Ориентир на популяризацию вузов Кубани

Исполняющая обязанности декана факультета экономики, управления и бизнеса КубГТУ Марина Кротова — о разработке мобильного приложения, которое поможет выпускникам школ определиться с профессией и выбрать вуз.

Треть россиян в 2024 году работала не по полученной специальности, свидетельствуют данные Росстата. Доля тех, кто выполнял работу, полностью соответствующую специальности в дипломе, составляла 53,4%. Среди возможных причин — сложность выбора будущей профессии у школьников и принятие решения за них родителями. В 2023 году в КубГТУ разработали мобильное приложение «УНИК», призванное помочь школьникам определиться с профессией и выбором вуза. РБК+Юг и Северный Кавказ в проекте «PROНаука» выяснял, как это приложение может стимулировать школьников к осознанному выбору карьеры и какие профессии сегодня привлекают молодежь Юга России.


Выбрать правильно

— Два года назад вы со студенткой КубГТУ разработали прототип мобильного приложения «УНИК», которое призвано помочь школьникам определиться с будущей профессией и выбором вуза. Проект стал победителем конкурса «Студенческий стартап» и получил грант в 1 млн руб. Почему возникла такая идея?

— Идея создать приложение появилась давно, поскольку мне интересна тема профессиональной ориентации. Я считаю, что важно правильно направлять школьников в профессиональном плане, ведь далеко не все дети понимают важность выбора будущей специальности. Зачастую решающее слово принадлежит родителям. Они порой навязывают свое видение ситуации. Однако есть много примеров, когда, вопреки рекомендациям родителей, молодые люди добивались успеха.

Для того чтобы развивать эту тему, мне хотелось создать что-то новое. Нашлась студентка, которая тоже была увлечена этой проблематикой. И я решила создать мобильное приложение. Выбор формата приложения, а не сайта, связан с ориентаций на удобство молодежи. Мне бы хотелось, чтобы платформа была удобна именно для школьников, потому что это определенное поколение, которое по-другому воспринимает информацию. Очень часто мы слышим, что дети смотрят посты различных блогеров. В этом мобильном приложении реализовано такое направление, как образовательный блогер, ведутся определенные съемки в каждом из вузов Краснодарского края. Мне бы хотелось, чтобы дети, рожденные в регионе, оставались здесь, трудились и приносили пользу нашему краю. Поэтому мы хотим популяризировать наши вузы.

В мобильном приложении доступен калькулятор ЕГЭ. По нему можно определить, куда можно поступить, введя свои выбранные предметы. Это снимает проблему некоторых школьников, сдающих иногда неправильный для себя набор экзаменов или упускающих какой-то предмет. Таким образом школьник может себя направить.

— В какой стадии сейчас находится разработка?

— После получения гранта был создан прототип. Некоторый функционал уже можно попробовать. Но с учетом того, что это приложение, средств гранта недостаточно. Мы не могли его создать без студентов с IT-направлений.

Конечно же, хочется подключить вузы в полном объеме, потому что от них нужна определенная информация, которая будет подана в доступном для школьников формате.

Мы планируем получить дополнительное финансирование через различные грантовые поддержки. Например, мы хотим принять участие в конкурсе на грант губернатора Краснодарского края. Помимо этого, разработкой заинтересовался Кубанский научный фонд.

— Какие специальности сейчас популярны у детей? Какие направления, по вашему мнению, следует развивать на Юге России?

— Два года подряд наша кафедра социологии КубГТУ проводит опросы десятиклассников Краснодарского края. В прошлом году мы опросили около 3 тыс. школьников, в этом году — 12,5 тыс. Общий выпуск десятиклассников в 2025 году составляет 22 тыс. То есть приблизительно половина уже есть. Два года подряд лидирует профессия врача, хотя если открыть спецификацию — это стоматолог. Второе и третье места периодически делят инженеры и IT-специалисты. В этом году один класс Краснодара очень удивил: многие выбирают профессию кинолога. Возможно, сработала какая-то интересная профориентация.

Любопытно еще и то, что парни выбирают высокооплачиваемые и престижные специальности. Это говорит о том, что, наверное, они задумываются о содержании семьи. А девочки выбирают творческие профессии для раскрытия своего потенциала. Я думаю, что это положительно повлияет на развитие креативной экономики нашего региона.

В каждой школе Краснодарского края проводятся уроки профориентации, но сегодня нужно понимать, что нагружать этим учителей будет неправильно. Поэтому в нашем приложении мы планируем показывать истории успеха через представителей разных специальностей. Школьников нужно влюбить в ту или иную профессию, тогда будет результат.

Наставничество и ИИ в науке

— Победы и достижения учеников во многом заслуга их наставников. По вашему опыту, какую роль играет наставничество в образовании?

— Наставничество играет огромную роль, и не только в системе образования. Когда ты студент, тебе нужно найти того самого научного руководителя, который поможет раскрыть весь твой потенциал. И мы понимаем, что очень часто многие студенты теряют интерес, потому что не находят такого человека. Кроме того, сегодня развита система студенческого наставничества. То есть студенты прикрепляются к определенной группе и помогают новичкам правильно влиться в новую среду.

— Какие вы видите плюсы и минусы искусственного интеллекта в научной деятельности для студентов?

— Я считаю, что искусственный интеллект — это однозначный плюс, но есть одно «но». Я бы не рекомендовала школьникам использовать искусственный интеллект без применения живого интеллекта, человеческого. Это подспорье для поиска информации, для его компоновки. Но считать, что можно написать сочинение с применением нейросетей, не читая книг, неправильно. Мне кажется, нужно пользоваться различными чатами, которые помогают генерировать информацию только для того, чтобы собрать как можно больше информации. Поэтому я считаю, что это дополнительный инструмент помощи, но никак не заменяющий настоящий интеллект.

Читайте нас в социальных сетях