Импортозамещение и рост спроса: как санкции сказались на кубанских производителях косметики
фото Елены Удаловой

Импортозамещение и рост спроса: как санкции сказались на кубанских производителях косметики

Кубанские производители косметики рассказали сайту «Деловая газета. Юг», как изменились производственные процессы в условиях санкций и какие возможности открыл уход известных брендов с российского рынка

Начиная с марта 2022 года, многие иностранные косметические бренды покинули рынок России или временно приостановили работу на нем, прекратив не только коммерческую деятельность, но и производство продукции здесь. С прилавков магазинов начали исчезать как люксовые бренды (Clinique, Estee Lauder, Dior и пр.), так и производители товаров повседневного спроса (например, принадлежащие Unilever «Чистая линия», «Лесной бальзам», Dove, Axe, Rexona и пр).

При этом сложности с поставками сырья из-за рубежа, нестабильный курс рубля сказались на работе отечественных производителей косметики.

«Помимо того, что теперь не все можно достать, увеличилась и стоимость доставки зарубежных ингредиентов, так как ввоз происходит через третьи страны — увеличиваются транспортные издержки», — рассказала основательница бренда «Краснополянская косметика» Кристина Судеревская.

С аналогичными проблемами столкнулась основательница сочинского бренда натуральной косметики и мыла Madame Safran Елена Удалова, она также отменила удорожание производства.

«В своем производстве я использую импортные растительные и эфирные масла, а также некоторых вид тары. К счастью, вся эта продукция есть в продаже. Я не могу сказать, что вынуждена искать замену какому-либо продукту. Но цены, конечно же, стали выше», — пояснила Елена Удалова.

По словам Кристины Судеревской, все отечественные производители зависят от импортного сырья — невозможно одному производить и продукцию, и все ингредиенты для нее. «Под потребности производителей косметики должны работать целые заводы, создающее сырье, а у нас в стране их пока нет. Это сложные ингредиенты: павы и эмульгаторы, без которых невозможно сделать косметическое средство».

Трудности, с которыми столкнулись производители, затрагивают и продавцов косметических товаров, рассказала владелица краснодарской сети косметических экомаркетов «Малина» Ирина Маликина.

«Сейчас с поставками перебои, некоторые зарубежные бренды ушли с рынка, продаются остатки, которые есть на складе. С проблемами столкнулись производители, а мы, в свою очередь, страдаем из-за недополучения товаров, сейчас поставки очень задерживаются», — рассказала Ирина Маликина.

Она отметила, что из-за проблем с поставками материалов один из российских производителей не может получить ролики для выпуска дезодорантов. Поэтому поставка готовой продукции в экомаркеты задерживается. Другой производитель не может получить из-за границы инвазивную пудру, необходимую для производства косметики. Что также задерживает сроки поставки готовой продукции в магазины.

фото предоставила Ирина Маликина
фото предоставила Ирина Маликина

Кроме того, стал сложнее и экспорт российской косметики.

«У меня были заказы из других стран. В основном это были русские покупатели, которые живут за границей. Сейчас таких заказов нет, так как продукцию отправить почти невозможно», — сказала основательница бренда Madame Safran Елена Удалова.

Из-за всех обстоятельств, как производителям, так и магазинам пришлось повысить стоимость косметической продукции.

«Чтобы продолжать производить косметику, мы вынуждены были поднять цены: пока в среднем на 12%», — рассказала Кристина Судеревская.

«После повышения курса валют у нас выросли цены на продукцию, после понижения курса поставщики цены не опустили, а оставили на таком же уровне. Соответственно, сейчас торгуем по новым ценам, и при этом средний чек остался тот же. То есть сократилось количество покупок. Но выручка осталась прежней», — отметила руководитель сети «Малина» Ирина Маликина.

фото предоставила Елена Удалова
фото предоставила Елена Удалова

Для того, чтобы сохранить лояльность клиентов и производители, и продавцы находят самые разные решения. В частности, сеть магазинов «Малина» заменила ушедшую с российского рынка бытовую химии из Германии на отечественную, которая оказалась выгоднее и лучше по качеству.

«В одном магазине мы поставили бытовую химию на розлив. Когда прекратились поставки немецких средств, которые все любили, мы стали искать достойную альтернативу у нас. И мы нашли такого производителя. Оказалось, что он продает не только маленькие бутыли со средством, но и 20-литровые тары. Такую мы и поставили в нашем магазине. То есть можно прийти со своей емкостью, и мы из 20-литровых канистр наливаем средство. Это получается более экологично и экономично. Этот товар стал очень популярен», — рассказала Ирина Маликина.

«Краснополянская косметика», чтобы не зависеть от импорта, стало активно разрабатывать собственные эмульгаторы, необходимые для производства косметики.

«В наших долгосрочных планах была разработка своих эмульгаторов, активных веществ и прочих компонентов, но мы не думали, что действовать понадобится так скоро. Поэтому сейчас наши технологи экстренно переключились на создание активных компонентов из нашего сырья, но, конечно, требуется время на реализацию этой стратегии», — пояснила Кристина Судеревская.

Как отмечает основательница бренда Madame Safran Елена Удалова, несмотря на все возникшие проблемы, произошел рост спроса на ее косметику в России. «Определенно я вижу спрос на свою продукцию. Также очень часто я слышу от клиентов, что им сейчас особенно приятно поддерживать отечественных производителей. И это очень радует. Увеличились оптовые заказы, появились заказы от сетевых отелей», — пояснила Елена Удалова.

Такую же тенденцию наблюдает и основательница бренда «Краснополянская косметика».

«С уходом крупных косметических брендов многие крупные сети теперь обратили на нас внимание, и мы встали на полки в известных магазинах по всей России. Мы представлены в более 500 магазинах-партнеров. Продаемся на маркетплейсах и в крупных сетях, таких как «Золотое Яблоко» и Organic Shop», — поделилась с сайтом «Деловая газета. Юг» Кристина Судеревская.

фото предоставила Кристина Судеревская
фото предоставила Кристина Судеревская

В планах у производителя «Краснополянской косметики» – расширение доли рынка за счет разработки новых линеек.

«Мы планируем значительно расширить долю рынка. Наша лаборатория работает 24/7 технологи активно разрабатывают собственный эмульгатор, свои активные ингредиенты. Большой плюс нашего производства в том, что у нас есть своя органическая ферма и часть растительного сырья мы выращиваем сами», — сказала Кристина Судеревская.

Сейчас бренд активно занимается разработками новых линеек – антивозрастной на основе кактуса опунция, а также линеек с алоэ-вера и муцином улитки.

Бренд Елены Удаловой Madame Safran планирует выход на отечественные маркетплейсы, а в планах сети экомаркетов «Малина» — развиваться по системе франшизы и открывать новые магазины.

Новости