фото: freepik / freepik.com

Непрерывный цикл гибкости: чему предпринимателей научил 2025 год

Подходящий к концу 2025 год показал предпринимателям, что бизнес растет не всегда, и порой приходится работать в условиях сдерживания и планирования лишь на один день. Выдержать вызовы предпринимателям помог опыт прошлых лет, взаимная поддержка вместо конкуренции и честность с аудиторией, а также цифровизация, которую по сей день внедряют с осторожностью, чтобы не потерять «человечность» дела. Представители бизнеса Юга рассказали, под каким слоганом прошел 2025 год, без каких практик бизнес не сможет существовать дальше и чего предпринимателям ожидать от следующего года.

Гибкость и адаптация

2025 год стал для бизнеса проверкой на гибкость и приверженность смыслам, поделились в пресс-службе ростовского бренда DNK Russia.

«Мы перестали смотреть на бизнес только как на систему процессов — это стало живым организмом, который дышит вместе со временем. Главное — не бояться меняться, но сохранять свое «ДНК»: характер, честность и культурные коды, через которые мы говорим с людьми», — сообщили представители бренда.

Текущий год показал бизнесу, что долгосрочные стратегии перестали быть неизменными, и что они требуют существенных корректировок, поэтому роль оперативного управления возросла, отметил операционный директор многопрофильного холдинга AVA Group Виталий Ушнов.

«Безусловно, долгосрочная стратегия развития по-прежнему необходима, однако в условиях неожиданных или трудно прогнозируемых событий, которые влекут существенные и зачастую крайне негативные последствия для всей экономики, нужно уметь быстро адаптироваться и перестраивать процессы внутри компании», — сказал Ушаков.

Гендиректор краснодарской компании «Пищтех» Евгений Чистяков добавил, что, помимо быстрой перестройки бизнес-процессов, 2025 год научил бизнес внимательнее относиться к своим расходам и обращать внимание на неэффективные практики, а также работать в новых условиях.

«Главный вывод 2025 года для нас — не всегда получается расти. За 15 лет работы в промышленности это первый случай, когда объемы производства и продаж снизятся относительно прошлого года. Хотя плановое снижение на 5-7% на фоне других отраслей и даже предприятий нашей отрасли выглядит терпимо. Стратегия роста сейчас не работает, потому что умение эффективно сжиматься — это отдельная задача, которую поставил текущий год. 2025 год стал уроком того, как нужно правильно оптимизировать затраты, сокращать неэффективные расходы и работать с продажами в новых условиях», — пояснил он.

Гендиректор ростовского ООО «Адамант Логистика» Светлана Плехова отметила, что не все компании в текущем году смогли справиться с изменениями, и возможности строить долгосрочные планы и стратегические маршруты на месяцы вперед не было — все отрасли, включая логистику, работали одним днем.

«2025 год был непростым для логистики из-за сдвигов спроса на товары и, как следствие, на перевозки. В апреле многие транспортные компании обанкротились, не выдержав лизинговых ставок, другие пошли на слияния или кооперации. Мой бизнес в сфере грузоперевозок в этом году был подобен кактусу — нам пришлось собраться и напрячь все силы, чтобы устоять против этой мощной волны вызовов. Особенно тяжело пришлось весной, в апреле-мае. Поскольку мы находимся на юге, ситуацию спасла активная работа с фермерами и вывоз сельхозпродукции с полей. Да, урожай зерновых был неважным, но овощей и фруктов — хороший. Поэтому оставшиеся на рынке транспортные компании активно работали в сезон, здесь и сейчас. Это были сложные изменения, но те компании, которые приложили усилия, чтобы работать, не опуская рук, в режиме нон-стоп, без права на отдых и ошибку, — тот год прошли», — сказала Светлана Плехова.

Удержать равновесие

Сейчас ключом к сохранению рентабельности и устойчивости является тщательный расчет, уверен гендиректор компании «Пищтех» Евгений Чистяков. По его словам, главное — правильно структурировать расходы и доходы, а затем их сопоставить.

«Особенно важен точный учет типов затрат: постоянных, переменных, а самое сложное — условно-постоянных и условно-переменных. От того, насколько щепетильно мы их классифицируем, напрямую зависит метод расчета себестоимости. А это, в свою очередь, определяет нашу ценовую политику: насколько мы можем снижать цену в конкретном контракте или на рынке. В итоге, кто эффективнее организует производство и, что не менее важно, правильнее все просчитает с точки зрения рентабельности и калькуляции, тот и выставит более точную цену. Это даст ему выигрышную позицию и позволит дольше продержаться на рынке», — сказал он.

В целом, по словам Евгения Чистякова, сейчас предприятия в промышленной сфере сокращают рентабельность и жертвуют ею, поскольку рынок сжимается, в связи с этим значительно возросла частота расчетов себестоимости и рентабельности.

«Сейчас задача не в том, чтобы много заработать, а в том, чтобы оказаться среди последних, у кого хватит прочности. То, что раньше считали раз в год, теперь считают раз в квартал; то, что было квартальным, стало ежемесячным; а ежемесячные показатели теперь пересматриваются еженедельно. Так мы держим руку на пульсе», — отметил гендиректор компании «Пищтех».

По словам Светланы Плеховой, сохранить устойчивость сейчас позволит опыт прошлых лет и готовность продолжать свое дело, а также единение с коллективом.

«Чтобы пережить время перемен, нужно, во-первых, не опускать руки. Во-вторых, следует опираться на опыт прошлых лет, просто идти и работать, отбросив иллюзии. Нужны силы, желание, амбиции и готовность не сдаваться. Важно самому включаться в рабочие процессы и быть вместе с коллективом, работать с ними наравне. Этот год был не для того, чтобы сидеть в кресле руководителя, а для совместной работы в «поле». Главное сейчас — быть примером для сотрудников и не терять ту сноровку и хватку, что были заработаны за годы практики», — сказала гендиректор ООО «Адамант Логистика».

Главной силой в эпоху перемен, по мнению представителей бренда DNK Russia, является объединение. В пресс-службе отметили, что сейчас рабочая стратегия для бизнеса — не конкурировать, а создавать вместе.

«DNK всегда была брендом-объединением. Нас держит не только команда и клиенты, но и общие ценности. В 2025 году мы выпустили несколько коллекций, каждая из которых говорит о важном: о мечтах, амбициях и движении вперед, об объединении поколений. Эти коллаборации показывают, что в эпоху перемен объединение — главная сила», — сообщили в пресс-службе бренда.

Помимо этого, как отметили представители бренда, сейчас выигрывает бизнес, который умеет быть честным с собой и аудиторией, а также сохраняет работу со смыслами.

«Мы внедряем технологии, ИИ, аналитику, но не теряем человеческий смысл. Важно оставаться брендом с идеей. Например, мы через одежду рассказываем о российской культуре, наших корнях и героях. В каждой капсуле — цитаты, символы, образы, близкие людям», — отметили в пресс-службе.

Протянуть руку

Помимо подсчета расходов, коллабораций и опоры на опыт, бизнес видит сотрудников главным ключом к сохранению позиций на рынке. По словам операционного директора многопрофильного холдинга AVA Group, сейчас кадровый вопрос стоит очень остро, особенно в строительной отрасли, из-за чего одной из наиболее важных и эффективных практик с точки зрения сохранения стабильности является привлечение и удержание профессионалов.

«Мы делаем акцент на формировании особой корпоративной культуры, транслируя основные принципы работы и миссии компании. Очень важно, чтобы каждый работник понимал, в каком направлении она движется, что является ключевым, и как должно осуществляться внутреннее взаимодействие. Для новых сотрудников проводятся тренинги и семинары, в том числе по управлению командой, позволяющие улучшить навыки общения и повысить эффективность коллектива», — сказал Виталий Ушнов.

Он отметил, что для сотрудников также развивают корпоративный цифровой университет, проводят социальные активности и акции. «Все эти мероприятия сплачивают коллектив и повышают их мотивацию вместе работать добиваясь результатов», — подчеркнул директор многопрофильного холдинга AVA Group.

Евгений Чистяков придерживается аналогичного мнения. Как отметил гендиректор компании «Пищтех», двумя факторами, которыми нельзя жертвовать, поскольку потом их потом тяжело восстановить, являются доля на рынке и костяк коллектива.

«Долей на рынке можно немного поступиться только в тех сегментах, которые для вас не самые эффективные. Но ключевые, «кормящие» направления, где ваша позиция сильна, нужно удерживать даже ценой рентабельности. То же самое с людьми: расставания возможны, но только осознанно и как управляемый процесс», — подчеркнул он.

По словам гендиректора компании «Пищтех», сейчас на производстве действует сдельная система оплаты, где значительная часть зарплаты зависит от выполненной работы, и при уменьшении общего объема работы могут начать уходить ключевые сотрудники. Из-за этого бизнесу необходимо перестраивать подход работы с кадрами.

«Первыми начнут искать другую работу самые эффективные и востребованные сотрудники, которых мы хотим удержать. Поэтому процесс должен быть управляемым. Мы не проводим сокращений, но используем естественную убыль — когда люди уходят по личным обстоятельствам, на пенсию или меняют место жительства. Ключевой практикой для нас стало внутреннее переобучение и перестановка сотрудников. Это главный способ решения кадрового вопроса. Если бездействовать, мы потеряем лучшие кадры, и восстанавливать позиции будет крайне тяжело», — поделился опытом гендиректор компании «Пищтех».

Встать на цифровые рельсы

Изменения касаются не только внешних факторов, но и внутренних процессов бизнеса. Так, сейчас во всех отраслях предпринимательской деятельности заметен тренд на цифровизацию внутренних процессов, отмечает гендиректор компании «Пищтех» Евгений Чистяков. По его словам, эта тенденция продолжится, несмотря на сложности текущего года, и если не успеть за этим трендом, в дальнейшем развиваться будет тяжелее.

«В нашей отрасли, помимо цифровизации, очевиден тренд на роботизацию и автоматизацию. Цифровизация применима ко всем сферам, но особенно проявится в услугах и IT. Однако в промышленности одной цифровизации недостаточно — в цифровом виде нельзя собрать печь или станок, здесь физически необходима роботизация», — сказал он.

По мнению Евгения Чистякова, роботизация — перспективное направление для любого материального производства, и бизнесу следует не просто размышлять, а действовать в данном направлении. Он отметил, что у бизнеса стоит государственная задача по роботизации, и лучше участвовать в ее реализации, нежели оставаться наблюдателем.

«Технологии становятся доступнее. Как лазерный раскрой металла 20 лет назад казался фантастикой, а теперь стал обычным методом обработки металла, пластика и дерева, так и 3D-печать 10-15 лет назад воспринималась как дорогая новинка, а сейчас стала частью рабочего процесса. Например, мы используем ее для мелкосерийного производства деталей, где она идеально себя показывает. Этот тренд будет только нарастать: роботизация и автоматизация станут внедряться все шире и дешеветь», — уверен гендиректор компании «Пищтех».

Операционный директор многопрофильного холдинга AVA Group Виталий Ушнов также считает, что внедрение цифровых систем является важным условием для развития и устойчивости бизнеса.

«Цифровые технологии сегодня совершенствуют рынок недвижимости. К примеру, меняются подходы к оценке — теперь она осуществляется на основе автоматизированных алгоритмов, которые быстро и точно определяют рыночную стоимость жилья. Активно внедряется машинное обучение, а также «интернет вещей» (IoT). Безусловно, мы тесно связываем свое будущее с использованием цифровых продуктов, вкладывая ресурсы в создание и развитие новых решений, направленных на повышение эффективности бизнес-процессов», — сказал Виталий Ушанов.

Он отметил, что среди девелоперов сейчас также востребованы платформы для агентов, позволяющие застройщику оперативно подключать к продажам риелторов и управлять этим каналом. Идет активное внедрение решений с технологиями виртуальных показов и 3D-визуализации для ускорения цикла сделки.

В пресс-службе DNK Russia уверены, что диджитал и ИИ позволяют быть бизнесу точнее, быстрее и гибче, но в основе все равно должна оставаться идея.

«Мы не разделяем творчество и технологии. Мода без смысла — просто ткань. Характер, историю и эмоции нельзя автоматизировать», — отметили в пресс-службе бренда.

При этом Светлана Плехова отметила, что цифровизация и ИИ применимы не ко всем отраслям бизнеса. Так, по ее словам, в логистике многое зависит от человеческого и внешних факторов, — погрузки, водители, здоровье, погода, цены на топливо и запчасти, — и в этом случае полагаться только на ИИ и технологии — неуместно.

«Я скептически отношусь к тотальному внедрению ИТ-технологий, ведь мозг, как мышца, должен тренироваться, чтобы развиваться. Если цифровизация и ИИ будут делать все за нас, то ценность человека обесценится. Нужно соблюдать норму и меру, выбирая для своей компании стратегию внедрения технологий малыми дозами», — подчеркнула гендиректор ООО «Адамант Логистика».

Перенести опыт в будущее

Гендиректор ООО «Адамант Логистика» отметила, что в 2026 году компаниям, которые хотят продолжать работать, нужно полностью отказаться от любых незаконных схем, собрать сильную команду специалистов, а также пробовать совместные проекты и коллаборации с коллегами по бизнесу. Помимо этого, уверена Светлана Плехова, предпринимателям предстоит много и упорно работать.

«Я считаю, что 2026 год, будет динамичным и потребует большой выносливости. Преуспеют те, кто каждый день смотрит на изменения новыми глазами, не опускает руки, не жалуется, а продолжает работать. Этот год станет испытанием на прочность, силу и выдержку. Также не стоит забывать, что стабильность — основа успеха, а стабильный доход гарантирует, что вы никогда не останетесь в проигрыше. Нужно стремиться к надежному заработку, чтобы жить спокойно и радостно, поддерживая природу, социальный капитал и вкладывая силы в свою команду», — сказала Светлана Плехова.

Она добавила, что глобальные изменения в бизнесе сейчас планировать сложно, однако год обещает быть динамичным.

В пресс-службе DNK Russia отметили, что 2026 год будет годом синергии и смыслов, и успешным будет бизнес, который объединяет людей, индустрии и поколения.

«Люди все чаще выбирают бренды, которые говорят с ними на одном языке — языке уважения, честности и культуры. Поэтому мы также продолжим развивать коллаборации, усиливать диджитал-направление и внедрять технологии, не теряя душу бренда», — отметили представители бренда.

Дарья Коробская

Читайте нас в социальных сетях