Новый пласт рынка: сервисы доставки еды продолжают рост
unsplash.com

Новый пласт рынка: сервисы доставки еды продолжают рост

Рынок доставки, уверяют представители отрасли, еще далек от насыщения. Сервис стабильно растет без ярко выраженных пиков, поэтому в ближайшее время будут появляться новые игроки, а с ними и новая аудитория

Пандемия сильно повлияла на потребительские привычки — мы стали больше времени проводить дома и чаще пользоваться службами доставки. Попробовали услугу, и она нам понравилась. Доставка стала частью обыденной жизни: заказываем завтраки, обеды, ужины, продукты, одежду, бытовую химию — да все что угодно. Сервисы доставки подчеркивают, что за прошлый год резко увеличилось количество заказов на одну персону и в этом году рост продолжается. Для сравнения, до 2020 года пиковые всплески заказов отмечали в праздничные дни — Новый год, 23 Февраля и 8 Марта, сейчас увеличение стабильное без привязки к выходным.

«За 2020 год сильно изменился паттерн потребительского поведения. Из событийной услуги, которой пользовались преимущественно в праздники, доставка превратилась в ежедневную рутину, значительно экономящую время пользователей. Мы видим, что людям понравилась эта услуга, а значит, они продолжат пользоваться ею и дальше, советуя друзьям и знакомым», — рассказала Татьяна Сергиенко, управляющий СберБанка (в состав входит сервис Delivery Club) по Краснодарскому краю.

Немного цифр

По итогам мая 2020 года сервис доставки Delivery Club впервые выполнил 5,5 млн заказов (без учета заказа продуктов). Сейчас ежемесячные показатели находятся на таком же уровне — сервис стабильно выполняет порядка 5,5 млн доставок.

Похожая ситуация и у фудтех-проектов «Яндекса», куда входит сервис доставки «Яндекс.Еда», — они показали прирост аудитории по итогам 2020 года на 120 %. Так, по итогам третьего квартала прошлого года заказы в «Яндекс.Еде» выросли на 98 % по отношению к аналогичному периоду 2019 года. Эта тенденция, уверяют представители сервиса, продолжится и в 2021 году: люди освоили новые цифровые привычки, попробовали услугу доставки и оценили ее удобство.

Если говорить о вкусовых предпочтениях, то, по данным «Яндекс.Еды», в Краснодарском крае чаще заказывают бургеры, закуски из картофеля и курицы. Статистика в целом совпадает с общероссийской. Однако есть локальные особенности. Например, в Краснодаре заказывают сэндвичи, креветки в панировке и сырники гораздо чаще, чем в среднем по стране. А жители Сочи отдают предпочтение все тем же сырникам, рису и котлетам. В Delivery Club также отмечают интерес к простым блюдам распространенных этнических кухонь: итальянской и грузинской.

Всего к сервису Delivery Club в России подключено более 35 тыс. ресторанов, а также 13 продовольственных сетей магазинов и сервисов доставки. Количество заведений общественного питания, подключенных к «Яндекс.Еде», по России за 2020 год увеличилось вдвое: с 16 тыс. на конец 2019 года до 32 тыс. на конец 2020 года.

«Например, в Краснодаре их стало в 2 раза больше, чем годом ранее. Помимо ресторанов, мы активно развивали ретейл-направление и подключили порядка 2 тыс. магазинов в 50 городах по всей стране. В Краснодаре можно сделать заказ продуктов из сети магазинов «Магнит». Количество подключенных точек — более 20», — рассказали в «Яндекс.Еде».

Как подключить заведение

Стать партнером сервиса доставки достаточно просто. Например, чтобы подключиться к Delivery Club, достаточно внести данные через специальную форму на официальном сайте сервиса или через специальное мобильное приложение Vendor App. Но, подчеркивает Татьяна Сергиенко, заведение общественного питания или магазин должны соответствовать требованиям сервиса, с которыми можно ознакомиться также на официальном сайте.

К «Яндекс.Еде» тоже можно подключиться самостоятельно, заполнив заявку на подключение на официальном сайте. Кроме того, сервис совместно с Профессиональным ресторанным альянсом и Федерацией отельеров и рестораторов России разработал программу поддержки для ресторанов «Пакет помощи». В нее входит обнулении комиссии на самовывоз, приоритетное размещение в выдаче «Яндекс.Еды», помощь сервиса в переквалификации части сотрудников.

Новые рабочие места

С развитием рынка доставки востребованность профессии курьера будет расти, равно как и уровень вознаграждения за данную работу.

Работа курьером сегодня, по сути, один из самых быстрых способов начать зарабатывать на рынке, не отрываясь от учебы или основного места работы. За последние полгода размер вознаграждения курьеров — партнеров «Яндекс.Еды» вырос, в некоторых регионах он достигает 10 тыс. рублей в неделю. Более того, всем партнерам «Яндекс.Еды» доступна бесплатная страховка на время активных слотов на сумму до 2 млн рублей и дополнительные денежные бонусы — в Краснодаре это 4 тыс. руб­лей, если партнер порекомендует друга.

«У «Яндекс.Еды» нет собственного штата курьеров, сервис сотрудничает с профессиональными службами доставки, которые самостоятельно нанимают и обучают курьеров, ведут с ними расчеты. В регионах, где действует специальный налоговый режим, с сервисом также сотрудничают самозанятые курьеры. Недавно в Краснодаре запустили программу по сотрудничеству со слабослышащими и с глухими курьерами. Для этого мы адаптировали приложение для курьеров, пользователей и ресторанов, а также разработали специальное обу­че­ние на языке жестов для людей с нарушениями слуха», — рассказали в «Яндекс.Еде».

У Delivery Club есть собственная курьерская служба. Сервис, пожалуй, как самый крупный игрок на этом рынке, аккумулирует наибольшее количество заявок от соискателей, поэтому оценивает ситуацию на рынке труда как стандартную. Стоит отметить, что собственными курьерами Delivery Club обрабатывает только часть заявок, остальные заказы доставляются курьерами самих ресторанов, работающих с сервисом в формате маркетплейса.

Планы на будущее

В перспективе сервисы доставки планируют развиваться: подключать новых партнеров и улучшать качество оказываемых услуг. Ведь для каждого доставка — это ежедневный способ экономии времени. Так, в Delivery Club планируют пристальное внимание уделять скорости доставки и качеству услуги. Сегодня доставка заказа производится в среднем в течение 15–20 минут в зависимости от каждого конкретного партнера и расстояния, которое должен преодолеть курьер.

В «Яндекс.Еде» также планируют подключать новые рестораны, отдельный фокус внимания — развитие ретейл-направления.

«Мы не только доставляем пользователям их заказы, но и хотим рассказывать им о разных кухнях и новых ресторанных проектах. Стараемся удивить наших клиентов и при этом облегчить их выбор. Например, к праздникам мы составляем тематические подборки блюд, делаем с партнерами эксклюзивные блюда», — уточнили представители сервиса.


ООО «Деливери Клаб». ОГРН 1097746360568, ИНН/КПП 7705891253/997750001.125167. г. Москва,Ленинградский пр-т, д. 39, стр. 80, этаж 7, пом. 1–6, 8, 9.

ООО «Яндекс.Еда». ОГРН 1187746035730, ИНН/КПП 9705114405/770501001.115035. Россия, г. Москва, ул. Садовническая, д. 82, стр. 2, пом. 3В14

Новости