Рост цен и проблемы с обновлением автопарка: почему дорожает проезд в маршрутках Краснодара
пресс-служба администрации Краснодара

Рост цен и проблемы с обновлением автопарка: почему дорожает проезд в маршрутках Краснодара

Президент Союза транспортников Кубани Иван Петров рассказал о причинах изменения тарифа на маршрутах коммерческих перевозчиков

В Краснодаре коммерческие перевозчики уведомили о повышении стоимости проезда в январе 2023 года на 23 маршрутах с 35 до 40 рублей. Соответствующие письма они направили в городской департамент транспорта и дорожного хозяйства.

Пять коммерческих перевозчиков увеличат стоимость проезда уже с 24 января. Прогнозируется, что до конца месяца поступят аналогичные заявления от остальных предприятий, осуществляющих перевозки в Краснодаре.

Последний раз частные перевозчики повышали стоимость проезда в ноябре 2021 года с 30 до 35 рублей.

Как прокомментировал президент Союза транспортников Кубани Иван Петров, увеличение тарифа – вынужденная мера. Среди основных причин –рост расходов перевозчиков. Это и увеличение стоимости горюче-смазочных материалов, запасных частей, комплектующих, расходы на подключение системы ГЛОНАСС.

По словам Ивана Петрова, автобус ПАЗ-320435, который последние годы наиболее активно закупался перевозчиками, подорожал на 26%. Также значительно выросли затраты на топливо: в декабре 2022  года, в сравнении с декабрем 2021 года, дизельное топливо увеличилось в цене на 10%, метан – на 5%.

«Еще одним важным критерием, влияющим на тариф, является содержание автобуса: его ремонт, закупка запасных частей. В среднем запчасти подорожали от 20% до 30%, а по ряду позиций рост составил 100%.  Помимо этого у перевозчиков есть расходы на ОСАГО, по этой статье расходов произошло удорожание на 37%. В два раза выросла цена на технический осмотр», — рассказал Иван Петров.

Существенные затраты коммерческие перевозчики, как отмечает президент Союза транспортников Кубани, несут и на комиссии оператору за осуществление безналичной оплаты проезда.

«Сейчас перевозчики отмечают увеличение пассажиров, которые ездят по безналичной форме оплаты. Как это влияет на затраты перевозчиков? С каждой  транзакции, которая осуществлена безналом,  перевозчик оплачивает комиссию оператору в размере от 6% до 7%. Таким образом, маржинальность перевозчика снижается на 6-7%», — сказал Иван Петров.

Как пояснила и.о. директора городского департамента транспорта и дорожного хозяйства Галина Шешина, в рамках действующего законодательства мэрия не может контролировать изменение стоимости услуг у коммерческих перевозчиков. 

«Нерегулируемый тариф — норма в законодательстве, по которой стоимость перевозки определяет сам перевозчик с учетом затрат. О грядущем повышении организация должна оповестить жителей и департамент транспорта», — отметила Галина Шешина.

Она также добавила, что увеличение стоимости проезда на транспорте МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» в ближайшее время не планируется.

Что мешает обновлять маршрутки

Как проинформировал президент Союза транспортников Кубани, в 2022 году коммерческие перевозчики смогли обновить подвижной состав на 55 единиц, при этом только 10 единиц транспорта являются новыми. 

«Как известно, перевозчики обновляют подвижной состав только за счет собственных или лизинговых, кредитных средств. Из 55 приобретенных автобусов, только 10 сошли с конвейера, абсолютно новые, остальные 45 – б/у машины», — отметил он.

Как пояснил Иван Петров, приобретению новых машин мешают сразу несколько факторов. В частности, после начала спецоперации  была ограничена поставка импортных запчастей и комплектующих, сейчас производители выпускают автобусы класса Евро-3.

 «Если  раньше перевозчика переходили  с автобусов класса Евро-4 на Евро -5, то сейчас они не хотят брать технику,  у которой двигатель класса Евро-3», — сказал он.

Кроме того, новая техника является достаточно дорогостоящей. По словам Ивана Петрова, в среднем стоимость нового автобуса в базовой комплектации, которые используют коммерческие перевозчики, составляет 6,2 млн рублей, а  с учетом установки системы кондиционирования, платежной системы и др. стоимость машины доходит до 7 млн рублей.

«Новая техника дороже, поэтому перевозчики рассматривают возможность либо купить дешевле, либо брать машины в лизинг.  При этом по условиям лизингового договора в случае изменения ставки рефинансирования лизинговый платеж у перевозчика также меняется», — сказал он.

Иван Петров добавил, что после 24 февраля 2022 года некоторые перевозчики в РФ и вовсе не смогли вносить лизинговые платежи.

«Кроме того, департамент транспорта разработал документ планирования, в рамках которого перевозчики осознают, что могут не получить автоматические свидетельства на обслуживание маршрутов после 2 лет работы. Перевозчик понимает, что если ему не пролонгируют свидетельство, то обслуживать маршрут он не сможет, а автобус, купленный в лизинг должен работать, чтобы его оплачивать. Это тоже влияет на закупку новой техники», — добавил президент Союза транспортников Кубани.

Помимо этого, отметил Иван Петров, в 2022 году перевозчики понесли затраты на расходы по установке и переподключению системы ГЛОНАСС. «Переподключение к системе за каждое транспортное средство перевозчику обошлось  в 1,2 тыс. рублей», — сказал он.

Будущее за выделенными полосами

По мнению  президента Союза транспортников Кубани, сдерживать рост тарифа и при этом не требовать серьезных инвестиций, может организация выделенных полос для общественного транспорта. Он отмечает, что такая мера сделает общественный транспорт более привлекательным для пассажиров.

«Повышение тарифа — это непопулярная мера, которая не нравится ни перевозчикам, ни пассажирам. Чем дешевле проезд, тем больше потенциальных пассажиров можно перевезти. Единственное будущее для городского общественного транспорта, на мой взгляд, это выделенные полосы. Сейчас у нас автобусы простаивают, они проезжают мало километров, но не глушатся. По выделенной полосе автобус может двигаться постоянно, таким образом, расходная  часть перевозчиков на содержание и ремонт сокращается: снижаются затраты на ГСМ и запчасти. К тому же за то время, что автобус стоит в пробках, он может сделать как минимум один дополнительный рейс», — заключил Иван Петров.

Новости