Зачем бизнесмену медиатор?

Зачем бизнесмену медиатор?

О том, почему деловой, предпринимательский мир все больше обращает свое внимание на медиацию, расскажет президент Центра переговоров и урегулирования споров Елена Морозова

Речь не о маленьком предмете для игры на гитаре. Медиатор — это человек, который является нейтральным посредником для разрешения конфликтной ситуации в бизнесе. К сожалению, в жизни без этого не обходится. О том, почему деловой, предпринимательский мир все больше обращает свое внимание на медиацию, расскажет президент Центра переговоров и урегулирования споров Елена Морозова.

Люди бизнеса ценят время, которое деньги. До недавнего времени главным способом урегулирования споров были суды. Но мы с вами знаем: пока суд да дело… Медиация же дает возможность быстро решать вопросы, особенно это стало актуально сейчас.

Не только скорость разрешения конфликта, от которого порой зависит весь бизнес-процесс, играет роль, но и сохранение авторитета компании. Медиация в соответствии с законом дает 100%-ную гарантию конфиденциальности в отличие от суда, где заседания носят публичный характер, решения публикуются в открытом доступе.

— Елена Владимировна, среди навыков и компетенций хорошего руководителя есть, как правило, навык ведения переговоров. Если уже сами заинтересованные стороны не смогли договориться, то чем поможет чужой человек?

— Соглашусь, что все предприниматели считают себя переговорщиками и этот навык действительно важен и нужен. Но участник конфликта не может решить конфликт по одной причине — той, что является заинтересованной стороной. Где конфликт, там эмоции. Где эмоции, там нет логики и законов разума. Медиатор разбирает ситуацию без эмоций, он нейтрален. Важно, что при очень натянутой ситуации, когда невозможно сесть за стол переговоров всем участникам конфликта, применяется метод «челночной дипломатии».

Когда бизнес «живой», то каждый день конфликта может нести убытки компаниям. Я бы не сбрасывала со счетов тот факт, что партнерам важно сохранить уважение и партнерские отношения. В процессе медиации это сделать легче. Суд — это стресс, и долгие запутанные процессы только усугубляют положение. К тому же решение суда — это еще не победа. Ведь для бизнеса важен не сам факт решения, а быстрое его исполнение. А оно возможно при добровольном, выгодном для обеих сторон решении. И найти его помогает медиатор. Важно отметить, что любое медиативное соглашение подписывается у нотариуса (ФЗ РФ № 197, 198, которые вступили в силу в 2019 году) и является правовым актом.

— В 1990-х были свои методы разрешения конфликта, и они не всегда были законны. Сейчас медиацию можно назвать «гибкими переговорами» — в противоположность инструментам тех лет. А люди готовы к такой резкой перемене?

— Методы решения вопросов конфликтов в 1990-х были продиктованы временем. Сегодня все принципы и инструменты медиации имеют законодательную основу, начало которой положил Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ. Напомню, что один из важных принципов медиации — ее добровольность. И это гарантия исполнения решения. Статистика это подтверждает: 80% медиативных соглашений исполняется, так как решение соответствует интересам спорящих сторон. Тогда как процент исполнения судебных решений в два раза ниже.

Поиск вариантов решения вопросов и делает переговоры с медиатором более гибкими. Из нескольких вариантов проще выбрать тот, который подойдет и той и другой стороне.

— А можно ли обучиться медиации с нуля?

— Обязательным условием для прохождения базового курса по медиации является высшее образование, то есть человек уже профессионал. Часто медиатор — это юрист, психолог, адвокат, то есть тот человек, кто по долгу службы разрешает споры и конфликты других людей. Знания же медиации помогают ему быть на голову успешнее своих коллег, потому что он может быстрее и легче делать свою работу и помогать людям.

Имеет смысл получать дополнительные знания не только юристам, но и руководителям из различных сфер: образования, здравоохранения, госуправления и т. п. Потому что эти знания дают инструмент для жизни без конфликтов. Люди бизнеса приходят обучаться, потому что им важно более эффективное ведение бизнеса, гибкие инструменты ведения диалога с партнерами, сотрудниками и клиентами.

Ближайшая дата базового курса — 23 сентября. О программе подробнее можно узнать на сайте и позвонив по телефону +7 (918) 242-79-50.

16+

Светлана Романовская

Новости