фото предоставила Инга Экзархо

Инга Экзархо: Интерес к агротуризму на Юге растет

Руководитель «Фермы Экзархо» Инга Экзархо верит в большие перспективы агротуризма. Ее проект — одна из точек притяжения туристов в Сочи, на ферму едут за панорамным видом на горы, экологическими чистыми продуктами, общением с животными и в целом за позитивными эмоциями

Инга Экзархо рассказала «Деловой газете.Юг», каким образом туризм помогает ей в развитии фермы, как создаются лакто-вегетарианские сыры, чем ее привлекают спортивные лошади и насколько сегодня вообще рентабелен агротуризм.

— По образованию вы филолог, как получилось, что сейчас вы развиваете аграрный туризм, ухаживаете за лошадьми, производите сыры?

— В свое время я окончила педагогическую академию и получила диплом филолога, но по профессии не работала. После обучения попала в сферу общественного питания: много лет работала в ресторанах и кафе. Была управляющей, владелицей, и как никто другой знаю, из каких продуктов обычно готовят. Поэтому решила открыть свое производство экологически чистых продуктов, в первую очередь для себя, для своего близкого окружения и для людей, которые неравнодушны к тому, что они потребляют.

Если говорить о животных, то это любовь длиною в жизнь. Конный клуб, который есть на ферме, это мой образ жизни. Лошади мне очень нравятся по своей красоте и энергетике, они заряжают позитивной энергией и способны забирать весь накопленный негатив. Однажды пообщавшись с лошадью, поймете, о чем я говорю. Время, проведенное с этими животными, считаю оздоровительной терапией.

Именно моя огромная любовь к лошадям стала началом пути. Затем к лошадям добавились козы, появилось натуральное молоко, из которого можно делать кисломолочные продукты и сыры. И со временем все наше хозяйство превратилось в большую ферму.

Фото предоставила Инга Экзархо

— Известно, что вы начали развитие фермы со спасения лошадей. Расскажите эту историю, те лошади до сих пор у вас?

— Да, можно сказать, что ферма началась с трех спасенных от бойни лошадей. Как только мы приобрели землю и оформили документы на аренду, мы завезли на участок трех лошадей, которых выкупили у предыдущего владельца. Он больше не мог их содержать. Тогда мы приобрели этих лошадей, чтобы они не попали на бойню. Сейчас у нас продолжают жить две лошади, а третью приобрела женщина, которая занималась в нашем конном клубе.

Фото предоставила Инга Экзархо

— Как вы выбирали участок для фермы, какие критерии были важны?

— Мы искали землю сельхозназначения. Помимо этого был важен южный склон, это имеет значение, когда занимаешься сельским хозяйством. Необходимо, чтобы на растения попадало много солнечного света, ведь мы хотели выращивать фрукты и ягоды.

Когда начали строить ферму, мне было важно создать красивое и комфортное место, которое будет радовать людей, и где мы сможем производить свою продукцию.

Во время поездок за границу я видела интересные и многофункциональные места для туристов, это вдохновило и мотивировало меня сделать такое же место для людей, которые хотят провести время в реакционной зоне.

Фото предоставила Инга Экзархо

— Какой объем инвестиций потребовался для старта? Удалось ли вам уже окупить вложения?

— Инвестиции в развитие фермы требуются большие и постоянные. Я ежедневно вкладываю деньги, это бесконечный процесс. К сожалению, ферма — сезонное предприятие, работает 360 дней в году, а доход приносит только в туристический сезон. Мы зарабатываем летом, а зимой живем на то, что заработали ранее. Поэтому назвать ферму бизнесом, приносящим большие деньги, невозможно.

— Почему вы занялись производством сыров, чем вас привлекло это направление?

— Нам было интересно производить лакто-вегетарианские сыры, которые не содержат сычуг. Мы от него сознательно отказались и используем коагулянт, молокосвертывающий фермент растительного происхождения. Поэтому наши продукт едят даже вегетарианцы, употребляющие в пищу молочные продукты и лакто-вегетарианские сыры.

Сейчас самым популярным сыром на ферме считается выдержанный козий твердый сыр. Мы делаем его на 100% из козьего молока. Это любимый сыр как гостей фермы, так и моей семьи. Он нравится даже тем, кто не ест продукты из козьего молока.

Фото предоставила Инга Экзархо


— Как ваша ферма вышла за рамки просто производства, а стала туробъектом, который привлекает и гостей, и жителей Сочи?

— Когда мы начали заниматься созданием фермы и производством, достаточно быстро поняли, что это дорогостоящее занятие и себестоимость продукции выходит высокой. И для того, чтобы поддерживать ферму на должном уровне и иметь возможность заработка для дальнейшего развития, нам было необходимо привлечь гостей, зарабатывать на сельском туризме.
Сельский туризм — популярное направление, которое может сделать предприятие рентабельным, поэтому мы работаем в этом направлении.

фото предоставила Инга Экзархо

— Наблюдаете ли вы рост интереса к агротуризму?

— Да, интерес к агротуризму на Юге растет. После пандемии это особенно заметно, люди хотят отдыхать от городской суеты в рекреационной зоне. Считаю, что чем больше будет подобных мест, где люди смогут наслаждаться природой, приобретать натуральные продукты, тем лучше.

— Что, на ваш взгляд, самое сложное и важное в содержании животных?

— Все в содержания животных сложно и очень важно. Сегодня у есть животноводческое отделение, там козы, коровы, птица, а есть конное отделение. Правильный, ежедневный уход за животными на ферме — залог их здоровья. Это заслуга всех людей, которые у нас работают. Тех, кто животных кормит, убирает за ними, ухаживает за шерстью и доит их. Только сопереживающие и ответственные люди могут быть допущены к такой работе. Самое сложное, это найти правильных людей. Это важно и в работе с любительскими, и особенно, со спортивными лошадьми. Тренеры и берейторы должны быть лучшими, поэтому у нас работают профессионалы своего дела. Люди равнодушные и дилетанты могут нанести непоправимый вред животным, вплоть до летального исхода.

— Вы самостоятельно занимаетесь управлением фермой? Какая часть этой работы для вас сама любимая?

— С самого начала основания фермы управлением занимаюсь я. У меня есть помощники-менеджеры, которые отвечают за те или иные вопросы, но мне доставляет большое удовольствие руководить предприятием. Однако, если в будущем мне удастся найти достойного человека, который будет с большим вниманием и любовью относится ко всему, что уже сделано, возможно, я смогу доверить ему управление фермой.

Я была бы рада, если бы развитие семейного предприятия продолжили дети. Моя младшая дочь занимается конным спортом, очень любит лошадей и саму ферму, она на ней выросла. Поэтому я буду крайне рада, если дело продолжит моя дочь или один из сыновей.

Любимая же часть моей работы — видеть счастливые лица людей, которые вдохновляются и наполняются уникальной атмосферой, с благодарностью уезжают домой и желают вернуться к нам вновь.

Фото предоставила Инга Экзархо

— Какие планы развития у «Фермы Экзархо»?

— Мы очень хотим, чтобы ферма развивалась и строилась. Пытаемся сделать так, чтобы никакие преграды не смогли остановить наше желание создать лучшее агротуристическое предприятие в России.

В планы по развитию фермы входит строительство нового козоводческого комплекса, а также установка глэмпинга, чтобы посетители оставались на территории на пару дней, имея возможность полностью насладиться красотой и гармонией этой рекреационной зоны. Также в планах развитие конного клуба, строительство нового спортивного поля с еврогрунтом и конюшни.

Анастасия Матевосова

Редакция «Деловая газета.Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.

Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета.Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.

О необходимости поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа, ранее заявлял президент России Владимир Путин. Он отмечал, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.

Информационный обзор редакции

Новости