Максим Факел создает одежду в уличном стиле. Фото: предоставлено героем публикации.

Мода улиц: в Ростове дизайнер создал бренд мужской одежды им. Факела Социализма

Ростовский модельер транслирует свой «уличный» стиль жизни через одежду

«Деловая газета. Юг», чей проект «Свои в моде» в 2024 году удостоился номинации журналисткой премии «Искра Юга», продолжает вести летопись модной индустрии Ростова-на-Дону и Краснодара. В этот раз героем проекта стал модельер Максим Факел, который создает удобную мужскую одежду в «уличном стиле» для себя, своих друзей и других молодых людей, которые также считают себя частью уличной культуры.

Выпускник образовательной программы «Лаборатория ProMedia», студент 2-го курса факультета журналистики ИФЖМКК ЮФУ Юрий Шабалин накануне Дня защитника Отечества встретился с Максимом и узнал, как сегодня обстоят дела на модном фронте Ростова-на-Дону, а также как его собеседнику удалось своими силами запустить марку одежды. Без друзей здесь не обошлось.

Факел Социализма

Встреча с ростовскими дизайнерами Максимом Факелом проходит в коворкинге креативного кластера С52 на Суворова. Дизайнер разворачивает передо мной майки с собственными принтами и начинает свой рассказ.

«Идея самому делать вещи мне пришла давно, но заниматься этим я начал только в 2021 году, — признается дизайнер. —  Первые футболки были выпущены летом 2022-го. Название «Fakel street», или просто «Факел», было взято от названия улицы — Факел Социализма. Принты имеют различные отсылки на мой родной город Балаково, где есть такая улица».

Максим выпускает по 30 единиц одной позиции. Фото: предоставлено Максимом Факелом.

Максим достает «главный козырь» — выложенное мозаичное панно художником Дмитрием Самсоновым, посередине которой красуется изображение факела.

Странный покупатель сумок-кассирок

 «Несколько лет назад я работал в магазине кроссовок и брендовой одежды,  — продолжает Максим. — Там у меня был постоянный клиент, который приходил и покупал только сумки-кассирки. Мне показалось странным, что он купил у меня три-четыре сумки на протяжении полугода, но сам всегда был без них. Да в принципе он вообще никаких сумок и рюкзаков не носил…», — вспомнил дизайнер.

Однажды продавец все-таки не выдержал и спросил своего необычного покупателя, почему он сам не носит эти сумки.

«Тогда он поведал мне, что у него есть собственное швейное и печатное производство, и он сам занимается брендом одежды и аксессуаров. Так совпало, что как раз в это же время у меня уже были отрисованы мои первые принты — и я с ним этим поделился. После чего мой покупатель стал моим коллегой. Он мне очень помог на старте — отдал около 30 своих футболок, чтобы я мог попробовать и понять, нужно оно мне или нет. За что я ему сильно благодарен».

В роли моделей выступают друзья дизайнера. Фото: предоставлено Максимом Факелом.

Чтобы начать дело Факелу понадобилось порядка 100-150 тысяч рублей, куда вошли разработка лекал, пошив, ткань, размерники, составники, печать или вышивка на изделии, упаковка.

Не было опыта, но друзья помогли

Максим признался, что основной проблемой на старте стало именно отсутствие какого-либо опыта по созданию дизайнерской одежды – не было понимания, что и в каком порядке нужно делать. В это же время выросли ценники на ткани… Несмотря на это, дело потихоньку пошло.

«Как таковой команды у меня нет, все-таки 90% работ я делаю самостоятельно. Конечно, мне помогают мои друзья, за что им большое спасибо. Например, талантливый художник Дмитрий Самсонов, с которым мы сделали совместные футболки в рамках его персональной выставки «Двенадцатый игрок» в галерее «Здесь на Таганке». Дмитрий нередко дает мне советы по визуалу и корректирует по рисункам, если у меня что-то не получается», — рассказал Факел.

Художник Дмитрий Самсонов помогает дизайнеру в его творчестве. Фото: предоставлено максимом Факелом.

В качестве фотомоделей бренда выступают Андрей Середа, Стас Рыбалко и Дмитрий Севостьянов. Последний, по заверению дизайнера, — «отличный тренер по боксу и обладатель прекрасной физической формы». Молодой человек регулярно «форсит» в одежде бренда в своих соцсетях, что очень помогает распространению. Андрей и Стас помогают с логистикой. Владимир Давыденко, он же RolledCash помогает с фотосъемкой.

«Сейчас у меня капсульное производство. Я выпускаю плюс-минус по 30 единиц одной позиции. Исключением стали футболки «БАЗА» с вышитым логотипом на груди — их я сделал штук 120».

Расширить ассортимент и делать «хороший продукт»

По словам Максима, вложения в собственное дело «спасибо, что просто окупаются». И дело тут вовсе не во времени, а в маркетинге, точнее – в «сарафанном радио».

«Я знаю, что есть программы по поддержке малого бизнеса, но пока не обращался за помощью. Точно могу сказать: думал об этом…».

В планах дизайнера -расширить ассортимент выпускаемой продукции: дополнить уже имеющиеся футболки и худи шортами — к лету, и брюками — к зиме. Также в линейке выпускаемой продукции появятся аксессуары: носки, сумки, рюкзаки и головные уборы.

В планах дизайнера — расширить ассортимент продукции: дополнить уже имеющиеся футболки и худи шортами — к лету. Фото: предоставлено Максимом Факелом.

«Основная стратегия — это просто делать качественный продукт. Действительно хороший. Не халтурить, не экономить в силу возможностей. Потому что на данном этапе все работает именно так: есть продукт, и он хороший. По сарафанному радио этот продукт идет дальше. Есть сайт, но это больше имиджевая история — продаж с него немного», — завершает своей рассказ Максим.

Расстаемся на хорошей ноте: обещаю прислать дизайнеру текст, а сам думаю: «Ух, ничего себе! Взял и «перенес» себя, свои принты на футболки, то есть во внешний мир… И его «личный мир» в буквальном смысле надели на себя его друзья! Хороший пример того, как не нужно бояться рассказывать о своем хобби, увлечениях – наверняка, это тоже кому-то придется по душе».

Юрий Шабалин

Редакция «Деловая газета. Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.

Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.

О необходимости поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа, ранее заявлял президент России Владимир Путин. Он отмечал, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.

Информационный обзор редакции

Читайте нас в социальных сетях