Фото: предоставлено Романом Саблиным.

Как организовать работу устойчивого офиса: рецепт от «Зеленого Драйвера»

Экотренер Роман Саблин рассказал о главных составляющих «зеленого» офиса

Сегодня российские компании, которые следуют принципам экологичности и устойчивости, могут рассчитывать на определенные преференции от государства. Так, организации, выпускающие товары из переработанных отходов, могут получить субсидию, составленную из средств, поступивших в бюджет от экологического сбора. В данном случае размер господдержки определяется количеством переработанного мусора.

Те же организации, которые организуют у себя на территории «зеленый» офис, могут участвовать в тендере на устойчивые цепочки поставок для крупных заказчиков. Более того, такой экоофис может стать значимым преимуществом компании в погоне за современными квалифицированными кадрами, которые сегодня зачастую разбираются в экоповестке: сортируют дома отходы, посещают магазины продуктов «без упаковки» и свопы одежды, а также предпочитают брать на работу обед в многоразовом ланч-боксе, а в кафе приходят со своей металлической термокружкой.

Фото: предоставлено Романом Саблиным.

Экологист, первый в России тренер по экологичному образу жизни, автор книги «Зеленый Драйвер. Код к экологичной жизни в городе» Роман Саблин рассказал «Деловой газете. Юг», каким параметрам должны отвечать офис или предприятие, чтобы считаться «зелеными», или, как сейчас принято говорить, устойчивыми.

— Роман, есть какие-то общие рекомендации для среднестатистического офиса, как ему стать устойчивым? Вот сидят люди за компьютерами с утра до вечера и даже не задумываются порой об «офисной экологии» — о том, как обустроить свое рабочее пространство наилучшим образом…

— Тут важно смотреть на то, что оказывает нагрузку на окружающую среду. В офисе в этом плане всегда есть несколько направлений. Первое — это мусор: мы думаем, как сократить количество этого мусора и как сдать его в переработку.

— Переработка мусора — это отдельный и далеко не дешевый процесс…

— Разделение сбора отходов — это второй этап на пути к устойчивому офису. Потому что разделение сбора — это не панацея. Это все равно затраты на «привезти», «увезти», «переработать»… Поэтому мы смотрим на то, как мы можем количество этого мусора снизить. И здесь в том числе имеет место некоторая денежная экономия.

Фото: предоставлено Романом Саблиным.

— Как можно сократить количество производимого сотрудниками мусора?

— Речь идет о таких базовых вещах, как замена одноразовых стаканчиков, то есть замена всех расходников на что-то многоразовое. Например, стаканчики у кулера для гостей заменить на многоразовые кружки и стаканы, которые моются. И даже если в офис покупается посудомоечная машина, то она окупается со временем.

— Как насчет обедов в офисе? Какую посуду советуете для использования на работе?

— Одноразовая посуда тоже заменяется на многоразовую. Сотрудникам офисов, где есть кухня или даже просто стоит микроволновка, рекомендуется приносить еду в многоразовом ланч-боксе. Разогревать одноразовую посуду в микроволновке, особенно если пластик шестого типа, очень вредно — происходит излучение вещества. Я не особо люблю страшилки, но если вы в течение нескольких лет будете регулярно употреблять еду, разогретую в микроволновке в не приспособленной для этого емкости, то может развиться рак. А вот многоразовые ланч-боксы — это пластик пятого типа, полипропилен. Он как раз вроде считается более безопасным. Хотя лучше всего, конечно, стекло.

Фото: предоставлено Романом Саблиным.

— У нас в редакции некоторые журналисты любят не включать верхний свет и используют только лампы или вообще обходятся светом, исходящим от экрана монитора… Как в офисе можно еще сократить потребление электроэнергии?

— Энергосбережение — это история про выключение верхнего света, когда он не нужен. Освещение можно зонировать или выключать весь свет одной кнопкой, когда все уходят. Можно установить датчики движения в туалете или в зонах коридора, где постоянно забывают выключать свет. Ставишь датчик стоимостью 500 рублей, и через несколько лет (или раньше) он себя окупает.

— Давайте перейдем дальше по офису. Ксерокс, принтер, МФУ…

— Офис, безусловно, много денег тратит на бумагу. В концепции устойчивости же это безбумажный офис, электронный документооборот. То есть здесь мы максимально уходим в «цифру». Например, уже много лет у меня в команде действует электронная подпись — мы 80% договоров подписываем электронно, через СБИС. Это очень удобно, и плюс это экономит деньги, потому что не надо печатать и отправлять за 600 рублей СДЭКом в одну сторону пакет документов. А сейчас еще и цены на картриджи, да? То есть можно по минимуму печатать. Так, мой бухгалтер сдает всю отчетность электронным образом через СБИС. Не нужно ничего печатать — это время и деньги.

— Еще дальше по коридору — туалетная комната. Как сократить потребление воды в офисе?

— Водосбережение — важный момент. Важно, чтобы не было протечек. Поэтому нужно регулярно смотреть за состоянием сантехники, чтобы вода не текла зря. Для этого как раз хорошо работает система навигации, система экоинфографики в фирменном стиле, которую вы можете либо в интернете найти, либо сами нарисовать — какие-то небольшие стикеры, наклейки в туалете. С юмором, а не в назидательном тоне — не в советском стиле.

Фото: предоставлено Романом Саблиным.

Есть унитазы с двумя режимами слива, с двумя кнопками… Но у нас мало кто этим пользуется, мало кто вообще задумывается, что можно сэкономить. Поэтому хорошо бы приклеить над унитазом соответствующие стикеры — можно сэкономишь для планеты шесть литров воды.

— Как наладить работу экологичного офиса на постоянной основе, чтобы это не было временным «поветрием»?

— Обязательно должно быть экопросвещение, развитие «зеленой» корпоративной культуры, эковолонтерство. Все, что я перечислил, не будет работать, если люди не будут вовлечены, если периодически не будет загораться зеленая кнопка, когда они принимают какие-то решения. Нужно, чтобы в коллективе были люди, как мы их называем, «зеленые» амбассадоры, или внутренние экоактивисты, экологисты. Люди, которые поддерживают принципы устойчивости, которые в курилках обсуждают не только политику, но и то, кто куда и что сдает на переработку, куда поехать отдохнуть экотуристам или поволонтерить.

— Наверняка сотрудникам будет сложно себя перестроить?

— Все наши рекомендации нацелены на изменение бизнес-процессов и привычек. Нужно время, чтобы привыкнуть к этому. Поэтому нужны люди внутри, которые будут это поддерживать. Да, не все находятся в экологическом контексте, но есть и те, кто говорит: «Ребят, мы не используем в нашем офисе одноразовую посуду, потому что мы за экологию».

ЧЕК-ЛИСТ ПО СОЗДАНИЮ ЭКОЛОГИЧНОГО ОФИСА ОТ ЦЕНТРА СОДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ИНИЦИАТИВАМ «ЭКОМОСТ»

Дарья Карманова, директор РРОО «Центр содействия экологическим инициативам «Экомост»

  1. Замена всего одноразового многоразовым: и сотрудникам компании, и гостям офиса лучше пользоваться только многоразовой посудой, никаких пластиковых или бумажных стаканчиков.
  2. Ресурсосбережение: использование двусторонней печати по умолчанию, автоматизированные системы включения воды и света. Своевременное отключение воды и электроэнергии положительно отразится на счетах.
  3. Управление отходами предполагает раздельный сбор как бытового мусора (пластика, бумаги – всего, что может образовываться в офисе или на предприятии), так и опасных отходов (батареек, аккумуляторов и ртутных ламп освещения).
  4. Экологичность закупок для офиса: например, приобретение бумаги, сертифицированной по «лесному стандарту», обмен документами с контрагентами по системам электронного документооборота.
  5. Пространство офиса, безопасное и комфортное с точки рения освещенности, проветриваемости, озелененности и уровня шума – это тоже часть экологичности офиса.
  6. «Зеленая» корпоративная культура: экологическое просвещение сотрудников и волонтерство, например, выезд коллектива компании на высадки саженцев деревьев и субботники.

«Посмотрите на все свои бизнес-процессы и оцените, насколько вы много ресурсов тратите нерационально, насколько негативно или наоборот позитивно влияете на окружающую среду вашей деятельностью, насколько экологична культура организации. Исправив недочеты и усилив «зеленые» начинания, вы сможете в перспективе пройти добровольную сертификацию, как «зеленый офис» или опубликовать нефинансовый ESG-отчет. А наличие таких сертификатов и отчетности даст преимущества в тендерах на оказание услуг и или право поставок для крупных заказчиков, ориентированных на зеленые ценности», — советует Дарья Карманова.

Анастасия Талызина

Новости