О новом микрорайоне Краснодара, рассчитанном на 220 тыс. жителей, говорят уже несколько лет. Подземный трамвай, театры, музеи, санаторно-оздоровительный комплекс, колледжи — все это планируют разместить на территории около 1,5 тыс. га в северно-восточной части кубанской столицы.
Руководитель департамента архитектуры и градостроительной политики Краснодарского края Илья Поздняков рассказал «Деловой газете. Юг», какое влияние окажет на развитие столицы Кубани новый район, как разделят транзитный и внутренний транспортные потоки и когда рассчитывают выставить на торги первые земельные участки под застройку.
— Сколько жителей сможет вместить в себя новый микрорайон Краснодара и как его появление повлияет на город?
— У нас сейчас подготовлена концепция, в соответствии с которой предусмотрена возможность реализации 5 млн кв. метров жилья. Это примерно 215–220 тыс. жителей.
Безусловно, влияние нового района будет значительным. Потому что, кроме жилых домов, запланировано большое количество объектов по различным направлениям от культуры, спорта, образования до торговли и развлечений. Также предусмотрено строительство медицинского кластера.
Жилая застройка в новом районе составляет не более 35%, все остальное — это инфраструктурные объекты, которые будут обеспечивать всем необходимым будущих жителей и компенсируют дефициты и недостающие функции в существующей застройке на смежных территориях. Поэтому, безусловно, микрорайон будет самодостаточным и положительно повлияет на город в целом.
— Какие социальные объекты предусмотрены в новом микрорайоне?
— Этот вопрос условно можно разбить на две части. Первая — это объекты, которые непосредственно обеспечивают повседневные нужды жителей этого района. Объекты, в которые люди ходят каждый день: школы, детские сады, поликлиники, физкультурно-оздоровительные комплексы.
Вторая — объекты более масштабные и сложные, формирующие локальные центры притяжения. Например планируется построить несколько средних образовательных учреждений по типу колледжей или техникумов, медицинский кластер с онкологическим центром, большими больницами, стационарами и так далее.
Предусмотрено строительство трех театров, одного музея, создание образовательного кластера при университете, конгресс-холла, аквапарка и технопарка. И, конечно, зеленая часть: парки, сеть бульваров.
— А планируются ли креативные кластеры в новом микрорайоне? Или, может быть, коворкинги для предпринимателей?
— Безусловно. И офисная часть, и гостиницы, и торговые центры, и рынки. Много всего.
— Как будет развиваться транспортная инфраструктура в новом микрорайоне?
— У нас этому вопросу посвящен отдельный раздел, который условно можно разделить на две части: это внутренний транспортный каркас и интеграция района в существующую городскую транспортную инфраструктуру.
Что касается интеграции в городскую транспортную инфраструктуру, то этот вопрос прорабатывался по нескольким направлениям. Первый из них — трамвай. Въезд в микрорайон будет осуществляться из трех точек существующих территорий трамвайного сообщения.
Также у нас прорабатывался маршрут движения автомобильного транспорта с учетом трансформации трассы М-4 Дон на отрезке от развязки с улицей Уральской до развязки в районе поселка Лорис. В настоящее время федеральная трасса попала в границы существующей застройки и фактически проходит через тело города. Поэтому концепцией предусмотрена ее трансформация в части разделения транзитного и внутреннего городского транспорта. Грубо говоря, существующая часть М-4 «Дон», проходящая по территории Краснодара, превратится в городскую улицу, а транзитный проезд должен быть вынесен параллельно на эстакаду. Таким образом, мы не разделим территорию на две части и создадим возможности пересечения трассы городским транспортом в одном уровне.
Вторая составляющая — проработка возможности реализации подземного трамвая. Его предполагаемую трассу и возможные станции мы предварительно проработали. Осталось разобраться с финансовой моделью, источниками финансирования и способом реализации, что в текущих реалиях сделать непросто.
Что касается внутреннего транспорта, то здесь, конечно, все гораздо проще, потому что это большая новая территория. У нас есть возможность создать полноценное кольцевое движение трамвая, выделенные полосы для движения автобусов, общественного транспорта и сделать довольно плотную сетку улиц, соответствующую нашим действующим нормативам.
— Есть ли сейчас примерный срок сдачи микрорайона?
— Такие масштабные проекты сложно прогнозировать, но расчетный срок реализации — около 15–20 лет.
— Определен ли подрядчик?
— В настоящее время конкретный подрядчик, который будет реализовывать этот проект, не определен. Сейчас прорабатываются механизмы реализации с учетом формирования устойчивой финансовой модели. Задача этого года — доработать этот механизм и запустить процесс.
Беседовала Дарья Коробская