freepik.com

Взрастить кадры: как проект «Профессионалитет» меняет систему образования на юге

«Деловая газета. Юг» рассказывает, как строится совместная работа ссузов и предприятий юга в рамках федеральной программы «Профессионалитет»

Доля людей со средним профессиональным образованием составляет около 45% от общей численности занятых в экономике России. Такие данные в своем исследовании приводит Высшая школа экономики.

Как отмечают аналитики, выпускники техникумов, колледжей и профессиональных училищ существенно влияют на российский рынок труда, и в перспективе ближайшего десятилетия их значение будет сохраняться. При этом, как подчеркивается в исследовании, от их стартовых профессиональных и общих навыков в значительной степени будет зависеть квалификационный потенциал российской промышленности и социальной сферы.

Подготовкой квалифицированных выпускников под запросы конкретных предприятий в России занимаются в рамках федеральной программы «Профессионалитет», которая стартовала в 2022 году.

Среди основных задач проекта — вовлечение бизнеса в партнерское управление образовательными организациями, максимальная ориентированность обучения на практику, подготовка специалистов по востребованным профессиям в сокращенные сроки.

Согласно данным сайта программы, участниками «Профессионалитета» в Краснодарском крае являются шесть колледжей и техникумов, в Ростовской области — три образовательных учреждения. С ними сотрудничают как крупные федеральные корпорации, так и региональные компании.

Плюсы для компаний

freepik.com

По словам директора по персоналу ГК «ИНСИТИ» Альбины Матеровой, «Профессионалитет» — эффективная модель инвестиций в развитие кадрового потенциала.

«Профессионалитет» позволяет адресно готовить кадры для бизнеса, в сокращенные сроки обучать студентов с максимальной ориентированностью на практику, участвовать в управлении и быть полноценным партнером колледжей и техникумов, участвовать в разработке, апробации и конструировании образовательных программ, что позволяет нам получать специалистов, готовых к работе, и исключить при взаимодействии с ними фразу: «Забудь все, чему тебя учили в техникуме, сейчас мы тебя переучим», — сказала эксперт.

По данным пресс-службы Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД), преимущества «Профессионалитета» также заключаются в максимальном приближении обучающего процесса к реальным условиям производства. С помощью программы компании могут оптимизировать сроки обучения студентов и сократить период адаптации выпускников на конкретном предприятии.

Подход к обучению

freepik.com

Как отмечают участники программы, «Профессионалитет» дает возможность в сокращенные сроки готовить специалистов под запросы конкретных производств.

По словам замдиректора по учебно-производственной работе Краснодарского торгово-экономического колледжа (КТЭК) Светланы Курышевой, подход к обучению студентов изменился с учетом потребностей работодателей-партнеров.

«Образовательные программы по специальностям и профессиям, входящим в ФП «Профессионалитет», разработаны совместно с работодателями — участниками кластера. В программы включены модули под заказ работодателей, под их запросы. Работодатели хотят видеть выпускников, которые готовы приступить к работе сразу после получения диплома», — отметила она.

Подход к обучению поменяли и в техникуме Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС).

«Первое, что мы смогли сделать совместно с нашим работодателем, с компанией «РЖД», — это внесли изменения в сторону уменьшения нормативного срока обучения по необходимым специальностям. Вместо трех лет десяти месяцев студенты обучаются три года шесть месяцев», — рассказал директор техникума Андрей Мазуренко.

Он добавил, что сотрудничество позволило расширить компетенции одной специальности.

«Сегодня в рамках реализации ФП «Профессионалитет» по специальности «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» мы присваиваем студентам три профессии. Первая — это помощник машиниста электровоза, вторая — помощник машиниста тепловоза, и третья — ремонтник-осмотрщик вагон. То есть была одна рабочая профессия внутри специальности, стало три», — пояснил директор техникума РГУПС.

Директор Анапского сельскохозяйственного техникума Иван Чернышов отметил, что программа, помимо введения более насыщенной практической базы для студентов, позволила пройти профпереподготовку и преподавательскому составу.

«Мы провели стажировку наших преподавателей на предприятиях. Причем это было не просто ознакомление — мы направляли преподавателей, и они решали реальные кейсы, которые складываются на предприятии», — сказал он.

Материально-техническая база

freepik.com

Как рассказал директор техникума РГУПС Андрей Мазуренко, участие в ФП «Профессионалитет» и взаимодействие с партнером позволили ссузу расширить учебно-лабораторную базу. Так, в техникуме появились новые учебные классы.

«Ежегодно компания «РЖД» поставляет нам и в университеты, и конкретно в техникум учебные классы. Например, в 2022 году мы получили класс для специальности строительства железных дорог «Путь и путевое хозяйство». На самом деле это 10 млн рублей. В прошлом году мы получили класс для специальности электроснабжения. Ровно такой, который необходим под запросы компании «РЖД». В этом году мы получим тренажер кабины машиниста локомотива. То есть в этой части компания, конечно, нам очень сильно помогает развиваться. Это очень здорово», — сказал Андрей Мазуренко.

В пресс-службе Северо-Кавказской железной дороги отметили, что в рамках сотрудничества на базе РГУПС создали отраслевой образовательно-производственный кластер железнодорожного транспорта.

Для учебного заведения приобрели и поставили 12 тренажерных комплексов по основным железнодорожным хозяйствам: локомотивное, путевое, хозяйства движения и электроснабжения.

«Применяется сетевая форма обучения, которая представляет собой освоение обучающимися части образовательной программы с использованием кадровых, материально-технических ресурсов структурных подразделений ОАО «РЖД» на основе изучения современной техники и передовых технологий, применяемых на железнодорожном транспорте», — пояснили в пресс-службе.

Похожие изменения отметил и директор Анапского сельскохозяйственного техникума Иван Чернышов. По его словам, партнеры предоставили ссузу необходимые образцы для обучения, а крупные компании позволили практиковаться на предприятиях, параллельно выплачивая заработную плату.

«Каждое предприятие реализует программу путем конкуренции между собой, хотя это одна отрасль, но различные программы. С ребятами, которые работают на «Кубань-Вино», заключают трудовой договор на старших курсах. Они получают во время стажировки хорошую зарплату, и плюс еще по итогам года им выплачивается приз. «Абрау-Дюрсо» — это хорошая профориентационная работа, по их договорам к нам даже приходят студенты-первокурсники. <…> А КФХ помогли с образцами, чтобы ребята уже в наших мастерских выращивали виноград технических сортов, то есть они нам предоставили базу», — сказал Иван Чернышов.

Он добавил, что одни из партнеров также запускали проект «Вино руками студентов», где учащиеся старших курсов самостоятельно разрабатывали технологические карты для винопроизводства и участвовали во всех процессах под руководством наставников.

Эффективность для двух сторон

ru.freepik.com

Замдиректора по учебно-производственной работе КТЭК Светлана Курышева отметила, что полноценный положительный эффект от программы можно будет оценить через несколько месяцев, когда будет проходить приемная кампания 2024–2025 годов. Также он будет заметен, когда выпускники проекта окончат колледж.

«Интерес к «Профессионалитету» наблюдается при профориентационной работе со школьниками во время проведения дней открытых дверей. Высокую заинтересованность в данной программе мы наблюдаем в процессе обучения студентов первого курса, которые занимаются в рамках данного проекта. Это повышение мотивации к обучению, активное участие в экскурсиях на предприятия работодателей, участие в совместных мероприятиях в рамках образовательного процесса и внеурочной деятельности, которые мы проводим совместно с работодателями, и многое другое», — сказала она.

В пресс-службе компании ООО «Прогресс Агро» отметили, что, несмотря на то, что первый выпуск студентов ожидается только в июне 2024 года, они уже приходят на производственную практику.

«И мы видим, что значительно улучшилась подготовка студентов за счет совместной разработки программ обучения, также за счет расширения материально-технической базы в колледже. Только благодаря правильной совместной работе колледжей и представителей реального сектора экономики можно получить квалифицированного специалиста», — отметили в компании.

По словам директора Анапского сельскохозяйственного техникума Ивана Чернышова, положительный эффект от взаимодействия с компаниями-партнерами уже заметен исходя из количества трудоустроенных и поступающих студентов.

«Стажировка, которую проходят ребята старших курсов, уже дает плоды. Во-первых, ребята вернулись после стажировки, и они все трудоустраиваются. У нас партнеры такого плана, что на практику они принимают только по трудовому договору, выплачивают зарплату. Средняя зарплата в 2022 году была 40 тыс. рублей, в 2023-м — 60 тыс. рублей. <…> Это во многом стимулирует. В 2022 году была первая группа из 25 человек, в 2023 году у нас уже на стажировке было около 80 человек», — сказал он.

Директор техникума РГУПС Андрей Мазуренко отметил, что участие в программе не только поспособствовало совершенствованию материально-технической базы и образовательной программы ссуза, но и позволило студентам видеть свое дальнейшее развитие в профессии.

«С компанией «РЖД» мы разработали карьерные карты выпускников, которые наглядно показывают весь путь от студента первого курса техникума до руководителя линейного предприятия. Причем все это расписано с вариантами заработной платы. То есть ребята видят на каждом этапе, занимая определенную должность, какой уровень заработной платы будет в компании «Российские железные дороги», и могут сориентироваться примерно даже по возрасту», — заключил Андрей Мазуренко.

Альбина Матерова, директор по персоналу ГК «ИНСИТИ»

В 2023 году наша компания вступила в ФП «Профессионалитет» совместно с ГБПОУ КК «Краснодарский архитектурно-строительный техникум» и еще 11 работодателями и учебными заведениями.

ФП «Профессионалитет» — это еще и система дуального образования и практико-ориентированного подхода: около 60% учебного времени уделяется практическим занятиям. Программа предполагает взаимоотношения трех сторон: студента, ссуза и работодателя. В таком тесном взаимодействии стороны получают эффективный результат: обучение, трудоустройство, квалифицированный персонал в короткие сроки, программу обучения специалистов, адаптированную под конкретный бизнес.

За счет участия работодателя в создании образовательной программы, уменьшения срока подготовки специалистов и планирования количественной и качественной потребности в кадрах сокращается время на адаптацию молодых специалистов в рамках установленных в компании бизнес-процессов. Студентов готовят под запрос бизнеса, а на производственной практике они учатся применять навыки, полученные в ссузах, получают опыт работы в необходимых программах.

ООО «Прогресс Агро»

Участие в программе «Профессионалитет» обусловлено прежде всего тем, что предприятия Усть-Лабинского района в отрасли сельского хозяйства испытывают дефицит рабочих кадров, возросли требования к квалификации сотрудников. Обучающиеся по программе «Профессионалитет» смогут получить рабочую профессию или специальность высокой квалификации в короткие сроки, получить опыт профессии на производствах, что практически гарантирует их дальнейшее трудоустройство.

Мы заинтересованы в том, чтобы на производство приходили специалисты, готовые качественно выполнять свои функции. Поэтому в 2022 году в рамках проекта мы стали партнером Ладожского многопрофильного техникума. Благодаря поддержке ГК «Прогресс Агро» в учебном заведении появились новые мастерские, лаборатории и классы. Кроме того, построен с нуля современный учебный корпус. «Прогресс Агро» вложила в этот проект 35 млн рублей. Это позволяет нам адресно закрывать дефицитные вакансии.

Новости