (1,6 км.) в Лазаревском районе. Также открылся шестикилометровый Краснополянский терренкур – вело-пешеходный маршрут от поселка Красная Поляна до горных курортов в поселке Эсто-Садок.
Всего за период с 2023 года в городе обустроили порядка 7 км велодорожек, их общая протяженность в Сочи составляет более 15 км.
В проекте будущей реконструкции Приморской набережной в Сочи на существующей пешеходной зоне предусмотрена выделенная полоса для самокатов и велосипедов с ограниченной скоростью.
«Проекты развития всей транспортной системы Сочи интегрированы в новый Генеральный план развития Сочи до 2044 года. Они включают том числе создание новых тротуаров и веломаршрутов для передвижения по улицам. В программе комплексного развития транспортной инфраструктуры до 2040 года заложено 25,3 км новых велосипедных маршрутов во всех районах», — пояснили в мэрии.
В пресс-службе уточнили, что мероприятия по обустройству велодорожек ведутся в рамках отдельных проектов благоустройства как на бюджетные средства, так и за счет инвесторов, в том числе реализующих проекты комплексного развития территорий. Пока что в администрации города не готовы обозначить точную сумму, которую предстоит выделить на развитие велодорожных сетей.

Правила регулировки
На территории Сочи осуществляют деятельность 3 организации, предоставляющие услуги по аренде СИМ: «ВУШ», «ЮрентБайк.ру» и «Яндекс.Микромобильность». Количество СИМ на территории города Сочи составляет 5,8 тыс. единиц.
Вместе с тем администрация города запретила движение СИМ в 37 зонах, и ограничила скорость езды в 47 зонах до 15 и 12 км/ч.
Помимо этого кикшеринговые компании внесли изменения в маршруты движения СИМ, ограничив парковку и завершение поездки в радиусе 100-200 метров от входных групп школ и мест дополнительного образования для того чтобы снизить детский травматизм при использовании СИМ.
Вместе с тем мэрия Сочи совместно с правоохранительными органами и операторами регулярно проводит контрольные рейды, а также информационные мероприятия в рамках совместного социального проекта «Школа вождения» на СИМ.
Помимо этого в городе проводят рейдовые мероприятия, направленные на выявление и привлечение к административной ответственности лиц, использующих СИМ с нарушением ПДД, в том числе, на предмет передвижения в зонах, где это запрещено.
В период с 1 января по 28 мая 2025 года в городе провели 31 рейдовое мероприятие и привлекли к ответственности 63 пользователя СИМ. Вместе с тем, с начала года и на конец мая, операторы СИМ выписали 6659 штрафов и заблокировали 12,9 тыс. аккаунтов.
Правила парковки
Как отметили в администрации города, движение на велосипедах по всем морским набережным в Сочи запрещено. При этом на подходах к ним и популярным пляжам, а также в парках, скверах, возле крупных торговых объектов действуют велопарковки.
В 2024 году велопарковки установлены, например, в сквере «Стерео» в центре города и в сквере Бестужева-Марлинского в Адлере. Вместе с тем зону парковки оборудовали и рядом с недавно открывшимся мостом «Волшебный лист» и на обновленном участке набережной реки Сочи (по левому берегу) в районе Ривьеры.
Новороссийск: развитие велодорожной сети
По данным мэрии Новороссийска, в городе разработан маршрут велодорожек общей протяженностью 15 километров. Дорожка начинается от пляжа «Алексино» и располагается до 13-го микрорайона. Основная часть велодорожки располагается вдоль набережной Адмирала Серебрякова, тем самым соединяя между собой несколько районов и создавая комфортные условия для передвижения.
На территории набережной велодорожка по большей части разделена от пешеходной зоны зеленными насаждениями либо архитектурными формами. Также в центре для дополнительной безопасности велосипедистов обустроены велопереезды.
В 2025 году в Новороссийске планируют обновить разметку велодорожки на набережной. На эти цели выделят примерно 1,2 млн рублей.
Правила парковки и регулировки
По данным мэрии, внутригородские районы совместно с кикшеринговыми компаниями утвердили реестры мест расстановки объектов аренды на территории города.
Вместе с тем, в Новороссийске введены новые строгие правила для пользователей СИМ. Так, в городе ввели блокировку аккаунтов за нарушения. Уже заблокировано более 1 тыс. аккаунтов (каждый десятый активный пользователь). Также действует ответственность родителей за нарушения несовершеннолетних детей, за нарушения предусмотрен вызов на заседание комиссии, штрафы до 5 тыс. рублей и обязательные лекции по безопасности.
Самыми частными нарушениями при эксплуатации СИМ в Новороссийске стало катание в нетрезвом виде — 14 штрафов только за апрель, едва вдвоем на одном самокате и игнорирование ПДД — 70% водителей не сходят с СИМ на пешеходных переходах.

Система наказаний работает так, что за первое нарушение действует предупреждение в приложении, за повторное — штраф от 500 до 3 тыс. рублей, а за третье нарушение — пожизненная блокировка аккаунта.
Вместе с тем в городе введены ограничения для СИМ. В их число входят, например, скоростные ограничения. Максимальная скорость в приложении для арендных СИМ – 25 км/ч, в особо массовых местах скорость ограничена до 14 км/ч
В Новороссийске также действуют запрет передвижения на СИМ на территории набережной.
Анапа: развитие велодорожной сети
Как отметили в мэрии Анапы, развитие велосипедного и пешеходного движения в городе считают важным мероприятием по формированию общегородского туристского каркаса.
«За счет внедрения общегородских пешеходных направлений и велодорожной сети будут минимизированы в летний период автотранспортные нагрузки на уличную сеть, уменьшится количество выбросов вредных веществ в атмосферу», — рассказали в мэрии.
Велодорожная сеть свяжет центральную часть города и село Витязево вдоль Пионерского проспекта, а также станицу Анапскую и село Сукко. Общая протяженность сети, включающей отдельные велосипедные дорожки и выделенные велополосы, составит 67 км.
Правила парковки и регулировки
Администрация города совместно с операторами, стремясь обеспечить безопасность движения по улице Набережной, установила зоны, запрещенные для передвижения средств индивидуальной мобильности (СИМ). Запрет не распространяется на личные устройства подобного типа.
В свою очередь, сервис компаний, осуществляющих услуги проката СИМ, в городе организован таким образом, что не предполагает размещение парковок или пунктов проката как отдельных объектов, в которых происходила бы физическая передача СИМ «из рук в руки».
При этом использование территорий общественного пользования (тротуаров, дорог) для передвижения на СИМ не требует получения разрешения в органе местного самоуправления в силу общедоступности данных территорий. Осуществлением контроля над соблюдением ПДД занимается подразделение Госавтоинспекции РФ.
Анастасия Матевосова