Окно возможностей: где бизнес Кубани может заработать в 2023 году
ru.freepik.com

Окно возможностей: где бизнес Кубани может заработать в 2023 году

Эксперты рассказали «Деловой газете. Юг», на какие сферы в 2023 году стоит обратить внимание малым и средним предпринимателям, какие товары будут востребованы и какие предложения могут привлечь и удержать клиентов.

Сегодня для представителей малого и среднего бизнеса в России, в том числе в Краснодарском крае, открываются новые возможности для развития. По мнению экспертов, этому способствуют уход с рынка некоторых иностранных брендов и освобождение ниш в различных сферах.

В сложившихся условиях малый бизнес является хорошим подспорьем для развития экономики Кубани, считает директор по развитию компании «В1» в ЮФО Евгений Панасенко.

«Если посмотреть структуру сложившихся экономик, то на долю малого и среднего бизнеса приходится 70–80% рабочих мест, тогда как в России — 15%. В этом плане у нас есть большой потенциал, и в нынешних условиях этот потенциал еще больше можно раскрыть», — говорит эксперт.

По данным службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, на Кубани число граждан, занятых в малом и среднем предпринимательстве, по состоянию на август 2022 года превышало 1,14 млн человек. С начала года количество работающего в МСП населения увеличилось на 13%, а доля занятых в малом и среднем бизнесе кубанцев на тот момент составляла 41,6%.

Преимущества малого бизнеса и окно возможностей

По мнению Евгения Панасенко, малый бизнес является более мобильным по сравнению с крупными игроками рынка и может быстрее локализовать новое производство.

«Крупным предприятиям, чтобы запустить какое-то масштабное производство и заместить импортную продукцию, потребуется большой срок — от года до полутора лет. А малому бизнесу, чтобы локализовать производство и выпустить на рынок необходимый продукт, нужно два-три месяца. Таким образом, малый бизнес может минимальными объемами закрывать проблемы с импортом здесь и сейчас», — выразил мнение эксперт.

Он добавил, что за счет мобильности предприятия малого бизнеса могут оперативно закрывать дефицит товаров в разных сферах, в том числе конкурировать с продукцией, ввозимой по параллельному импорту. 

ru.freepik.com
ru.freepik.com

Как отметил Евгений Панасенко, ниши, которые закрыты параллельным импортом, сейчас дают достаточно высокую конечную стоимость товаров. По его словам, производство такой продукции на месте может иметь спрос за счет более выгодной цены.

«Если такие товары начать производить у нас на аналогах сырья, имеющегося в России, то это может сильно сократить конечную стоимость и увеличить спрос. На мой взгляд, для малого бизнеса сейчас есть окно возможностей, они могут за счет мобильности и скорости занять ниши, которые формируются на рынке», — сказал эксперт.

По мнению доктора экономических наук, профессора кафедры мировой экономики и менеджмента КубГУ Людмилы Ворониной, малый бизнес в регионе сумел быстро адаптировался к резким изменениям рынка.

«Уже многое сделано в продовольственном секторе, потребители не почувствовали дефицита продуктов питания. Что касается непродовольственного сектора, то здесь предприниматели молниеносно среагировали на такие свободные ниши, как одежда, товары для дома, мебель, фурнитура для мебельных фабрик и запчасти для импортных автомобилей. Кому-то удалось запустить параллельный импорт из дружественных стран», — отметила профессор.

Занять ниши

Доктор экономических наук, профессор, бизнес-консультант Александр Полиди отмечает, что в этом году платежеспособный спрос населения, скорее всего, расти не будет и даже может показать сокращение. В этих условиях, по мнению эксперта, наиболее востребованным будет бизнес, который сможет предложить клиентам наиболее экономичные варианты в повседневных и рутинных покупках. 

«Проще говоря, на повседневном рынке будет более востребовано то, что даст возможность экономить еще больше. Это те продавцы, которые предложат наименьшую цену на массовые товары», — пояснил эксперт.

По его мнению, одним из востребованных направлений на массовом рынке станет готовая кулинарная продукция (готовые блюда, приготовленные по запросу конкретных потребительских групп). 

«На массовом рынке выиграют те, кто предложит потребителю так называемые продукты-конструкторы: базовый продукт и возможность выбора к нему каких-то дополнительных опций. Например, это бесплатная доставка или бонусные программы. Те предприниматели, кто обеспечит высокую частоту повторяемости покупок и в то же время наибольшую экономичность для клиента, стесненного в тратах, абсолютно точно выиграют вне зависимости от типа рынка», — сказал эксперт.

В случае премиальных ниш для узких потребительских групп, отмечает Александр Полиди, выиграют предприниматели, сумевшие предложить наиболее кастомизированные услуги и продукты. В сегменте премиального рынка, говорит эксперт, решающей для клиентов останется цена.

«Здесь фактором принятия решения являются все же цены, то есть наибольшее попадание в целевые запросы узкой потребительской группы», — сказал он. 

По данным директора по развитию компании «В1» в ЮФО Евгений Панасенко, сейчас в продовольственном секторе Краснодарского края около 70% продукции на полках магазинов приходится на локальную продукцию, 30% — на импортную.

«Если смотреть на продовольственный сектор, то Кубань хоть и занимает лидирующие позиции с точки зрения локальной продукции, однако импортные товары также присутствуют значительно. В РФ есть регионы, где до 96% товаров продовольственного сегмента в магазинах — локальные. Нам даже в этом плане есть куда стремиться», — отметил Панасенко.

В то же время, обратил внимание эксперт, в непродовольственном секторе региона на импорт приходится от 40 до 90% в зависимости от подсегментов.

«В непродовольственном секторе масса возможностей от стратегических приоритетов региона — АПК, промышленности и удовлетворения потребностей туристического спроса — до изготовления комплектов постельного белья, посуды и т. д. Например, те же дроны для отслеживания посевов полей, программное обеспечение — все это актуально», — считает Евгений Панасенко.

ru.freepik.com
ru.freepik.com

По мнению Людмилы Ворониной, в Краснодарском крае сейчас активно развивается швейная отрасль, основанная на дизайнерских идеях российских специалистов.

«Также сейчас развиваются частные медицинские клиники, в них повысился сервис, цены стали более приемлемыми благодаря высокой конкуренции и снижающемуся платежеспособному спросу населения», — сказала профессор.

По мнению экспертов, предпринимателям стоит обратить внимание на стратегически приоритетные для региона секторы, которые будут поддерживаться со стороны властей. В числе таких сфер — IT, электроника, приборостроение, говорит доцент КубГУ Альберт Коваленко. 

«Это направление востребовано, но высока стоимость вхождения в бизнес, есть риски, особенно в электронике, поэтому рекомендовать начинающим предпринимателям это направление можно, но с большой осторожностью», — поделился мнением эксперт.

Более простым и не таким рисковым направлением для начинающих предпринимателей эксперт считает производство менее наукоемкой и ресурсоемкой продукции. 

«Если хочется и инноваций, пусть вкусные невредные чипсы придумают и производят, например», — поделился Альберт Коваленко.

Руководитель маркетингового агентства BeProduct Азамат Исянчурин советует предпринимателям обратить внимание на такие сферы бизнеса, как логистика, внутренний туризм и обеспечение инфраструктуры туризма, фаст-фуд и локал-фуд, импорт и экспорт в СНГ, производство продуктов питания (импортозамещение), экспорт продуктов питания в Китай. Также, по его мнению, в числе перспективных сфер — создание собственных брендов одежды, выпуск средств для уборки и бытовой химии, кормов для животных и рыбных хозяйств.

Сооснователь франшизы федеральной сети, председатель комитета по франчайзингу и масштабированию бизнеса «Опоры России» Виктория Кудрина отмечает, что в любое время актуальны сферы, связанные с детским производством и различными онлайн-профессиями, в частности SMM, маркетинг и онлайн-репетиторство.

«Стоит обратить внимание на организацию детских праздников и всего, что связано с детьми: это одежда, детское питание, игрушки — зачастую на детях родители предпочитают не экономить, эта сфера востребована. Также это услуги SMM, маркетинга и все, что связано с рекламной деятельностью. Эти профессии продолжают набирать обороты. Кроме того, стоит обратить внимание на сферу образования — сейчас век технологий, а репетиторство, если вы эксперт в какой-то сфере, есть возможность организовать из любой точки мира», — заключила эксперт.

Новости