Бухгалтерский учет — система сбора, регистрации, обработки и анализа финансовой информации о деятельности организации или индивидуального предпринимателя.
Главные задачи бухучета:
— Учет доходов и расходов. Отслеживание всех финансовых операций предприятия, включая поступления денежных средств, затраты на производство товаров или услуг, оплату труда сотрудников и т.д.
— Формирование отчетности. Подготовка различных отчетов, таких как баланс, отчет о прибыли и убытках, отчет об изменениях капитала и др., которые отражают финансовое состояние компании на определенный момент времени.
— Контроль над активами и обязательствами. Мониторинг состояния активов (денежных средств, запасов, основных средств) и обязательств (кредиты, задолженности перед поставщиками).
— Соблюдение законодательства. Ведение учета в соответствии с требованиями налогового и финансового законодательства страны, где осуществляется деятельность.
В целом бухучет помогает предпринимателю отслеживать финансовое состояние бизнеса, принимать правильные решения по развитию и избегать финансовых проблем.
Объекты бухучета:
— Сделки или операции, которые влияют на финансовые результаты компании;
— Активы и пассивы компании;
— Различные источники финансирования;
— Доходы и расходы компании.
Многие начинающие предприниматели отказываются от ведения бухучета, считая его пустой тратой времени и сил на начальном этапе построения и развития бизнеса.
В каких случаях нужен бухгалтерский учет
— ООО на общем режиме обязаны сдавать налоговую отчетность и вести бухучет;
— Получение кредита. Банки требуют от заемщиков финансовые документы, чтобы оценить их кредитоспособность;
— Привлечение инвесторов;
— Управление бизнесом. Понимание финансового положения позволяет принимать продуманные решения по текущей деятельности компании.
Как вести бухгалтерский учет
Существует единый стандарт (ФСБУ 27/2021), который устанавливает требования к первичной документации в бухгалтерии и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе в коммерческих организациях.
Малому бизнесу позволено вести бухучет в упрощенном виде, который предполагает более простую форму отчетности. Также для малого бизнеса доступно использование специальных программ и онлайн-сервисов.
Тем временем, для правильной и полной документации более крупного бизнеса рекомендуется иметь бухгалтера, который профессионально будет вести бухучет и сдавать отчетность.
Также можно воспользоваться предложениями аутсорсинга. Это еще один популярный вариант для малого и среднего бизнеса. Он позволяет получить профессиональные услуги, но не брать бухгалтера в штат.
Статья подготовлена с помощью материалов Корпорации МСП