фото: https://ru.freepik.com/

Сделано в России: как патриотизм и спрос на индивидуальность продвигают локальные бренды

Основатели южных брендов рассказали «Деловой газете.Юг», как патриотические настроения и запрос на уникальность помогают развитию отечественного модного рынка

Отечественная модная индустрия сегодня развивается как никогда интенсивно, локальные бренды активно занимают ниши, освободившиеся после ухода зарубежного массмаркета, а рост патриотических настроений повышает лояльность к местным производствам, считают южные дизайнеры.

В 2023 году российский модный рынок, согласно аналитике консалтингового агентства Fashion Consulting Group (FCG), вырос на 10,5% после проседания в 2022 году на 8,5%. Отмечается, что рост показали не только лидеры, но и игроки всех уровней.

Как показывает статистика «РБК Исследования рынков», оборот розничных продаж модных товаров увеличился на 15,1%. По мнению аналитиков, российские компании оказались готовы заместить ушедшие бренды, а потребители — перейти на локальную продукцию.

Популярность российских марок подтверждается и исследованиями. По данным Национального рекламного альянса, у 73% покупателей имеется любимый отечественный производитель одежды, а 43% регулярно покупают одежду и обувь местных брендов.

Количество отечественных модных брендов сегодня активно растет, говорит сооснователь марки Mari&Valeria brand Марина Прокулатова. По ее словам, многие предприниматели сегодня интересуются индустрией моды и пробуют запускать свои бренды.

«Мы помогаем молодым брендам в начинании. Берем на производство небольшие тестовые партии, как раз для той категории предпринимателей, которые только еще запускают свой бренд и хотят протестировать коллекцию», — рассказала дизайнер, добавив, что таких запросов поступает не так мало.

Создатель бренда одежды Dialog, дизайнер Альбина Дымова уверена, что драйвером развития российских брендов стал уход зарубежных компаний, что освободило нишу для отечественных производителей.

Кроме того, говорит Альбина Дымова, растет лояльность людей к локальным производителям, российские производства начали замечать, а фраза «Сделано в России» теперь звучит гордо. «То есть отношение самих людей немножко изменилось и развернулось в сторону наших соотечественников», — отметила создатель бренда одежды Dialog.

С ней согласна стилист Евгения Павловская, главными тенденциями в развитии российских брендов она считает акцент на традиционные русские мотивы: сложная вышивка, фольклорные узоры и пышные ткани.

Такую тенденцию она не считает удивительной: мода — это отражение того времени, в котором мы живем, объяснила имиджемейкер. И сегодняшние тренды отражают патриотизм и сопричастность к своей стране.

«Так, например, в годы революции одежда женщин отражала готовность взять оружие. Это были грубые кирзовые сапоги, юбки прямого кроя, кожаные грубые пиджаки и т.д. Так же, можно вспомнить известную коллекцию Кристиана Диора 50-х годов с пышными юбками и ярко обозначенной талией. Когда весь мир устал от войны, и хотелось красоты и женственности», — поделилась Евгения Павловская.

Сооснователь бренда одежды для мам и детей 2A FOR Анфиса Коваленко считает, что главной мотивацией для развития отечественных производителей стал заметный спрос и желание создавать индивидуальный продукт. Видение России как законодателя моды направляет местных дизайнеров на поиск собственного пути, отметила девушка.

Дизайнер и владелица бренда одежды Наталья Гайдаржи считает, что преимуществом произведенной в России одежды также стало ее высокое качество. «Качество важно, особенно в сравнении с турецкими и китайскими вещами. На сегодняшний день потребители стали ценить качество», — уверена дизайнер.

фото: https://ru.freepik.com/

Запрос на аутентичность

По мнению участников рынка, для того, чтобы быть успешным, дизайнерам стоит ориентироваться на запросы потребителей. Сегодня, отмечает Альбина Дымова, в моду вошли аутентичные и дизайнерские наряды, которые позволяют выделяться из толпы.

Сооснователь бренда одежды 2A FOR Анфиса Коваленко также считает, что сегодня есть запрос на индивидуальность.

«Предпочтения зависят от сферы деятельности и внутреннего состояния потребителя, стилисты давно строят работу с клиентом исходя от их внутренних запросов, что человек несет в массы и какое впечатления от себя хочет произвести», — сказала Анфиса Коваленко.

Дизайнер Наталья Гайдаржи уверена, что спрос на конкретные бренды определяют натуральность и экологичность тканей, из которых шьются вещи. Интерес к ее бренду сохраняется на протяжении 17 лет, по ее мнению благодаря тому, что все изделия сделаны изо льна.

«Предпочтения у всех разные, поэтому я шью одежду разных направлений, но с каждым годом все больше набирает популярность стиль бохо. Ну и, конечно, нашим дамам королевских размеров уделяю 80% своего внимания, так как на них практически никто не шьет», — отметила Наталья Гайдаржи.

Не без трудностей

Несмотря на уход ряда зарубежных брендов конкуренция на рынке все равно останется на высоком уровне, считает сооснователь марки Mari&Valeria brand Марина Прокулатова.

Сегодня российским модным производствам приходится соперничать с брендами из Китая, Индии, Турции и Пакистана, отметила дизайнер.

Дизайнер Альбина Дымова согласна, что на рынке одежды присутствует сильная конкуренция. Без активной работы и достаточных вложений сложно войти в число лидеров, считает девушка.

«Я думаю, что только упорство поможет, потому что действительно очень высокая конкуренция, все хотят быть лучшими, все хотят быть лидерами. В общем, надо трудиться», — считает Альбина Дымова.

В числе сдерживающих развитие факторов участники рынка называют снижение потребительского спроса.

Как отмечает Марина Прокулатова, люди, желая сэкономить, все больше делают выбор исходя из стоимости одежды, наличия скидок и распродаж. «Это не дает производителям зарабатывать столько, сколько нужно для развития», — считает дизайнер.

фото: https://ru.freepik.com/

Что помогает в продвижении

По мнению сооснователя марки Mari&Valeria brand Марины Прокулатовой, несмотря на трудности, российские модные компании, при правильной стратегии развития и модернизации производства, могут успешно конкурировать на мировом рынке и увеличивать долю отечественных брендов на внутреннем рынке.

«Бренды одежды имеют большой потенциал для развития, особенно в сфере онлайн-торговли», — добавила Марина Прокулатова.

Помимо покупателей, в развитии российских брендов одежды заинтересовано и государство, отметила дизайнер. Так, уверена она, сегодня локальным производствам стало намного проще осуществлять и популяризировать собственную деятельность.

За последние несколько лет государство усилило поддержку индустрии моды, рассказала Марина Прокулатова, появились новые программы развития, что активно способствует продвижению брендов.

«Это делают для того, чтобы как можно больше предпринимателей получили помощь. Например, я обращалась в «Мой бизнес», где прошла школу молодого предпринимателя, мне помогли выйти на маркетплейсы. Я участвовала в «Лагере для самозанятых» в Геленджике, была участницей «Мама-предприниматель», где мы разбирали наши новые бизнес-идеи, по итогам я решилась на покупку вышивальной машинки для собственного производства», — поделилась девушка.

Для эффективного развития, считает сооснователь бренда одежды 2A FOR Анфиса Коваленко, брендам важно предлагать свои продукты не только онлайн, но и в формате офлайн в магазинах и шоурумах. Это даст возможность потребителю примерить товар и убедится в качестве отечественного продукта, сказала дизайнер.

Достижение успеха для брендов одежды, считает дизайнер Наталья Гайдаржи, во многом зависит от любви к работе. «А если добавить еще и чуточку души, то появляются произведения искусства», — сказала дизайнер.

Евгения Павловская считает, сейчас молодым дизайнерам одежды в продвижении помогает их умение по-новому видеть привычные вещи и смело показывать это публике.

«Неделя моды в Москве доказывает то, что они интересны и вполне востребованы. Я бы назвала это обновлением модной индустрии в стране, так как постоянно появляются новые имена», — добавила Евгения Павловская.

фото: https://ru.freepik.com/

Сможет ли российский рынок отказаться от зарубежных брендов

По мнению создателя бренда Dialog Альбины Дымовой, российская модная индустрия уже встала на путь импортозамещения и вскоре сможет полностью заменить зарубежные бренды. Так, развивающиеся отечественные компании уже стали затмевать заграничный массмаркет для россиян.

Тем не менее создатель Dialog считает, что запад продолжает быть идейным вдохновителем для российских производств. При этом местные бренды умело интерпретируют зарубежные тренды под себя и всегда стараются ввести что-то новое и уникальное. За особо аутентичные наряды отвечают мелкие бренды в России, они, сказала Альбина Дымова, чаще всего добавляют в изделия изюминку и отличительные черты.

По мнению стилиста Евгении Павловской, есть предпосылки того, чтобы в перспективе российский рынок мог самостоятельно обеспечивать потребителя отечественным товаром. Однако пока, отмечает эксперт, говорить об этом еще рано, поскольку с момента начала активного развития российских дизайнеров одежды прошло не так много времени.

«Производители смотрят на западные коллекции — нельзя полностью закрыть глаза на то, что происходит в мире. В том числе и в мире моды других стран, — заметила Евгения Павловская. — Но при этом, коллекции российских брендов становятся более аутентичными, и отражающими сегодняшнюю реальность».

Сооснователь бренда одежды 2A FOR Анфиса Коваленко, в свою очередь, уверена, что российский рынок сможет отказаться от зарубежных брендов.

«Уже многие отдают предпочтение сугубо отечественным производителям. Эта тенденция растет. Брендов становиться больше, качество продукции наших брендов выше, чем предлагает зарубежный массмаркет. По своему и другим отечественным брендам я вижу, что отечественные производители более аутентичны, стараемся создавать свой стиль, не делая акцент на запад», — сказала Анфиса Коваленко.

Российские бренды не только могут отказаться от влияния зарубежной моды, но и должны это сделать, считает дизайнер Наталья Гайдаржи. По ее мнению, русский стиль уже начали копировать многие мировые бренды.

«Поэтому я возрождаю традиции нашего народа, хочу, чтобы женщины, независимо от возраста и размера были красивыми и счастливыми. Хотя шью одежду для всех, в том числе для мужчин и детей», — заключила Наталья Гайдаржи.

Анастасия Матевосова

Новости