Курсы валют
73.20
86.89

Отдых в «цифре»: как цифровизация меняет турсферу Краснодарского края

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
01.06.2021 12:03
В минтуризма Кубани рассказали, как цифровизация повлияла на туристическую сферу Кубани, какие цифровые данные и единые цифровые платформы используют в регионе
Читайте нас на Яндекс.Новости

Цифровизация затрагивает все процессы. Даже государственные структуры активно внедряют современные технологии, налаживают процессы цифровой обработки и предоставления данных. Активно развивается в цифровой сфере и туристическая отрасль. На Кубани уже применяют цифровые данные и используют единые цифровые платформы. Какие данные может получить турист и предприниматель в туристической сфере, выясняла «ДГ. Юг».

По предварительным прогнозам, в 2021 году курорты Краснодарского края примут от 14 до 16 млн туристов. Это меньше, чем до пандемии коронавируса. В 2019 году Кубань посетили 17,3 млн гостей — эта цифра пока остается рекордной. Если в связи с ограничением авиасообщения с Турцией возникнет дополнительный спрос на курорты Краснодарского края, то резервы по приему гостей, сообщают в краевом министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия (далее — министерство), есть. Это касается как средств размещения, так и других объектов туристической и обеспечивающей инфраструктуры: пляжей, достопримечательностей, системы общественного питания, торговли и так далее.

Структура цифровизации

Как пояснили в министерстве, цифровизация туризма включает в себя несколько составляющих. Первый, самый очевидный компонент — это коммуникация с туристами в цифровой среде, информирование о туристических продуктах и объектах с помощью интернета. В 2020 году министерство провело модернизацию туристического портала Краснодарского края. В настоящее время он обладает удобным и современным интерфейсом, который позволяет искать информацию о туристических объектах по различным принципам, позволяет учитывать различия в поведении пользователей портала. 

«Например, можно найти объекты рядом с местом отдыха на карте, или применить тематический принцип, или найти объект по направлению отдыха. Также на портале опубликованы статьи с идеями для путешествий в разное время года и для разных целевых групп (активные туристы, семейный отдых, оздоровительный туризм и прочее). Кроме того, курорты Краснодарского края представлены во всех популярных социальных сетях: Instagram, Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники», а также на видеохостинге YouTube и на блог-платформе «Яндекс.Дзен», — уточнил Евгений Демченко, заместитель начальника отдела информационного сопровождения.

Второй уровень уже чуть сложнее — это создание для туристов удобных сервисов, которые позволяют бронировать отели, приобретать комплексные туристические продукты, а также сопутствующие товары и услуги: билеты на фестивали или концерты, на самолет, поезд или автобус, бронировать посещение экскурсий или развлекательных объектов, заказывать такси или еду и так далее. Все эти сервисы обеспечат комфортную цифровую среды для отдыха. 

«По этому направлению министерство сотрудничает с несколькими партнерами. Прежде всего, с компанией «Яндекс», которая сегодня предоставляет целый ряд сервисов, удобных для использования российскими туристами. Кроме того, в прошлом году министерством подписано соглашение по развитию цифровой платформы RussPass, которая сегодня представляет собой удобный маркетплейс для продвижения комплексных туристических продуктов, в том числе для зарубежной аудитории», — рассказал Евгений Демченко.

Третье направление цифровизации связано с нейросетями, голосовыми интерфейсами, интернетом вещей, беспилотными технологиями и так далее. Их можно внедрять и использовать на базе отелей, но это направление цифрового развития пока находится в экспериментальной стадии. 

«Мы сейчас ведем переговоры с компанией «Яндекс» о реализации в Краснодарском крае концепции «умный отель», которая предполагает внедрение цифровых сервисов и решений на базе пилотного объекта размещения. Предлагаем для отработки несколько экспериментальных направлений: бесконтактную регистрацию, создание на базе голосового помощника специальных сервисов для отеля, применение технологий «умный дом» на базе номеров отеля (управление медиаконтентом, электроприборами, климатической и бытовой техникой), использование беспилотных технологий для организации доставки внутри отеля, рум-сервиса, обеспечения безопасности и прочее, а также локальное использование беспилотных такси», — поделился планами ведомства Евгений Демченко.

Цифра для бизнеса

Еще одно важное направление цифровизации — использование современных сервисов в бизнес-среде индустрии гостеприимства. Сегодня эти технологии активно внедряются на многих предприятиях санаторно-курортной и туристской сфер. Они помогают организовать процессы продажи, бронирования и размещения гостей, автоматизировать процессы, связанные с безопасностью и контролем доступа, и даже управлять зданиями и большими коммунальными объектами.

«Наконец, следует сказать, что уже сегодня цифровые технологии позволяют нам анализировать туристические потоки с использованием современных технологий обработки больших данных (big data). По заказу министерства разработан специальный программный продукт «Цифровой туризм», который позволяет формировать данные о прибывающих туристах, в том числе в разрезе основных курортных территорий, проводить декомпозицию данных по самым различным факторам: по регионам и странам прибытия туристов, длительности пребывания, возрастной группе, полу и другим социально-демографическим данным. Также программа позволяет подсчитывать экономический эффект, анализировать расходы туристов», — уточнил Евгений Демченко, заместитель начальника отдела информационного сопровождения.

Есть несколько важных параметров измерений. Прежде всего, интерес представляет распределение туристических потоков по территории Краснодарского края. Выявление точек наибольшего скопления и, наоборот, туристических дестинаций, которые имеют большой потенциал, но недостаточно посещаются туристами. Эту информацию можно использовать как для подготовки новых инвестиционных проектов, так и в маркетинговой деятельности, подчеркивают в министерстве.

Эти данные, по мнению ведомства, позволят более качественно готовить программы стратегического планирования, инвестиционные проекты, более эффективно проводить маркетинговые программы, направленные на продвижение туристического продукта Краснодарского края. Также данные могут быть полезны при планировании развития комплекса услуг в смежных с туризмом отраслях экономики: транспорте, общественном питании, спорте и торговле.

Революция в туризме

Фактически цифровизация — это вторая большая революция в туризме, которая кардинально меняет отрасль. Первой такой революцией была транспортная, которая произошла в XX веке. Развитие железнодорожного сообщения, сети автодорог, системы морских перевозок, а также появление регулярных пассажирских авиаперелетов фактически привели к созданию индустрии туризма современного формата.

Цифровая революция значительно упростила процессы получения информации и услуг, что особенно актуально во время путешествий. И сегодня благодаря цифровым сервисам турист может чувствовать себя комфортно в чужом городе или даже в чужой стране.

Ковид не помеха

Эпидемиологическая обстановка в Краснодарском крае стабильная. И летний курортный сезон 2020 года, и зимний 2021 года удалось провести без вспышек заболеваемости. В целом отели и гостиницы, предприятия санаторно-курортной отрасли научились работать в таких условиях, рассказывают в министерстве. 

«Этот сезон будем также организовывать с учетом эпидобстановки. Дополнительные меры по борьбе с распространением коронавируса пока не планируются. Будем работать по отработанной и проверенной схеме. Контролировать соблюдение всех антиковидных требований со стороны отелей и гостиниц, объектов потребсферы», — уточнили специалисты ведомства.

Сейчас отели, санатории, пансионаты и другие средства размещения работают в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора. Они предусматривают усиленные меры безопасности при уборке номеров, термометрию на входе в здание, установку антисептиков в местах общего пользования, проведение обеззараживания воздуха, регулярное тестирование персонала средств размещения на инфекцию, а также другие меры. Все процедуры тщательно отработаны еще в течение летнего курортного сезона 2020 года. Высокая степень эпидемиологической безопасности курортов Краснодарского края была подтверждена в ходе зимнего курортного сезона 2020–2021 года.

Отдыхающих по-прежнему просят соблюдать масочный режим и социальную дистанцию в 1,5 метра. Для отдыха в санаториях необходима справка об эпидокружении.

Новые пляжи

В этом году был разработан и уже начал действовать обновленный стандарт пляжей. Он включает общие требования к организации пляжного отдыха, требования по обеспечению безопасности на пляжах, к набору услуг, предоставляемых на пляжах, к внешнему виду и работе персонала, единый архитектурный облик элементов пляжной инфраструктуры. 

В стандарте даны методические рекомендации по трем ключевым направлениям: визуализация, комфорт и безопасность, качество сервиса.

В частности, современные стандарты пляжного отдыха предполагают четкое зонирование, единое стилевое и колористическое решение. Объекты пляжной инфраструктуры, нестационарные точки должны быть оформлены в едином архитектурно­конструктивном решении с использованием элементов брендирования.

«Особое внимание в стандарте уделяется безопасности услуг, которые предоставляются на пляжах. Например, правила работы аттракционов, различных водных развлечений, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья наших гостей при неправильной организации их работы. Это касается и питания: в жаркий день на пляже нужно обеспечить особые условия хранения продуктов, чтобы они не навредили здоровью наших гостей. 

В стандарте заложены высокие требования к организации спасательных служб пляжей. Спасатели должны заниматься только наблюдением за безопасностью отдыхающих. Они не должны выполнять другую работы — сдавать оборудование в аренду или заниматься уборкой — это отвлекает их от основной задачи», — подчеркнули в ведомстве.

Кстати, под особым контролем находится джипинг. На Кубани эти услуги регулируются краевым законом «Об особенностях организации автотуризма, мототуризма на маршрутах повышенной опасности на территории Краснодарского края». Каждый год во время летнего курортного сезона проводятся проверки патрулями межведомственной рабочей группы, в состав которых входят сотрудники регионального министерства, полиции, представители территориального управления Росрыболовства и муниципальных образований. По результатам рейда оформляются протоколы об административных нарушениях, сообщили в министерстве.

В стандарте рекомендуется разработать единую форменную одежду для персонала с логотипом, названием, элементами брендирования. Это позволит легко узнавать сотрудников, отличать их от гостей.

«Мы также рекомендуем внедрять на всех пляжах стандарт позитивной коммуникации, который базируется на таких принципах, как гостеприимность, вежливость, тактичность, коммуникабельность, доброжелательность, терпение, сдержанность, внимательность, корректность. Внедрение такого стандарта достигается обучением персонала, проведением тренингов, закреплением наставников за новыми сотрудниками, повышением требовательности со стороны руководства организаций, оказывающих пляжные услуги», — уточнили специалисты ведомства.

Также рекомендации содержат запреты на размещение в зоне купания пунктов проката маломерных судов, спуск в воду и движение маломерных судов в зоне купания (за исключением спасательных судов), въезд транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей) (кроме специальных транспортных средств) на набережные и пляжи, размещение объектов торговли, предоставление косметических услуг и услуг массажа, плетения косичек, нанесения тату, услуг пилинга рыбками, а также услуг в области фотографии с использованием животных.

Качество пляжей и воды

Современные технологии — лишь одна сторона, которая влияет на уровень спроса. Важным параметром при выборе места летнего отдыха все-таки является качество пляжей и воды. В крае пока ситуация с пляжами очень разная. Это касается как инфраструктуры, сервиса, так и сопутствующих параметров. Чтобы дать какие-то объективные ориентиры для туристов, используются системы классификации пляжей. Принцип здесь примерно тот же, что и при определении звезд для отелей, только пляжи получают флаг определенного цвета.

«Лучшие пляжи Краснодарского края борются за голубой флаг. Это международная награда, ежегодно вручаемая с 1987 года пляжам, вода на которых отвечает высоким стандартам качества и пригодна для безопасного купания. Международные эксперты отбирают претендентов по трем десяткам параметров. Это доступность среды, экология, безопасность на пляжах и многое другое. Номинация «Голубой флаг» находится под управлением Фонда экологического образования (FEE) — некоммерческой и неправительственной организации. Фонд состоит из 65 организаций, находящихся в 60 странах мира. Многие отдыхающие по всему миру руководствуются оценкой «Голубой флаг» при планировании поездки на отдых. «Голубой флаг» присваивается пляжу только один сезон, на следующий его снова нужно заслужить. Впервые шесть сочинских пляжей получили эту награду в 2018 году. С тех пор их число растет каждый год. В сезоне 2020 года «голубой флаг» получил 21 пляж. В 2021 году их число может увеличиться до 30», — рассказали в министерстве.

По российским стандартам добровольную классификацию в 2020 году прошли 82 пляжные территории Краснодарского края. Они получили синие, зеленые и желтые флаги, что соответствует первой, второй и третьей категориям. Наибольшее количество пляжей классифицировано в Анапе, Геленджике, Сочи. Также участие в этой процедуре приняли пляжные территории Туапсинского, Темрюкского, Ейского районов и города Новороссийска.

Евгения Гладущенко

Елена Ищенко, куратор ЦСИ «Типография»

Куратор ЦСИ «Типография» Елена Ищенко рассказала сайту «Деловая газета.Юг» о переезде центра на новую площадку, планах развития этого пространства, стоимости организации выставок,...

Смотреть видеосюжет онлайн

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы