Фото: Школа атомных коммникаций.

Тренды в медиапотреблении: кто сегодня смотрит телевизор, а кто пилит контент в TikTok

Директор по специальным исследованиям Mediascope Марина Пикулева рассказала, как меняется потребление медиаконтента

В медиасфере сегодня происходят большие изменения, постоянно появляются новые медиа: интернет-СМИ, соцсети, блоги, подкасты и компьютерные игры. Традиционные СМИ преодолевают системные противоречия цифровой эпохи. При этом аудитория ищет какие-то смыслы и ориентиры, ей нужна честность. Переизбыток информации «выбивает почву» под ногами у аудитории — она перестает быть восприимчивой к чему-либо. Параллельно происходит внедрение в рабочие процессы искусственного интеллекта, в том числе в медиасреду.

Марина Пикулева

директор по специальным исследованиям

Mediascope 

В рамках панельной дискуссии на очном интенсиве Школы атомных коммуникаций Mediaskills-2025 в музее «Атом» на ВДНХ в г. Москва директор по специальным исследованиям Mediascope Марина Пикулева рассказала о трендах в медиапотреблении, кто смотрит телевизор, кто сидит в интернете, а также почему дети и подростки хотят быть блогерами.

Кто смотрит телевизор

По данным Mediascope за сентябрь 2024-август 2025, 97% населения России старше 4 лет смотрят телевизор хотя бы раз в месяц, 62% населения — в среднем в день. В среднем россияне проводят перед телеэкраном 3 часа 20 минут в сутки.

Кто пользуется интернетом и какими ресурсами

Интернетом по данным за октябрь 2025 пользуются 105 млн человек, или 86% всего населения старше 12 лет, в среднем в сети россияне проводят 4 часа 21 минуту в день. 51% всего времени, которое пользователи проводят в интернете, приходится на социальные медиа (соцсети, блоги, мессенджеры, видеохостинги), в среднем пользователь тратит на таких ресурсах 2 часа 44 минуты в сутки. Еще 10% времени, которые пользователи проводят в интернете, приходится на мобильные игры и 6% — на шоппинг (маркетплейсы, интернет-магазины, сервисы доставок).

По данным Mediascope лидерами среди Telegram-каналов за январь-август 2025 у аудитории 12-17-лет стали каналы, посвященные модификации TikTok, а также развлекательные и новостные каналы.

Почему дети хотят быть блогерами

«Сегодня видео – главный формат контента. Конечно, современные подростки видят разницу между блокбастером и роликом, который выложил одноклассник. Но с точки зрения детей любое видео может заслуживать внимания, если оно прикольно снято, рассказывает какую-то занимательную историю или его опубликовал интересный человек,» — подчеркивает эксперт.

По данным Mediascope, стать блогером сегодня мечтают даже дети 4-5 лет, а некоторые из них к своим годам даже создали блог или ведут страницу в соцсетях. Примерно к 10 годам больше половины детей либо уже завели свой блог/канал, либо мечтают о нем. Но, уже начиная с 14 лет, больше половины ребят отвечают, что личного блога у них нет и он не нужен.

Один из трендов, на которые обратила внимание Марина Пикулева, – исчезает монополия на производство контента. Если раньше контент могли производить только профессионалы, которые должны были этому учиться и иметь серьезную материально-техническую базу, то сегодня же есть много примеров того, когда человек, не имеющий специального образования, не работающий на профессиональных студиях, становился автором контента, который посмотрели и прокомментировали миллионы людей.

Что слушают дети и подростки

Среди любимых музыкантов, которых назвали дети и подростки 4-17 лет, только две корейских группы, остальные – отечественные исполнители. Лидерами среди любимых музыкантов у детей 4-17 лет стали «Король и Шут», Хабиб, Клава Кока, Сергей Жуков / «Руки вверх», Шаман, Niletto и другие.

Анастасия Талызина

Информационный обзор редакции

Читайте нас в социальных сетях