Житель Краснодарского края Михаил Чеботарев начал увлекаться разведением суккулентов около 10-12 лет назад. Тогда вместе с семьей он жил в частном доме в Усть-Лабинске и работал сварщиком.
«Как-то раз к нам попали несколько розеток «каменной розы» и пара веточек седумов. Мы были очень удивлены необычайной выносливостью этих растений. В интернете узнали, что они очень любят расти среди камней и стали отовсюду их везти домой и строить каменистые горки. Примерно в это же время у бабушек на рынке приобрели несколько растений похожих на «каменные розы», как позже выяснилось это были весьма распространенные виды комнатных суккулентов. После этого стали искать и покупать все, что удавалось найти. А найти качественные суккуленты десять лет назад было очень непросто», — рассказал Михаил Чеботарев сайту «Деловая газета. Юг».
Он отметил, что уже в то время были мысли о бизнесе по разведению суккулентов, но для этого, по словам предпринимателя, не хватало знаний, времени и смелости поменять свой род деятельности. Поэтому он продолжал на любительском уровне заниматься коллекционированием растений.

«В это же время мы были в активных поисках заработка, главная задача была организовать все дома. На тот момент в станице уже вели свою успешную деятельность два интернет-магазина — товары для беременных и редкие семена овощей», — поделился Михаил Чеботарев.
Тогда вместе с семьей он решил на профессиональном уровне продолжить любимое занятие — выращивание суккулентов и продавать их через интернет.
«Через интернет нашли нескольких крупных коллекционеров суккулентов и уговорили их отправить нам оптовые посылки с растениями, хоть на дворе и была зима с небольшими морозами. Был риск, что растения могут пострадать, но все обошлось», — поделился Михаил Чеботарев.
Тогда предприниматель завел аккаунты в социальных сетях Instagram и «ВКонтакте» (от последней позже отказался) и начал выкладывать фотографии уже имеющихся суккулентов.
«Получается, что 1 января 2018 года стало днем основания Succulent Art Company», — пояснил Михаил Чеботарев.

«Но не все оказалось так легко – суккуленты растут медленно. И к полноценным продажам мы смогли приступить только через год», — рассказал основатель Succulent Art Company.
Для запуска дела Михаилу Чеботареву понадобилось 30 тыс. рублей. «Половина денег ушла на две посылки. Суммарно мы тогда приобрели 100-120 новых видов растений, а вторую половину потратили на приобретение небольших керамических горшочков и нескольких упаковок импортного минерального грунта», — поделился Михаил Чеботарев.
Продажи суккулентов стартовали в марте 2019 года. К тому моменту в Instagram-аккаунте Succulent Art Company уже было несколько тысяч подписчиков.
«Когда в Instagram был опубликован наш первый каталог суккулентов, растения раскупили очень быстро, и через одну-две недели каталог пришлось временно закрыть. Из продвижения тогда использовалось сарафанное радио. Когда первая волна покупателей стихла, мы бесплатно отправили посылку девочке, у которой был аккаунт с суккулентами с 10 тыс. подписчиков. После получения она опубликовала видео-отзыв о посылке и дала ссылку на наш аккаунт. Это вызвало большую покупательскую активность и через неделю каталог снова пришлось убрать», — рассказал Михаил Чеботарев о первых продажах.

«Не всегда удается регулярно публиковать новые фото и видео, но когда удается — это приносит поток новых подписчиков. Также часто устраиваем розыгрыши на суккулентную тематику. Подписчики их очень любят», — рассказал основатель Succulent Art Company.
Питомник находится в станице Хамкетинская, там Михаил Чеботарев проживает вместе с сыном Германом.
«Маленькая глухая станица, среди лесов и холмов у подножья Кавказского хребта. Но мобильный интернет здесь ловит, поэтому все общение с покупателями происходит через Instagram. Также здесь есть почтовое отделение и с отправкой посылок трудностей почти не возникает. С начала года мы заключили договор с компанией СДЕК и теперь отправляем посылки из районного центра», — сказал Михаил Чеботарев.
Сейчас выращивание и продажа суккулентов – это единственный источник дохода в семье Михаила Чеботарева. В среднем бизнес приносит мужчине около 150 тыс. рублей в месяц.
«На данный момент суккуленты — это наш единственный источник дохода. Еще мы изготавливаем керамические горшочки для суккулентов и композиций, но сейчас остались без обжиговой печи и пока не делаем новые горшочки. Возможно, зимой займемся этим вновь», — пояснил Михаил Чеботарев.
В среднем каждый месяц предприниматель отправляет 80-100 посылок, это около 1-1,5 тыс. растений.
«Заказы поступают со всей России. Почта и транспортные компании сейчас есть везде. Также отправляем посылки в Белоруссию, Казахстан, Украину. Иногда просят отправить и в другие страны, но с такими посылками могут возникнуть трудности на таможне, поэтому суккуленты не экспортируем. А вот керамику отправляем по всему миру», — поделился Михаил Чеботарев.

Он отметил, что средняя стоимость одного растения составляет 150-350 рублей. «Это молодые растения или укорененные черенки, они являются основным товаром. Иногда бывают в продаже и взрослые растения. У них стоимость 500-1500 рублей. Средний чек составляет 2,5-3 тыс. рублей, а если мы устраиваем акции со скидками, подарками или бесплатной доставкой, то 2-2,5 тыс. рублей», — отметил Михаил Чеботарев.
Сейчас суммарная площадь всех посадок суккулентов в питомнике составляет около 35-40 кв. м. В деле Михаилу Чеботареву помогает его 13-летний сын.
«Пока справляемся. Хотя я подумываю насчет помощницы на будущий сезон», — поделился основатель Succulent Art Company.
Он добавил, что планов по развитию бизнеса у него много. «Если кратко, то я планирую расширить площади посадок, чтобы ассортимент растений всегда был в наличии, приобрести печь для обжига керамики и возобновить производство горшочков для суккулентов, записать серию видео-уроков по нескольким темам, а также создать во дворе суккулентный ботанический сад в миниатюре, чтобы можно было проводить экскурсии», — поделился Михаил Чеботарев.