На Юге России до 1 марта 2026 года ожидают бум регистраций иномарок в реестре такси. Именно с этой даты вступает в силу закон о локализации такси N 116-ФЗ от 23.05.2025. Об этом «Деловой газете.Юг» рассказал председатель общественного совета по развитию такси в Краснодарском крае Петр Петров.
Регистрация в реестре и смена авто
«В любом регионе России закон о локализации такси отразится на развитии отрасли негативно. Ожидаем ажиотаж по внесению в реестр до марта 2026 года тех машин, которые могут попасть под локализацию. Те автомобили, которые зарегистрированы в реестре такси, они никуда не денутся. Они будут дорабатывать свой срок службы, пока не лягут на четыре колеса», — отметил эксперт.
По словам Петра Петрова, помимо всплеска регистраций в реестре также будет наблюдаться бум операций по смене автомобилей на новые модели.
«К примеру, я ездил на «Солярисе», но давно хотел пересесть на «Киа К5», когда накоплю денег. Сейчас этот процесс будет происходить быстрее», — пояснил эксперт.
Какие точно марки автомобилей попадут под локализацию, пока назвать нельзя, поскольку Минпромторг РФ пока еще не обнародовал этот список. По словам председателя общественного совета по развитию такси на Кубани, перечень будет опубликован не позднее конца текущего года.
«Еще до принятия законопроекта о локализации такси представители отрасли подписали многочисленные петиции о его пересмотре, так как сейчас на данный момент под этот закон подходят лишь автомобили «АвтоВАЗа». Было много предложений о том, чтобы расширить этот список либо сделать какие-то другие пересчеты баллов, чтобы попасть в список. К сожалению, все это было безуспешно», — рассказывает Петр Петров.
Эксперт отметил, что после вступления закона в силу под «комфорт-классом» в России будет пониматься автомобиль Lada Vesta, под «комфорт плюс»» — Lada Aura. Такси «бизнес-класса» в стране как такового и вовсе не будет.
Цена за 1 км пути должна стоить как 0,5 л бензина
Петр Петров рассказал, что на прошедшей 29-30 мая 2025 года в Екатеринбурге конференции «Современное такси» говорилось, что тарифы на такси в России меняться в ближайшее время не будут и останутся на уровне 20-25 рублей за один километр.
«При том, что литр бензина стоит 65 рублей, если брать 95-й. Стоимость проезда должна равняться хотя бы половине стоимости бензина, тогда это будет целесообразно. Во многих странах цена литра бензина равна стоимости километру пути», — отмечает эксперт.
При этом, продолжает специалист, в России еще остается институт «бомбил», или как их еще называют лицензированные такситы, — «зазывал». Большая часть этого «серого рынка» такси работает на вокзалах и в аэропортах и является конкурентами агрегаторов такси, устанавливая тарифы, схожие по величине с тарифами агрегаторов. «Бомбилы» могут не поднимать тариф, поскольку они и так в прибыли — им не нужно платить налоги или оформлять необходимые документы.
По мнению другого специалиста — представителя Общественного Совета по развитию такси в городе Сочи и Краснодарском крае Антона Цыбульникова, стоимость поездки на такси в 2025 году может вырасти на 30%, пишет РБК Краснодар. Что эксперт связывает с отсутствием серьезного притока новых машин, сезонными факторами и эффектом отложенного спроса.
«Количество новых машин сейчас добавляться не будет — и по всей России, и в Краснодарском крае в том числе. При этом в Сочи и в Краснодаре таксопарки, работающие с прибылью, можно пересчитать по пальцам. Дефицит водителей тоже присутствует», — отметил Антон Цыбульников.
По его словам, цены на такси в Краснодарском крае также во многом будут зависеть от того, каким будет летний туристический сезон. Может сложиться ситуация, что отпускной сезон может стать чуть более сжатым по времени, но сжатость спровоцирует спрос, причем он будет отложенным и с накопленным эффектом. Именно в таком случае рост цен в среднем по году может и превысить 30%.
Анастасия Талызина