фото: tawatchai07 / freepik.com

Покупаем авто надолго: как выбрать надежную машину в 2026 году

Эксперты рассказали «Деловой газете.Юг», какой автомобиль выгоднее покупать — новый или б/у, какие модели стоимостью до 2 млн рублей наиболее востребованы, как правильно подобрать качественную подержанную модель, какие марки оптимальны для городской эксплуатации и сколько в среднем сегодня стоит содержать машину.

Новый или старый?

Средняя цена нового автомобиля в России в январе–октябре 2025 года, по данным «Авито Авто», составила 3,4 млн рублей. Среди объявлений о продаже новых авто на китайские бренды приходится 63,1%, в топ-3 вошли машины марок HAVAL (13,9%), Changan (7,8%), Geely (6,3%). Российская LADA, как сообщают исследователи, укрепила свои позиции, увеличив долю до 15,2%.— это самый высокий показатель за последние три года.

Покупатели новых автомобилей сегодня чаще всего выбирают модели стоимостью от 2 до 3 млн рублей (31,5%), до 2 млн рублей (27%) и от 3 до 5 млн рублей (24,2%). По данным Авто.ру, доля сегмента новых автомобилей стоимостью до 3 млн рублей с ноября 2024 по ноябрь 2025 года в Ростовской области увеличилась с 54 до 56%. При этом за последние 12 месяцев структура предложения существенно изменилась. На территории донского региона отечественные производители значительно нарастили свое присутствие в самом массовом сегменте российского рынка новых автомобилей. Если год назад на них приходилось 56% предложения, то к началу декабря их доля превысила 78%, тогда как представленность китайских марок сократилась с 44 до 21%.

По данным сервиса, сегодня внедорожники не только остаются наиболее распространенным типом кузова, они продолжают увеличивать своё присутствие, нарастив за год долю с 61% до 68% от всех объявлений, опубликованных на сервисе в этом году. В первую очередь это происходит за счет седанов — их число сократилось с 23% до 16%. Схожая динамика наблюдается и в Ростовской области. Рейтинг наиболее популярных моделей у пользователей сервиса сформирован по итогам изучения опубликованных объявлений и данных о звонках: Lada Granta (1,18 млн рублей),Lada Vesta (1,86 млн рублей),Haval Jolion (2,59 млн рублей),Haval M6 (2,27 млн рублей),Lada Niva Legend (1,22 млн рублей).

По словам регионального директора дивизиона Юг ГК «Интерлизинг» Неля Климарчук, новый автомобиль всегда предпочтительнее, чем подержанный.

«Новый автомобиль имеет гарантию, прозрачную историю, доступ к оригинальным запчастям и предсказуемую стоимость ремонта. Автомобиль с пробегом можно рассматривать лишь при ограниченном бюджете. В этом случае лучше выбрать модель выше классом, но с небольшим пробегом и понятной сервисной историей»,— советует эксперт.

«Стоит ли покупать автомобиль с пробегом? Конечно, стоит. При должном уходе такие авто служат очень долго», — утверждает руководитель отдела Trade-in дилерского центра «РН АВТО» Константин Тутов, опираясь на многолетний опыт оценки и подготовки автомобилей, который доказывает: история эксплуатации и своевременное сервисное обслуживание иногда важнее формального «нулевого» пробега.

В дилерском центре «РН АВТО» в ценовой нише 1–2 млн рублей лидерами продаж являются автомобили Volkswagen, Kia, Audi, Škoda, Hyundai и Geely — марок, традиционно пользующихся высоким доверием потребителей. В базовом ценовом диапазоне (1–2 млн рублей) безусловными лидерами продаж в дилерском центре являются седаны Volkswagen Polo, Škoda Rapid, Hyundai Solaris, Kia Rio и Audi A4. 

В категории от 2 до 4 млн рублей фокус смещается в сторону кроссоверов и автомобилей повышенной комфортности. В этой ценовой нише стабильно востребованы такие модели, как Geely Monjaro, Kia Sportage, GAC GS8, Hyundai Tucson.

Согласно исследованию «Авито Авто», на вторичном рынке в октябре 2025 года россияне чаще всего интересовались автомобилями стоимостью до 2 млн рублей (87%). При этом средняя стоимость машины с пробегом в январе–октябре 2025 года составила 1,4 млн рублей, что на 7,4% ниже показателя 2024 года. Наиболее значительно цены снизили официальные дилеры — на 13,5%, до 2,1 млн рублей. Профессиональные продавцы опустили цены в среднем на 8,1%, до 1,45 млн рублей, а частные продавцы — на 2,2%, до 1 млн рублей.

По данным «Авто.ру Оценка», средняя стоимость автомобилей с пробегом не старше 15 лет в Краснодарском крае в ноябре 2025 года составила 1,85 млн рублей. В тройку моделей по снижению цен вошли Lifan Solano (−11,7%, до 600 тыс. рублей), JAC J7 (−10,9%; до 1,27 млн рублей) и Lada 2131 (−10,6%, до 510 тыс. рублей). Однако на ряд автомобилей средние цены незначительно выросли. В топ подорожавших моделей вошли Chevrolet Camaro (+12,9%; до 3,65 млн рублей), Honda N‑BOX (+8,4%; до 1,04 млн рублей), Audi A4 (+7,5%; до 1,2 млн рублей).

В Ростовской области средняя цена авто с пробегом в ноябре 2025 года составила 1,53 млн рублей. Заметнее всего в регионе подешевел Opel Insignia (–10,5%; до 960 тысяч рублей). Также в тройку по снижению средней стоимости вошли Hyundai i30 (–8,8%; до 790 тысяч рублей) и Volkswagen Caddy (–6,8%; до 1,15 млн рублей). В топ подорожавших моделей вошли Porsche Cayenne (+12,1%; до 9,57 млн рублей), Chery Tiggo 4 Pro (+10,7%; до 1,68 млн рублей) и Lifan X60 (+10,5%; до 640 тысяч рублей).

Какой национальности?

При выборе автомобиля региональный директор дивизиона Юг ГК «Интерлизинг» Неля Климарчук рекомендует обратить внимание на «японцев». По словам эксперта, сегодня на площадках Арабских Эмиратов еще остаются, например, недорогие модели Mitsubishi 2021–2023 годов выпуска.

«В основном это простые модели — надежные и ремонтопригодные, с большим количеством запчастей в наличии. Также есть праворульные японские автомобили, которые обладают высокой надежностью и, что самое главное, имеют в доступе контрактные (б/у) запчасти в 3–5 раз дешевле новых. У этих запчастей очень высокий остаточный ресурс, поэтому весь Дальний Восток ездит на праворульных автомобилях из-за низкой стоимости ремонта»,— отметила Неля Климарчук.

Также эксперт выделили корейские автомобили. По ее словам, в основном спросом пользуются компактные Hyundai и Kia с двигателями до 160 лошадиных сил и низкой стоимостью запчастей, простые в обслуживании и экономичные.

Из российских брендов и автомобилей отечественной сборки эксперт отмечает LADA, УАЗ, а также выпускаемые в России Haval, Tenet (бывший Chery). По словам Нели Климарчук, эти модели сегодня заметно прибавили в качестве сборки и надежности, чему способствовало использование проверенных технологий и локализация производства. Большинство моделей имеют гарантию 3–5 лет и хорошо обеспечены запчастями, что делает их рациональным выбором для практичных автовладельцев, говорит региональный директор дивизиона Юг ГК «Интерлизинг».

 
Автомобили белорусской сборки, отмечает эксперт, в частности Geely предыдущих поколений, уже обкатаны, зарекомендовали себя как надежные. На них также распространяются гарантийные обязательства автопроизводителя.

Не стоит игнорировать автомобили китайского производства и сборки, отмечает Неля Климарчук. В частности, на официально поставляемые в Россию Changan, Exeed, Geely, Jaecoo, Omoda и Tank. На них действует официальная гарантия от дилера 5–7 лет, или 150–200 тыс. км пробега, а также нет сложностей с запчастями.

Также, добавила эксперт, сегодня по параллельному импорту из Китая как частные лица, так и юридические ввозят автомобили европейских марок, но китайской сборки. Например, Volkswagen, Skoda, некоторые модели Audi, BMW, Mercedes-Benz.

Такие машины, отметила Неля Климарчук, дешевле, чем в Европе, за счет неполных комплектаций, адаптированных к китайскому рынку, или предыдущего поколения. Плюсом этих авто является предсказуемость в ремонте и обслуживании, поскольку с этими марками знакомы отечественные мастера.

Для города компактность, для межгорода простор

Перед покупкой автомобиля важно четко сформулировать цели и потребности, рекомендует региональный директор Юга группы компаний «Интерлизинг».

«Для города подходят компактные модели, для регулярных междугородних поездок — просторные варианты. Бюджет включает не только цену покупки, но и обслуживание, страховку, налоги. Доступность сервисных центров критична для редких брендов — дефицит запчастей увеличивает стоимость владения. Особенно это заметно в регионах»,— отмечает эксперт.

В целом, говорит Неля Климарчук, неплохими вариантами можно назвать подержанные корейские автомобили и «японцев», ввезенных из Арабских Эмиратов: Hyundai, Kia (Rio, Cerato), Mazda, Toyota (RAV4, Corolla). Также она рекомендует Skoda и Volkswagen из Китая, Haval, Tenet.

Европейских машин на автомобильном рынке Юга почти не осталось, отмечает эксперт, в то же время «японцы», в том числе праворульные, отличаются простотой и высокой надежностью.

Автомобили для такси

Руководитель отдела Тrade-in ООО «РН АВТО Константин Тутов отмечает, что сегодня в России сложилось мнение, что автомобиль, прошедший проверку работой в такси, заслуживает особого доверия.

«В ценовом диапазоне около 2 млн рублей стабильным спросом у таксопарков пользуются две модели, представленные в нашем дилерском центре: универсальный компактный кроссовер Belgee X50 и практичный седан Belgee S50. Популярность этих автомобилей подтверждается объемными заказами — мы регулярно отгружаем партии до 30 машин в Краснодар и Сочи», — рассказывает эксперт.

Отдельного внимания в этом ценовом сегменте заслуживает инновационный электромобиль Evolute i-JOY, который также демонстрирует высокий спрос. Его преимуществами являются экономичность, современное оснащение и надежная силовая установка.

Тренды при покупке авто

Аналитики «Авито Авто» отмечают стремительную цифровизацию процессов выбора и покупки машины. По данным исследований, 85% будущих автовладельцев начинают выбор именно в сети, а 72% покупателей предпочитают общаться с продавцами через чаты, тогда как годом ранее эта цифра составляла лишь 58%.

Изменился сам подход к выбору автомобилей: эксперты зафиксировали устойчивый тренд — ранее большинство покупателей заранее определялось с конкретной моделью, теперь же многие принимают решение непосредственно в ходе изучения рынка. Так, среди покупателей возрастной группы 30–39 лет число тех, кто приступал к поиску без четкого представления о желаемом автомобиле, увеличилось с 21% до 27%.

Согласно аналитике, россияне перед покупкой стали уделять особое внимание изучению стоимости владения автомобилем. Средняя сумма ежегодных затрат на содержание машины в 2025 году составляет около 101 тысячи рублей. Наибольшую долю расходов занимает топливо (68%), далее следуют техническое обслуживание (18%) и страхование ОСАГО (8%). Транспортный налог составляет всего 6%.

Для владельцев машин китайского производства расходы немного ниже — примерно 93 тыс. рублей ежегодно, однако значительная часть бюджета уходит на бензин (до 72%).

Что касается премиум-класса, то владение такими машинами существенно дороже: средний показатель достигает 144 тыс. рублей в год, причем почти четверть всех расходов (26%) приходится на техническое обслуживание.

Анастасия Талызина

Иформационный обзор редакции

Читайте нас в социальных сетях