Трансформация потребления: как изменился спрос на продукты питания
Фото: Anna Shvets / Pexels

Трансформация потребления: как изменился спрос на продукты питания

Участники рынка продуктового ритейла Кубани рассказали о росте показателей онлайн-торговли продуктами, сотрудничестве с фермерами и изменении суммы среднего чека в 2021 году

Представители продуктового ритейла итоги 2021 года оценивают весьма позитивно. Особенно по сравнению с 2020 годом, когда были введены жесткие ограничения в связи с пандемией. Сейчас же участники рынка по многим показателям наблюдают рост.

Как отмечают в сети «О’Кей», в первых трех кварталах 2021 года шел активный возврат трафика в торговые центры, что в том числе способствовало росту продаж по отношению к прошлому году. Отдельно стоящие гипермаркеты также продемонстрировали стабильный результат по сравнению с 2020 годом.

«Специфика гипермаркетов предполагает закупки на длительный период. В этом году улучшились покупательная способность населения и клиентский трафик, — прокомментировали в пресс-службе «О’Кей». — Средний чек по Краснодару у нас в этом году по сравнению с прошлым вырос за девять месяцев на 6,4 %, трафик — на 1,6 %».

Увеличение покупательной способности населения в Краснодаре на 1,6 % в сравнении с аналогичным периодом 2020 года отмечают и в компании «Ашан». Средний чек показывает положительную динамику по магазинам компании в Краснодарском крае. Прирост к 2020 году в среднем составил 3,3 %. Краснодарские потребители начали перераспределять расходы в пользу категорий товаров первой необходимости, таких как молочные продукты, овощи, фрукты, мясо, рыба, консервы, бакалея. Цена и безопасность товаров стали первостепенными факторами, влияющими на выбор потребителей.

Впрочем, в компании Metro отмечают, что покупательная способность не изменилась и осталась на уровне прошлого года. В компании это отчасти связывают с увеличением населения в Краснодаре и Краснодарском крае. С другой стороны, ценовая стратегия Metro помогает домохозяйствам делать покупки впрок: покупая больший объем, можно получить более привлекательную цену. Поэтому и количество клиентов, и средняя корзина остались примерно на том же уровне, что и в 2020 году. Зато B2B-канал компании (HoReCa, магазины у дома и франчайзинговая сеть «Фасоль») демонстрирует устойчивый рост. Закупки HoReCa восстановились после трудного 2020 года и выросли по отношению к 2019-му.

В сети магазинов «Магнит» средний чек за девять месяцев 2021 года в целом по стране вырос на 6,3 %. Предпочтения покупателей из года в год остаются стабильными. Базовый набор жителей Краснодара по-прежнему состоит из молока, сахара, охлажденного мяса курицы, бананов, картофеля, яблок, хлеба, растительного масла, рассказали в пресс-службе компании.

Торговля продуктами переходит в онлайн?

В течение 2021 года продуктовые ритейлеры, опрошенные «ДГ. Юг», наблюдали те же тренды, которые преобладали несколько предыдущих лет. Продолжают расти продажи в категориях свежих продуктов, продажи готовой еды и свежих полуфабрикатов. Потребители все больше ориентируются на здоровое питание. Идет перераспределение спроса в пользу более качественного вина и другого алкоголя. 

Как отметили в компании «О’Кей», глобально предпочтения покупателей не изменились. В этом году не было ажиотажных всплесков по продуктам длительного хранения. Жители Кубани убедились, что продовольствия в стране хватает, и перешли на обычный режим потребления.

«Если говорить о трендах, то это, прежде всего, переход в онлайн. Люди хотят экономить время, и все больше клиентов делают выбор в пользу онлайн­покупок, — прокомментировали в компании Metro. — Также мы видим рост продаж в категории СТМ как в профессиональных закупках, так и для дома. Идет увеличение как доли продаж, так и количества партнеров, с которыми мы работаем. Заказывать товары у нас становится и быстрее, и удобнее. Спросом пользуется не только услуга доставки, самовывоз также наращивает объемы. Общие продажи по итогам 2021 года значительно превзошли наши прогнозы во всех каналах продаж и во всех клиентских группах».

В свою очередь, в компании «О’Кей» акцентируют внимание клиентов на интересных новинках, задают тренды в потреблении за счет выгодных предложений. И также отмечают увеличение доли онлайн-заказов. Жители Краснодара активно осваивают этот сегмент торговли. Количество заказов в конце третьего квартала в компании выросло в 3 раза среднемесячно по отношению к январю и составило более 4 % в товарообороте в ноябре.

В компании «Ашан» также наблюдают рост доли онлайн-заказов от общей выручки магазинов. В 2021 году она выросла с 2 до 5%.

В сети «Магнит» не стали раскрывать долю онлайн-заказов по регионам, но отметили, что сейчас ежедневно выполняют около 70 тыс. заказов в сутки. И в этом есть серьезный вклад покупателей Краснодара, так как именно здесь компания запускает разнообразные пилотные проекты (например, доставку товаров для дома и ремонта из «Магнит Мастер», аптечный даркстор, самовывоз алкоголя с Wildberries) и, как правило, здесь же начинает их масштабировать. 

«Мы продолжаем расширять категории «фреш» и «ультрафреш». Это фрукты, овощи, молочная продукция, свежая выпечка. Спрос на эти товары растет на фоне ЗОЖ-­тренда — с каждым годом покупатели все внимательнее следят за тем, что они покупают, — прокомментировали в пресс-службе «Магнита». — Нам также важно наращивать долю небольших локальных производителей и вводить фермерские товары. Кроме того, большое внимание мы уделяем собственной кулинарии и еде навынос, особенно в крупных городах, где покупатели все меньше готовы тратить время на готовку. Спрос на готовую еду в наших магазинах в 2021 году вырос на 33 %. Мы стараемся не отставать от новых трендов в еде. С июня начали тестировать в Краснодарском крае продажи растительного мяса. При этом мы видим продолжающееся увеличение спроса на растительное молоко, продажи которого растут двузначными темпами».

Сеть повернулась лицом к фермерам

Продуктовые сети все активнее работают с фермерами. На Кубани покупатели любят местную продукцию, и ритейлерам важно, чтобы она тоже присутствовала на полках. 

«Сегодня у нас около 5700 поставщиков, из них около 4000 — локальные, — рассказали «ДГ. Юг» в компании «Магнит». — Мы заинтересованы в расширении ассортимента качественной местной продукции и постоянно ищем новые форматы взаимодействия с небольшими поставщиками. Так, мы участвуем в проекте департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края «Сделано на Кубани», целью которого является поддержка добросовестных локальных товаропроизводителей региона. В наших супермаркетах «Магнит Семейный» и суперсторах «Магнит Экстра» можно найти товары более 50 региональных производителей. В основном это мясные и колбасные изделия, молочная продукция, бакалея, хлебобулочные изделия, вино».

Кроме того, внутри больших форматов компания открывает «Фермерские дворики» — выделенные зоны, где присутствуют оригинальные товары малых региональных предпринимателей. Также совместно с Россельхозбанком «Магнит» запустил в Краснодарском крае проект, который дал возможность клиентам банка — небольшим локальным фермерским хозяйствам реализовывать свои товары в продуктовой сети. Основу широкого ассортимента товаров составили молочные продукты: питьевые йогурты, сметана, сливочное масло, творог, кефир, мягкие, рассольные и твердые сыры, а также сыры с плесенью. После этого данный проект масштабировали и на другие регионы. 

Все поставки — по регламенту

В сети «О’Кей» действует определенный регламент, которого компания придерживается при работе со всеми поставщиками. Те, кто может выполнить требования, успешно сотрудничают с магазинами сети. Среди таких требований, к примеру, поставка товара в требуемом объеме, доставка непосредственно в магазины, нанесение QR-кода на молочную продукцию, свидетельства через систему «Меркурий». Как отметили в «О’Кей», компания также постоянно участвует во всех закупочных сессиях, круглых столах, совещаниях, которые проводит департамент потребительского рынка Краснодарского края для сближения производителей и организованного ритейла.

Как рассказали в пресс-службе сети «Ашан», на сегодня доля товаров местных фермеров на полках магазинов сети в Краснодарском крае незначительная. Основными причинами слабой представленности фермерских продуктов являются цена, которая на 20–30 % выше фабричных аналогов, а также неготовность фермеров выполнять условия сети по организации совместной работы: это маркировка товара, фасовка, стабильность поставок. При этом ассортимент магазинов сети в Краснодарском крае регулярно обновляется. 

Партнеры-производители, в том числе локальные, совместно с менеджерами по закупкам сети работают над выпуском новинок, отвечающих потребностям клиентов и новым трендам рынка. Помимо этого, компания активно пополняет ассортимент товарами под собственными марками. 

Когда форматы имеют значение

В 2022 году ритейлеры продолжат развивать основные форматы магазинов и работать над перспективными. К концу текущего года «Магнит» намерен открыть 200 магазинов-дискаунтеров «Моя цена», а в следующем планирует увеличить их число еще на несколько сотен. Важным направлением работы сети станет дальнейшее развитие e-commerce. Компания намерена запустить собственную доставку, а также масштабировать сервис на большее число регионов страны.

«По итогам девяти месяцев 2021 года чистая розничная выручка компании выросла на 14,5 %. За этот период мы открыли около 1700 новых магазинов всех форматов, — прокомментировали в пресс-службе компании. — В Краснодарском крае мы открыли около 90 новых магазинов у дома и около 40 — «Магнит Косметик». Сегодня в регионе работает около 1900 наших торговых точек. Для нас 2021 год был успешным и во многом знаковым. Во-первых, мы завершили стратегическую сделку по приобретению сети «Дикси», которая существенно укрепила наши позиции на рынке, в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что сеть «Дикси» требует дополнительного внимания и улучшения рентабельности, первое детальное погружение в ее бизнес дает нам уверенность в том, что мы сможем получить существенную синергию в среднесрочной перспективе. Это позволяет нам сохранять неизменными наши долгосрочные цели». 

Кроме того, несмотря на поздний старт, «Магнит» добился существенного прогресса в развитии онлайн-канала. Собственный e-commerce компания запустила только осенью 2020 года, а сегодня, повторимся, она выполняет около 70 тыс. онлайн­заказов в сутки. На конец октября доля онлайн-продаж «Магнита» превысила 1 % от общей выручки. Сервисы e-commerce охватывают свыше 2700 офлайн-магазинов в 64 регионах и 267 населенных пунктах, а также 15 дарксторов. До конца года эти сервисы должны охватить около 4000 магазинов всех форматов.

Чтобы потребителям было удобно

В планах компании «Ашан» на 2022 год — работа над действующими и новыми проектами, ориентированными на развитие цифровых технологий и улучшение клиентского опыта. 

«Немаловажным фактором для покупателей остается месторасположение торговой точки. Стремление потребителей к более удобному и доступному процессу совершения покупок укрепило интерес к магазинам формата «суперстор», в которых представлен максимально адаптированный ассортимент товаров широкого потребления, — прокомментировали в пресс-службе компании. — Данный формат расположен в спальном районе Краснодара, в шаговой доступности от дома. Магазины формата «гипермаркет» более популярны у клиентов с потребностью в расширенном ассортименте и большем количестве промоакций. Также компания активно развивает онлайн­продажи и планирует к 2023 году довести показатель доли от общей выручки до 20 %».

В 2021 году «Ашан» также вернулся к формату дискаунтера, пересмотрел ассортимент и активизировал цифровые продажи, чтобы отвечать ожиданиям клиентов и предоставлять им лучший сервис. Сейчас компания демонстрирует устойчивые финансовые показатели. Как рассказали в пресс-службе, выручка увеличилась на 3 %, EBITDA — на 66 %. Прогресс товарооборота за девять месяцев по сравнимым магазинам составляет 5 %, по клиентам — 3 % в сравнении с прошлым годом. 

Компания «О’Кей» год назад запустила программу трансформации своих гипермаркетов, нацеленную на повышение конкурентоспособности в этом сегменте. Суть новой концепции магазинов — в предложении сбалансированного ассортимента с акцентом на категориях «фреш» и «ультрафреш», а также на обеспечении высокого уровня сервиса и комфорта потребителей во время совершения покупок. Магазины в новой концепции уже показывают хорошие результаты как в отношении клиентского трафика, так и в продажах с квадратного метра. Компания и далее продолжит планомерную трансформацию гипермаркетов сети.  

Также группа компаний «О’Кей» активно развивает формат дискаунтеров под брендом «ДА!», которые пока расположены преимущественно в Мос­кве и Московской области. «ДА!» является одной из самых быстрорастущих сетей в российской продуктовой рознице. Так, чистая розничная выручка сети дискаунтеров увеличилась в третьем квартале на 40 % в годовом выражении. За девять месяцев 2021 года рост выручки сети составил 29,2 % в годовом выражении. Компания также развивает онлайн-­продажи на базе гипермаркетов как через собственную платформу доставки, так и через парт­нерские сервисы.

Словом, опрошенные «ДГ. Юг» представители продуктового ретейла настроены достаточно оптимистично и полны долгосрочных планов по дальнейшему развитию. Однако ситуация на рынке меняется настолько быстро, что может внести в эти планы неожиданные коррективы, как уже было в 2020 году.

Читайте нас в социальных сетях