Анастасия Апполонова поделилась с «Деловой газетой.Юг» историей о том, как она оставила карьеру руководителя отдела продаж ради того, чтобы помогать животным в борьбе со страхами и обретении доверия к людям. Она рассказала, как новый питомец помог ей найти дело по душе, нужны ли собакам антидепрессанты и где учиться на специалиста в зоопсихологии.
Не враг, а друг
Жительница Краснодара Анастасия Апполонова до прихода в нишу зоопсихологии работала руководителем отдела продаж и боялась собак, в особенности овчарок. Когда ей было 3 года, немецкие овчарки напугали ее, а в 7 лет на ее глазах собаки этой же породы напали на ее подругу. Из-за пережитого в детстве девушка панически боялась собак, но к 20 годам муж Анастасии предложил ей завести щенка.
К щенку пара не была готова, и девушка взяла дело в свои руки: штудировала большое количество книг и курсов по воспитанию животных. И, когда она смогла скорректировать поведение собаки, Анастасия подметила, что может ответь на многие вопросы других владельцев собак. С этого момента началась ее карьера помощи животным и их владельцам.

При переходе в новую нишу девушку поддержали ее друзья и коллеги, однако семья девушки посчитала такую смену карьеры «помутнением рассудка».
«Для них большой вопрос, зачем я сменила руководящую должность и стабильность на призрачную работу с какими-то собаками, у которых якобы проблемы. Сейчас я отшучиваюсь, что тискаю собак за деньги, и просто игнорирую осуждающие взгляды. Я люблю свою работу, и она дает свои плоды», – рассказывает Анастасия.
Когда психолога мало
Различие между зоопсихологией и кинологией, по словам Анастасии, заключается в том, что, к кинологам отправляются обычно с определенным запросом, например сдача нормативов. Зоопсихологи же не готовят собак к нормативам, а решают конкретные проблемы в поведении собак, корректируют их психологическое и эмоциональное состояние.
Как признается зоопсихолог, работа бывает очень тяжелой. Часто к ней обращаются с проблемами вокализации (частый или постоянный лай, скулеж, вой), сепарационной тревоги и зооагрессии. Многие также обращаются сразу при появлении щенка, чтобы не дожидаться проблем. При этом самые сложные случаи связаны с физическим состоянием животного. Такие проблемы решаются в тандеме с ветеринарными врачами, поскольку острые боли часто выливаются в агрессию, а плохое самочувствие – в недоверие к хозяину.
«Работа с больной собакой – это табу. Бесполезно заниматься поведением, если у животного что-то болит. Лучше всего ежегодно проходить базовый чек-ап, чтобы сразу выявить, какие проблемы есть у животного», – отметила Анастасия.
Она добавила, что часто во врачебной практике собакам прописывает фармакологическую поддержку, этим занимается ветеринарный специалист. Девушка относится положительно к данной практике, так как иногда животному это действительно необходимо.
«Часто антидепрессанты выписываются тем животным, которые причиняют вред себе, не могут спать и имеют сложную сепарационную тревогу и страх одиночества», – сказала она.
Ниша новых друзей
В начале карьеры девушка набирала клиентскую базу на сайте объявлений. По ее словам, отклик был неплохим, площадка показала хорошие результат при минимальных затратах, и уже через полгода работы к деятельности подключилось «сарафанное радио». Клиенты активно рекомендовали Анастасию своим друзьям.
«Специалистов на рынке кинологических и зоопсихологических услуг мало, и часто они работают без выходных и отпусков. Цены на оказание услуг формируются с учетом спроса и успешных кейсов, а так как специалистов мало, а спрос есть, я в целом поднимала прайс лишь тогда, когда понимала, что не справляюсь с объемом приходящих клиентов», — сказала она.

Конкурентов в данной профессии как считает девушка, нет. Всех своих коллег Анастасия считает партнерами и соратниками.
«У нас в стране прекрасно налажены отношения гуманных кинологов — зоопсихологов. Мы не боремся друг с другом, мы боремся с системой, навязанной десятками лет, где отношение к животным не гуманно, агрессивно и отталкивающе», – отметила девушка.
Нужно ли образование?
В основе работы зоопсихолога, по словам Анастасии, должна лежать гуманная работа с закрытием базовых потребностей животных, устранением проблемного поведения посредством баланса нагрузок, построением контакта человека и животного и формировании взаимного доверия и уважения.
Анастасия отметила, что важной частью работы является налаживание контакта с владельцем животного, так как в первую очередь зоопсихологи работают с людьми, а после – с животными. При первой консультации девушка обозначает клиентам: «Со мной – как с психологом, ничего не скрываем, обо всем рассказываем», потому что, зная реальную картину происходящего, можно помочь и владельцу, и животному.
Несмотря на то, что зоопсихолог получила сертификат специалиста по коррекции поведения животных, ей постоянно приходится повышать квалификацию, чтобы включать в свою работу новые услуги.
«Я стараюсь посещать все ветеринарные и кинологические конференции онлайн, также посещаю очные мастер-классы и курсы в Краснодаре. Сейчас планирую поступление в Московскую академию сельского хозяйства на направление “зоопсихология”», – заключила Анастасия.
Рената Авджян
Редакция «Деловой газеты.Юг» в рамках постоянной некоммерческой рубрики «История успеха» в соответствии с озвученной президентской политикой поддерживает предпринимателей, которые решились на создание своего дела.
Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловой газеты.Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.
О важности поддержки МСП неоднократно говорил президент России Владимир Путин. В своем послании 29 февраля 2024 года он обратил внимание, что малый и средний бизнес вносит все более значимый вклад в экономический рост. Также ранее Владимир Путин обозначил необходимость поддерживать отечественные бренды и способствовать их продвижению на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа.
Информационный обзор редакции