фото: AI-generated / freepik.com

Глэмпинг и кемпинг: в чем их отличия для бизнеса и туристов

Чем отличаются глэмпинг и кемпинг и почему такой вид туризма интересен для отдыхающих, «Деловой газете.Юг» рассказала гендиректор ООО «СЗ «ГОА», специализированный застройщик АО «Турбаза «Волна» Александра Ной.

Гламурный кемпинг

Глэпминг — разновидность кемпинга, сочетающая комфорт гостиничного номера с возможностью отдыха на природе. Сам термин образован в результате слияния слов «гламурный» и «кемпинг».

По сути их можно рассматривать как усовершенствованную версию кемпинга, его разновидность, рассказала гендиректор ООО «СЗ «ГОА», специализированный застройщик АО «Турбаза «Волна» Александра Ной.

Она отметила, что глэмпинг-парки имеют высокий уровень обслуживания и дополнительные услуги: спа, бани, ресторан. В кемпинге сервис более простой: душ, место для приготовления пищи, электроточки для зарядки оборудования.

«Глэмпинг — это более комфортабельные средства размещения, которые могут иметь в модуле несколько зон, санузел, удобную мебель. Тогда как кемпинг — это чаще всего просто расчищенный и выровненный участок земли, где можно поставить свою палатку», — пояснила Александра Ной.

Сравнение кемпингов и глэмпингов

Если рассматривать с позиции потребителя, то эксперт выделила следующие преимущества кемпингов и глэмпингов:

— и глэпминг, и кемпинг позволяют посмотреть труднодоступные локации, где построить обычную гостиницу слишком сложно и затратно: в горах, на участках без дорог;

— и глэмпинг, и кемпинг подходят для людей, которые любят экстремальный, походный, спортивный отдых;

— позволяют максимально слиться с природой;

— при этом в глэмпингах условия проживания не уступают гостиничным и удовлетворяют высокие требования к комфорту у современного туриста;

— если в глэмпингах проживание стоит примерно так же, как и в обычных гостиницах, то кемпинг;

— кемпинги — намного экономичнее, стоимость аренды места под палатку в среднем составляет 500 рублей, а иногда и дешевле.

Если рассматривать данные средства размещения как бизнес-проект, то Александра Ной выделила следующие моменты:

— география возведения ограничена только тем, смогут ли до вас добраться гости — поставить модули можно практически в любом месте, даже там, где строительство капитальных объектов запрещено;

— глэмпинги строятся быстро — от идеи до первых гостей может пройти несколько месяцев;

— глэмпинги могут быть очень разными, срок окупаемости может варьироваться, но в целом он все равно короче, чем у гостиницы. По оптимистичным прогнозам, для комплекса в 10-15 юнитов на окупаемость можно выйти уже через 1,5-2 года, при загрузке более 50%. Средний срок окупаемости 4-5 лет, тогда как капитальных гостиниц 8-10-12 лет;

— порог входа в бизнесе вариативный, но может стартовать с 3-5 млн рублей, что не идет ни в какое сравнение со строительством капитальных гостиниц;

— серьезную поддержку глэмпеньерам оказывает государство;

— возводить кемпинги еще проще и дешевле.

Глэмпинги и кемпинги могут быть сезонными, функционировать только в теплое время года, а могут быть и круглогодичными — отапливаемые, где можно отдыхать круглый год. При этом, по данным эксперта, 90% кемпингов работает только летом.

фото: freepik.com

Концептуально кемпинги и глэмпинги могут быть:

— тематическими: объединять людей с общим хобби — например, рыбалка, йога и др.;

— событийными: приуроченные к какому-то фестивалю или культурной программе;

— частью природно-экологического туризма;

— частью агротуристического объекта: это можно назвать тематическим глэмпингом, а можно выделить в отдельную категорию, так как тренд на агротуризм стремительно набирает обороты.

«Глэмпинг помогает максимально прочувствовать сельскую романтику, поэтому число подобных объектов будет расти», — сказала Александра Ной.

Она добавила, что росту числа глэмпингов и кемпингов способствует развитие автотуризма.

«Популярность автотуризма увеличивается, возможно, из-за роста цен на другой транспорт: авиаперевозки подорожали за последнее время на 30%, а ж/д на 35%. Автокемпинги становятся особенно интересным направлением в свете того, что недавно правительство утвердило правила развития автотуризма до 2035 года», — отметила Александра Ной.

фото: freepik.com

По типу модулей глэмпинги бывают:

— каркасно-тентовая конструкции: сафари-тент, бел-тент, лотос-тент, тент на простом каркасе, бабл-тент, типи, юрта, купольная каркасно-тентовая конструкция;

— кабины: мобильные модели, а-фреймы;

— модули на основе средств передвижения: домик пастуха, автофургон, цыганская повозка;

— модули, созданные на основе природных ресурсов и ландшафтов: домик на дереве, иглу.

«Отдельно стоит поговорить про караванинг, как самостоятельную концепцию автокемпинга и даже как отдельный вид туризма. Он представляет из себя путешествия в оборудованном для жизни автофургоне. Автомобили для караванинга бывает двух типов — полноценные автодома или прицепы (караваны)», — отметила эксперт.

Туристический набор

В глэмпинге питание и место для сна уже заведомо готово, поэтому из личных вещей понадобится привычный минимум.

«В кемпинге базово потребуется то, что необходимо в любом самостоятельном походе. Для сна: палатка, спальный мешок, пенка. Также инструменты, приспособления, посуда, чтобы готовить еду. Лучший вариант — газовая горелка. Также может пригодиться складная мебель, топорик или пила, изотермический контейнер, фонарики», — обратила внимание Александра Ной.

Современные кэмпинги оборудованы электрическими приборами, здесь также можно взять все необходимо в аренду, однако это стоит уточнить перед поездкой.

«Глэмпинг подойдет для всех категорий туристов. Здесь могут остановиться гости любого возраста, компанией или соло, семьи с детьми, однако важно учесть концепцию глэмпинга. Кемпинг — скорее история для подготовленных к походной жизни людей, которые имеют представление, а лучше — опыт, подобных путешествий», — отметила Александра Ной.

фото: frimufilms / freepik.com

Требования к организации глэмпинга

Александра Ной выделяет следующие критерии организации глэмпинга:

— красивая локация с водоемом рядом;

— аутентичный, уютный интерьер;

— комфортабельные домики с душем, туалетом внутри;
— гастрономическая составляющая — людям важно, чтобы их кормили и делали это действительно вкусно. Растет тренд на гастротуризм;

— концепция, культурная и событийная насыщенность.

«Профессионалы, занятые в отрасли, говорят о том, что плотность рынка растет, как и требования туристов — людям уже мало просто заехать в уютный домик. Им нужно чем-то себя занимать. Необходимо предусмотреть соответствующий позиционированию досуг. С другой стороны, есть запрос на полное отключение от социума, информационный детокс», — отметила эксперт.

Перед открытием бизнеса в этом направлении она советует обязательно изучать рынок.

«Необходимо провести PEST-анализ — выявление, группировка и ранжирование факторов, которые оказывают или могут оказать влияние на деятельность объекта, необходимо учитывать политические, экономические, социальные, технологические. SWOT- анализ позволит увидеть главные преимущества, слабости, возможности и угрозы вашего проекта. Также необходимо провести анализ конкурентов, что поможет на берегу выявить и оценить основные проблемы в данной нише региона, конкурентность и свой потенциал в борьбе с ней, а также сформулировать свое УТП и прочее. Третий важный предмет исследования — потребители», — рассказала Александра Ной.

фото: AI-generated / freepik.com

Какие ЧП могут произойти на площадке

Иногда на территории базы могут происходить непредвиденные ситуации, связанные с разными факторами. Александра Ной рассказала, что бываю возгорания, связанные с наличием открытого огня на территории: камины, мангалы.

Происшествия, связанные с погодой: сильный ветер может сорвать тент или палатку, возможно обрушение деревьев, а если, например, кемпинг находится на самом берегу моря или реки, есть вероятность подтопления или сильных волн.

Бывают нападении животных: диких или питомцев других гостей, несчастные случаи, травмы, кражи вещей у гостей, а также драки, дебоши, слишком шумные празднования в результате злоупотребления гостей алкоголем. Однако все подобные ситуации можно решить с помощью охраны и правил поведения.

Полезные советы туристам

Всю информацию об объекте размещения необходимо выяснять заранее и максимально подробно! Сюда же относится заблаговременное изучение отзывов. Многие кемп-стоянки устанавливают временные рамки, когда можно заселиться — опаздывать нельзя», — советует Александра Ной.

Также она рекомендует позаботиться о том, есть ли рядом нужная инфраструктура и возможность получить услуги. Например, если путешествуете с животными, стоит изначально уточнить, возможно ли заселение с ними, есть ли необходимый инвентарь для кормления, сна и ухода за питомцем.

«Особенно тщательно готовьтесь к кемп-путешествию — промониторьте возможность купить еду, воду. Научитесь пользоваться всем оборудованием, которое берете с собой», — заключила эксперт.

Алина Гафарова