Фото: Артур Шабанский.

Зачем офисные работники отправляются в совместные путешествия на велосипедах

Как технолог из типографии ведет фотолетопись ростовского велодвижения

С наступлением весны на дорогах активизируются не только мотоциклисты и мопедисты, но и велосипедисты. Эти участники дорожного движения передвигаются не только по городу, но иногда и между населенными пунктами. Так поступают и представители ростовских велодвижений «Вело-Grizzly» и «Катаем Сегодня» — обычные офисные работники, превращающиеся в свободное время в спортсменов и преодолевающие порой до 100 километров в сутки.

Технолог ростовской типографии Артур Шабанский состоит в обоих сообществах и ведет собственный проект «Велолица». Велоактивист снимает ростовчан, одетых в экипировку и специальные костюмы, сшитые ими для участия в ежегодном велопараде. Получившиеся снимки фотограф публикует у себя на странице Вконтакте и в увесистом фотокаталоге.

Артур поделился с «Деловой газетой. Юг», как с помощью велосипеда можно «расцветить» серые офисные будни, познакомиться со своей «судьбой», полюбоваться уличным искусством, а также сделать свое хобби источником дополнительного заработка.

Покатушки в Таганрог и Вело-Масленица

По рассказам Артура, в Ростове-на-Дону очень большой выбор велосообществ, и все они предлагают свои интересные решения. Кто-то организует дальние поездки, кто-то – трипы по городу, а в зимнее время ещё и просто пешие прогулки.

«Когда образуется такое сообщество, то с ними очень приятно проводить время. Так, например, ребята даже снимали автобус, чтобы вместе съездить на отдых в Горячий Ключ, прогуляться по пещерам и водопадам…», — приводит пример велоактивист.

Первым в новом сезоне для ростовских велосипедистов стал выезд из Ростова-на-Дону в Таганрог. Одна группа выехала из донской столицы, а навстречу ей, из Таганрога, выехала вторая. Встреча произошла близ станции «Морская», откуда все поехали в Таганрог.

«Конечно, не обошлось без приключений: кто-то проколол колеса об якорцы, кто-то поломался, — рассказывает Артур. – Да, доехали не все. Но те, кто доехал, с большим энтузиазмом поели шаурмы, восстановили свои силы и на электричке вернулись домой».

Важным событием каждого сезона является Вело-Масленица, которая в этом году будет отмечаться в парке Авиаторов 17 марта клубом «Катаем Сегодня». Принять в этом событии участие могут все желающие: возле локации с большими камнями велосипедисты будут печь блины, участвовать в интересных конкурсах и сжигать чучело.

«Обычно кто-то приносит газовые горелки, кто-то – стол, кто-то – воду, самая большая часть реквизита конечно же от самого клуба… Мы приезжаем, проводим мероприятие, отмечаем и потом разъезжаемся по домам. Все выезды привязываются к каким-то праздникам – например, на майские мы едем на шашлыки. Весна – сама красивая пора для велопутешествий, когда все вокруг расцветает: цветут поля и фруктовые деревья», – мечтательно продолжает Артур.

Именно в такие моменты, считает велосипедист, хочется ощутить себя наедине с природой. При этом необязательно ездить куда-то далеко.

Случается, что в велосообществе люди иногда находят свою вторую половинку. Так, одна девушка подружилась с парнем, который подбадривал ее, плетущуюся в конце колонны, во время одной из городских велопокатушек. Другие же муж с женой регулярно приезжают вместе на вело-чаи в Щепкинском лесу и играют на гитаре.

Любование муралами по пути на работу

Артур – обладатель двух велосипедов. Первый, предназначенный для города и собранный на электромоторе с аккумулятором и ручкой газа, велосипедист ласково называл «Теслой». На этом велосипеде Артур может ездить на работу в офисной рубашке и джинсах, не боясь вспотеть или запачкаться.

«На «Тесле» я передвигаюсь по городу, начиная с февраля, когда уже достаточно сухо и тепло. Таким образом, мне удается избежать этой вот «душегубки» в автобусах, этого давления, когда на тебя кто-то кашляет… Ты просто едешь и радуешься…», — передает свой восторг от езды на электровелосипеде ростовчанин.

По дороге на работу на стенах домов Артур даже успевает рассмотреть граффити и муралы, а также запечатлеть на их фоне свой необычный велосипед.

«У нас в городе очень много художников, которые рисуют очень красивые граффити и муралы. По пути я на это смотрю и уже с хорошим настроением приезжаю на работу», — признается велосипедист.

Перекопать город, чтобы было как в Нью-Йорке

Артур считает, что Ростов-на-Дону лишь частично адаптирован для велосипедов, поскольку велодорожки здесь просто нарисованы на асфальте. Для сравнения, на Западе те же велодорожки представляют собой четко выделенные полосы с мягким покрытием.

«Наш город частично адаптирован для велосипедов. В городе есть люди, которые стремятся развить велосипедную инфраструктуру, тот же Дмитрий Гусев со своим велопарадом и велодорожкой на Пушкинской улице… Но у нас очень узкие дороги. Взять тот же Нью-Йорк, где все строго разделяется: полоса автобусная, полоса для машин и полоса для велосипедистов. Чтобы у нас так сделать, надо перекопать весь город. Машины есть у всех — в каждой семье их по две, а дороги не расширяются», — печально вздыхает велоактивист.

Артур отмечает, что в Ростове велосипедистам постоянно приходится оглядываться назад, чтобы их не сбили машины. Именно в этот момент как раз можно угодить в яму или наехать на бордюр.

Съездить на «Ламбе» в Петровку за пирожками с лебедой

Для поездок за город Артур выбирает «Ламбу», красивый оранжевый велосипед с карбоновой рамой. Сегодня цена такого средства передвижения достигает стоимости отечественной подержанной машины – 220 тысяч рублей.

«И это все – цена комфорта. Что особо ценно, когда ты едешь на дальние расстояния. Так, в прошлом году моя самая длительная поездка была в Петровку – 120 километров от Ростова. Мы как-то решили туда съездить, чтобы просто поесть пирожков с лебедой. Там около церквушки сидят бабушки и продают пирожки собственного приготовления», — продолжает свой рассказ Артур.

По пути велосипедисты останавливались в Юдино, где также есть на что посмотреть  — красивый пруд и сосновый бор.

Бескамерные покрышки – без пробоев

Летом 2022 года Артур и сотоварищи выбирались на велосипедах с палатками и рюкзаками в Белую Калитву, которая находится примерно в 200 километрах от Ростова-на-Дону. Но добрались туда не все – кто-то прокалывал шины, кто-то увязал в песках  — север Ростовской области весьма песчаный.

«В этом случае важно, какие покрышки ты выбираешь. Для выезда за город нужен горный велосипед. На спортивных же велосипедах, что с тонкими колесами, которые зовутся шоссейниками, можно погонять по трассе по 100-150 километров в день, а иногда для профессионалов даже до 300 километров! Так, легко можно оказаться где-нибудь в Кранодарском крае…», — отмечает Шабанский.

С 2023 года велосипедист перешел на бескамерные колеса и перестал испытвать сложности с проколами шин: во время прокола из шины лишь сочится специальный герметик, закрывая прокол и велосипед продолжает ехать по бездорожью.

Видеть впереди лишь спины коллег?

По наблюдениям Артура, поездки на дальние расстояния «заходят» далеко не всем. Как показывает практика, на городские «покатушки» собирается намного больше участников (до 70), чем на загородные (обычно до 15). И этому есть логичное объяснение: не все способны выдержать продолжительные переезды, не все желают физически вымотаться в поездке вдоль пыльной обочины, видя впереди себя лишь спины других велосипедистов.

«Велоспорт – это, прежде всего, про физическую подготовку. Некоторые, конечно, «работают на результат»: они «парятся» над результатами программ, включают трекеры расстояния, пульса и калорий… Я тоже первые полгодика записывал результаты, а потом понял: все это отвлекает от единения с природой, от всего прекрасного вокруг. Просто – бери и езди!», – советует всем велосипедист.

Сегодня Артур в своих поездках делает акцент на фотографии – ему хочется показать всем, какие места он увидел за день – будь то рисунки на стенах, деревья, поля или сельские дома. Одними из самых красивых мест на донской земле фотограф считает каменные карьеры, которых так много в Каменском районе Ростовской области.

«Эти карьеры давно заброшены и заполнены прозрачной бирюзовой водой. Местные туда приезжают, чтобы отдохнуть и искупаться в жару. Мы тоже строим свой маршрут так, чтобы проехать через них.  Также мы любим пейзажи с ветрогенераторами близ станции Лихая – там открываются поистине потрясающие виды!».

Цена комфорта – до 70 тысяч рублей

По подсчетам велоактивиста, на покупку велосипеда и снаряжения для покатушек за город нужно располагать суммой примерно в 70 тысяч рублей. В этот ценник войдет сам велосипед, перчатки, насос, фары для вечерних поездок, очки для защиты глаз и шлем

«Я веду проект «Велолица» и замечаю, что очень многие ездят на велосипедах без шлемов. Для кого-то это неудобно, для девушек – некрасиво, у них прическа… Но все забывают про свою безопасность, которая превыше всего.  Когда у меня только появился первый велосипед, то катаясь по горкам в ботаническом саду, я неудачно приземлился. Но спасибо шлему, который был на голове – он меня спас», — признается велосипедист.

Артур отмечает, что несмотря на западные санкции, найти оригинальные немецкие и американские комплектующие для велосипеда все еще можно. Однако европейские бренды сегодня заменяются азиатскими. Китай, по мнению велосипедиста, по уровню качества исполнения реплик известных мировых брендов уже превзошел многие страны. Настолько, что порой даже незачем платить большую сумму за оригинал.

«Это хобби может быть не совсем дорогим, если обращаться к профессионалам. Даже за небольшой бюджет можно подобрать компоненты, которые будут достаточны для того, чтобы кататься. Самое главное – не сколько денег ты вложил, а насколько удобный для себя велосипед ты приобрел. Выбираешь себе размер велосипеда под свой рост – S, M или L, а остальное уже по удобству», — советует специалист.

Хобби, приносящее доход

Поставить на коммерческие рельсы свою деятельность организаторы велосообществ Ростова-на-Дону не спешат, поскольку «это больше для души». Это, когда ты можешь в свободное время найти себе компанию для путешествий, проложить новые маршруты в городе или регионе, в свое удовольствие пообщаться на природе с такими же увлеченными как ты людьми.

Однако в случае запроса на корпоративные выезды, считает Артур Шабанский, никто не откажет тебе в проведении таковых. Просто не все знают, что существуют велопутешествия по Ростовской области. В доставку еды на велосипеде Артур тоже устроиться не хочет, поскольку работает на основной работе технологом в типографии, и эта работа его вполне устраивает.

«Велосипед для меня — чисто хобби, мне не нужно думать о каком-то заработке или переживать. Я сажусь на велосипед и еду отдыхать, путешествовать. Иногда хочется встретить своих друзей-велосипедистов, попить чаю, заказать шавуху…», — мечтательно рассказывает ростовчанин.

Монетизировать же пока у Артура получается лишь то, что он делает лучше всего – профессиональные фотографии велосипедистов и фотокаталогии с портретами участников велодвижения. Попасть в эти фотокаталоги желает каждый велосипедист – будь то спортсмен или просто участник костюмированного велопарада. 

Так, за 2023 год Артур сделал 109 портретов ростовских велосипедистов. Каждому из них посвящена отдельная страница его авторского фотокаталога. Стоимость такой брошюры, собственноручно сверстанной, напечатанной и скрепленной пружиной фотографом,  — 1000 рублей. За все время увлечения фотосъемкой и велосипедами Артур издал 25 различных каталогов, которые были раскуплены участниками велодвижения.

Анастасия Талызина, Дарья Храмочкина

Новости