Последний год после крушения танкеров в Керченском проливе прошел под знаком непрерывных усилий по восстановлению экосистемы и поддержке местного бизнеса, пострадавшего из-за последствий ЧС.
«Деловая газета. Юг» собрала хронологию событий произошедшего, а экологи и предприниматели рассказали, что изменилось за год после происшествия.
Хронология
15 декабря в результате шторма в Керченском проливе получили повреждения два танкера «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». На танкерах находилось 9,2 тыс. тонн мазута, однако, по данным Морспасслужбы, в море могло попасть около 2,4 тыс. тонн нефтепродуктов. После повреждений танкеры затонули, корма «Волгонефть-239» села на мель.
Как позднее сообщил ТАСС судовладелец «Волгонефть-239» ЗАО «Волгатранснефть», суда в момент крушения находились неподалеку друг от друга на якорях, первым потерпел крушение «Волгонефть-212», его части начали дрейфовать, из-за чего экипаж «Волгонефть-239» не мог сняться с якоря. Судно также не имело возможности сделать оборот и развернуться для выхода на север в Керченский пролив.
В ЗАО «Волгатранснефть» сообщали, что экипажу танкера пришлось посадил корму на мель для предотвращения дальнейшего разлива мазута, а также для сохранения жизни и здоровье экипажа. Во время шторма танкер переломился, и капитан проследовал на отмель задним ходом.
Утром 17 декабря попавший в море мазут начало выбрасывать на берег, после чего специалисты начали их уборку. Помимо пляжей Анапы и Темрюкского района, мазут попал на территории особо охраняемых территорий, в частности, на территорию природного парка «Анапская пересыпь» и заказника «Запорожско-Таманский». К уборке мазута подключились сотрудники МЧС и городских администраций, а также волонтеры.


архивные фото: пресс-служба администрации Краснодарского края
Для очистки пляжей от мазута власти Краснодарского края совместно с Росприроднадзором и экологами проработали алгоритм: собранный в целлофановые пакеты мазут оперативно вывозили, поскольку нефтепродукт способен разъедать пластик и вытекать.
26 декабря в связи с разливом мазута ввели режим ЧС федерального уровня. На пляжах начали формировать специальный ров, который защищал основную часть пляжа от выбросов мазута, также запустили перевалочную площадку в хуторе Воскресенском для сбора замазученного грунта. Над вопросом очистки замазученного песка начали работать ученые, которые предлагали варианты как механической, так и химической очистки. Позднее в Анапе запустили установку для просеивания замазученного песка.
Помимо этого, специалисты и волонтеры спасали птиц, которые испачкались в мазуте. Для этого в нескольких точках Анапы установили центры помощи пернатым, птиц также принимали в Краснодаре.
10 января 2025 года в Темрюкском районе обнаружили новый выброс мазута с кормы танкера «Волганефть-239», которая села на мель в районе порта Тамань. Причиной утечки назвали трещину в корпусе. Сначала разлив локализовали с помощью боновых заграждений, после чего к корме построили дорогу. 20 января акваторию близ кормы полностью очистили от мазута, 31 января же начали демонтировать саму корму. Работы по демонтажу завершили 7 марта, а часть оборудования с «Волгонефть-239» решили выставить в музее.


архивные фото: пресс-служба администрации Краснодарского края
10 марта 2025 года мэрия Анапы подала иск к ООО «Кама шиппинг» и ЗАО «Волгатранснефть», которые являются владельцами потерпевших крушение танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239».
В марте также стало известно, что затонувшие фрагменты танкеров «Волгонефть» планируют утилизировать в 4 этапа. Так, на первом этапе с затонувших частей планируют срезать и поднять выступающие элементы конструкций, на втором – временно локализовать фрагменты на дне Керченского пролива с помощью коффердамов. После этого, на третьем этапе, специалисты откачают мазут. На четвертом этапе планируют поднять фрагменты и сами коффердамы.
В апреле стало известно, что общая сумма ущерба, предъявленного судовладельцам танкеров после крушения в Керченском проливе, составила 84,943 млрд рублей. Компании не выплатили ущерб добровольно, из-за чего 30 мая Росприроднадзор подал иски к владельцам танкеров.
19 июня Роспотребнадзор дал заключение по состоянию пляжей Анапы и Темрюкского района: глава Роспотребнадзора Анна Попова сообщила о несоответствии пляжей требованиям для проведения курортного отдыха. При этом оперштаб Кубани отметил, что зоны рекреации могут использовать без пляжей. Также на пляжах определили опасные зоны, которые запрещено посещать.
Изготовление коффердамов для утилизации танкеров «Волгонефть» завершили 20 августа, 10 октября завершили работы по погружению свай направляющих палов в месте установки конструкций. По данным на 28 ноября, с начала работ с пляжей Краснодарского края и Севастополя вывезли более 185 тыс. тонн замазученного песка.


архивные фото: пресс-служба администрации Краснодарского края
Стабилизация, но не нормализация
Природа обладает способностью к самоочищению, и нефтепродукты, попавшие в окружающую среду, распадаются до неорганических соединений под воздействием микроорганизмов, что со временем значительно снижает их негативное воздействие, рассказала «Деловой газете.Юг» директор экспертного департамента Российского экологического общества Татьяна Томина.
По ее словам, такое самоочищение экосистемы происходит при положительных температурах в течение нескольких лет. Однако в толще воды, на дне, в толще грунта такое разложение происходит крайне медленно и занимает годы.
«За прошедший с момента крушения танкеров год процессы самоочищения, безусловно, оказали свое положительное влияние на состояние экосистемы, но о полном очищении речь пока не идет. Для окончательной победы над загрязнением важно не допускать новых поступлений мазута в акваторию и оперативно устранять имеющиеся очаги загрязнения», — сказала Татьяна Томина.
Эколог, член общественного экологического совета при администрации Новороссийска Вениамин Голубитченко отметил, что за этот год все стабилизировалось, но нельзя сказать, что нормализовалось, поскольку на дне еще остался мазут, а также сами танкеры.
«Части танкеров до сих пор лежат на дне. Мазут периодически выбрасывает на берег, загрязняется дно, что влияет на донную экосистему. Сейчас все в вялотекущем, но продолжающемся состоянии», — сказал он.

Вениамин Голубитченко добавил, что из-за крупных скоплений мазута на дне процесс «регенерации» моря может занять до 7-10 лет.
«Если все видимые и крупные скопления нефтепродуктов убирают, то мельчайшие остатки — в миллиметрах, между камней, в песке или на дне — перерабатываются микроорганизмами. Скорость зависит от многих факторов: погодных условий, поступления нового загрязнения, благоприятности среды для микробов. При этом при раскопках находят переслоенный песком мазут, который также нужно удалять», — добавил эколог.
Татьяна Томина отметила, что мазут влияет на биоразнообразие морских экосистем, нарушая структуру пищевых цепей и изменяя соотношение видов, а также снижает рыбохозяйственный потенциал акватории. «Снижение численности и изменение видового состава рыбы влияет на рацион морских млекопитающих», — пояснила эксперт.
По словам Вениамина Голубитченко, от разлива мазута в большей степени пострадали дельфины.
По данным Росрыболовства, общий размер вреда, причиненного водным биологическим ресурсам в результате аварии в Керченском проливе, составил 2,5 млрд рублей. Водные биологические ресурсы пострадали из-за утраты естественного прироста, вызванной гибелью кормовых организмов, ухудшением среды обитания и нарушением процессов размножения водных обитателей.
«Тем не менее, исследования ученых подведомственного Росрыболовству ГНЦ РФ ФГБНУ «ВНИРО» показали, что рыба и морепродукты безопасны для употребления в пищу, Превышений показателей вредных веществ в исследованных образцах рыбы учеными не выявлено», — отметила директор экспертного департамента Российского экологического общества Татьяна Томина.
Бизнес в режиме ЧС
18 апреля 2025 года правительство РФ утвердило решение об отсрочке уплаты страховых взносов и налогов для бизнеса Краснодарского края, который пострадал от последствий разлива мазута в Керченском проливе. Так, срок уплаты налогов продлили до 25 декабря 2025 года включительно. Помимо этого, в Анапе и Темрюкском районе приостановили сбор турналога, а для предпринимателей разработали новые меры поддержки, в том числе льготные кредиты.
Как рассказал председатель анапского отделения «Опора России» Кирилл Ирченко, в 2025 году бизнес города, который работал в гостиничной сфере, потерял туристов из-за разлива мазута.
«70% анапских отелей либо простаивали весь сезон, либо функционировали с загрузкой, не обеспечивающей даже минимальных доходов. Остальные сегменты туристической инфраструктуры, включая рестораны, кафе и развлекательные заведения, зависят от успешной работы гостиниц и потому живут надеждами на будущий сезон», — сказал он.


фото: «Деловая газета.Юг»
По словам Ирченко, отмена турналога помогла тем отелям, у которых была хорошая загрузка, остальные разницы не почувствовали, ведь не было самих гостей.
«По поводу мер поддержки — тем, кто смог их получить, они действительно помогли. Но некоторые предприятия, которые территориально работают в Анапе, но зарегистрированы не здесь, не смогли ими воспользоваться. Или же они не попали в перечень тех предприятий, которые считаются пострадавшими», — сказал председатель анапского отделения «Опора России».
Он добавил, что некоторые предприниматели подали на банкротство, некоторые сократили свои расходы, некоторые объекты просто не открылись в сезон. По его словам, в 2025 году бизнес Анапы находился в режиме консервации.
В ходе прямой линии 5 декабря глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев сообщил, что курортный сезон в Анапе в 2026 году должен состояться, для этого власти приложат все усилия. Он также отметил, что для предпринимателей на 2026 год также предусмотрят льготы, в том числе отменят турналог.
«Сезон следующего года, конечно, должен быть. И я думаю, что мы приложим максимальное усилие. Принципиальную позицию здесь я занимаю, и мы, что курортный сезон следующего года в Анапе должен состояться. Я думаю, что он состоится», — сказал глава Кубани.
Председатель анапского отделения «Опора России» отметил, что, несмотря на возможное проведение курортного сезона, представители малого и среднего бизнеса не ожидают значительного увеличения туристического потока.
«Если нам разрешат пользоваться пляжами, как следствие, морем, то, соответственно, мой личный прогноз сезона — это 60-70% от показателя 2024 года. То, что все отдыхающие разом приедут к нам, маловероятно. Однако бизнесу важно четко понимать: состоится ли сезон или нет. Это позволит предпринимателям своевременно планировать дальнейшие шаги», — заключил Кирилл Ирченко.
Дарья Коробская