Выбор контрагента — важный шаг в деятельности любой компании. Недостаточная проверка потенциального партнера может привести не только к потере прибыли, но и к отсутствию возможности разрешить дело в свою сторону при обмане из-за несоблюдения «должной осмотрительности» при выборе контрагента. Данное понятие ввели в налоговую практику еще в 2006 году.

Руководитель бухгалтерской фирмы «Кубань Партнер» Вера Сиренко рассказала, какие инструменты можно использовать для проверки контрагента и на какую отчетность потенциального партнера следует обратить внимание.
Основные показатели
Для того чтобы избежать налоговых, юридических и финансовых рисков, руководитель бухгалтерской фирмы «Кубань Партнер» советует проверять контрагентов еще перед началом деловых отношений.
Для этого предприниматель может выяснить:
- Дату и адрес регистрации контрагента. Вера Сиренко подчеркнула, что важно, чтобы на адресе не числилось массовых регистраций других юрлиц;
- Кто является директором компании. Собственникам бизнеса, особенно среднего и малого, важно общаться напрямую во избежание рисков;
- Налоговые данные и проанализировать финансовую отчетность.
«Если компания существует уже несколько лет, то можно запросить баланс. В балансе компании можно увидеть, есть ли основные средства на балансе, товарные запасы, из чего состоит актив баланса, какое числится имущество, есть ли займы, кредиты или кредиторская задолженность и др. Можно также проанализировать, какой размер выручки за прошлый год был у компании. Но в этой сфере с ИП все сложнее, потому что они не обязаны сдавать бухгалтерский баланс», — сказала руководитель «Кубань Партнер».
Если контрагент кажется недостаточно надежным, то при личной встрече у партнера можно запросить некоторые подтверждающие документы. В случае если личная встреча невозможна, вместо телефонного звонка будет лучше воспользоваться видеосвязью.
Инструменты проверки
Для проверки финансовой состоятельности индивидуальных предпринимателей Вера Сиренко рекомендует запросить у контрагента их декларации с отметкой ИФНС, а также проверить остальные критерии на сайте налоговой «Прозрачный бизнес».
Также стоит узнать, были ли в отношении потенциального контрагента исполнительные производства, судебные разбирательства. «Не обязательно проверять только по имени предпринимателя, можно узнать информацию и по связанным компаниям. Потому что может быть и такое, что ИП полгода существует без долгов, а связанные с ним компании, например, где он числится как учредитель или директор — убыточные», — сказала эксперт.
Также для проверки можно использовать следующие инструменты:
- Сведения о регистрации, «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ»;
- Сведения о задолженности по налогам, «Сведения о ЮЛ с задолженностью по уплате налогов и/или без отчетности более года»;
- Дисквалифицировано ли юрлицо, «Реестр дисквалифицированных лиц»;
- Скорое исключение недействующих юрлиц, «Вестник государственной регистрации»;
- Сведения о судебных делах с участием юрлица, «Картотека арбитражных дел»;
- Сведения об исполнительных производствах, «Банк данных исполнительных производств»;
- Сведения о банкротстве, «Единый федеральный реестр сведений о банкротстве»;
Помимо этого, если деятельность контрагента требует наличие лицензии, его можно проверить в следующих реестрах:
- Лицензий в области связи от Роскомнадзора;
- Лицензий на деятельность с опасными отходами от Росприроднадзора;
- Саморегулируемых организаций от Ростехнадзора;
- Лицензий от Роспотребнадзора;
- Лицензий на медицинскую деятельность от Росздравнадзора.
Дарья Коробская