Фото: Егор Новиков.

В Ростове показали восстановленные советские монументальные мозаичные панно

В донской столице открылось арт-пространство «Культмассовка»

На культурной карте Юга, в Ростове-на-Дону, открылось социокультурное пространство «Культмассовка». В день открытия здесь прошла выставка монументального искусства «Плоскость времен», где были представлены мозаики, витражи, гобелены и керамика. Площадка стала новым «домом» для восстановленных мозаичных панно советского времени».

Автор проекта Людмила Белова рассказала «Деловой газете.Юг», почему ей небезразличны советские мозаики, как они связаны с ее детством, зачем она вкладывает свои средства в их восстановление и создает арт-пространство для художников-монументалистов.

Советские остановки как арт-объект

Арт-пространство разместилось в здании бывшей швейной фабрики 1969 года постройки на проспекте Шолохова, 52. На увлечение советской мозаикой собственницу площадки Людмилу Белову вдохновили яркие мозаичные автобусные остановки серых шахтерских городков Ростовской области, где она провела вое детство. Недавно внимание куратора привлекло мозаичное полотно 70-80-х годов прошлого века, которое ранее украшало стену бывшей текстильной фабрики в подмосковном городе Озеры.

Фото: Егор Новиков.

На нем изображен советский «знак качества», красная звезда, серп с молотом и белый голубь. Людмила приобрела мозаику и дала ей вторую жизнь в стенах «Культмассовки». Восстановлением занялась известный ростовский мозаичист Марина Яблонская. Вскоре коллекция пополнилась еще двумя советскими мозаичными панно.

Отметим, что в последние годы в Ростове-на-Дону силами «Том Сойер Феста» идут восстановительные работы на мозаичных объектах: скульптуре «Рыбка и волна», фонтане «Лиры», бывшем ресторане «Балканы». Ведется речь и о реставрации мозаичных панно в подземных переходах.

Из директора ночного клуба – в директоры арт-пространства

Ныне основательница арт-пространства раньше владела популярным развлекательным клубом «Эмбарго на левом берегу реки Дон, куда до сих пор приезжают все знаменитые исполнители.

Со временем приоритеты предпринимательницы изменились: клуб был продан, а сама Людмила прошла курс терапии творчеством и стала мультимодальным терапевтом в области выразительных искусств, изучающим взаимодействие арта с психикой человека.

Фото: Егор Новиков.

«Такие арт-практики помогают людям перезагрузиться, что особенно важно сегодня, когда мы переживаем непростое время. В Москве, где я училась, такой подход очень популярен: человеку для счастья нужно быть выраженным и быть услышанным. Я хочу, чтобы моя площадка продвигала эту идею», — отметила Белова.

Выставка-перфоманс

На двух этажах пространства открылась и однодневная выставка монументального искусства «Плоскость времен», где были представлены мозаика, гобелен, витраж, керамика и папье-маше ростовских авторов: Виктории Белокобыльской, Михаила Абрамова, Татьяны Казанцевой, Елизаветы Новосельцевой, Варвары Вивик, коллекционера и реконструктора  Андрея Зинковского.

Гостей встречали соками-водами из советских разноцветных колб. Продавщица в чепчике и с ярко-накрашенными улыбающимися губами разливала «тархун», «дюшес» и морс. Аккомпанементом звучали треки, порциями выдаваемые диджеями с виниловых дисков через советские колонки «Эстрада», тоже ставшие частью экспозиции.

Фото: Егор Новиков.

По залам «руки в брюки» расхаживали «двое в кепках» и костюмах-двойках – никак граждане Союза советских социалистических республик. Еще двое аутентичных советских «фотографа» снимали посетителей выставки на пленочные фотоаппараты, в то время как посетители снимали их – представителей ушедшей эпохи.

Кража работ перед открытием выставки

Выставка успела «нашуметь» еще перед открытием. Во время подготовки две мозаики Егора Снесарева (сын знаменитого ростовского мозаичиста, автора монументальных скульптур «Древо жизни» и «Рыбка и волна» Геннадия Снесарева) украдены неизвестными — прямо во дворе мастерской художника. До этого эти работы на протяжении 20 лет пролежали в темном углу, дожидаясь своего часа.

Фото: Егор Новиков.

«Эти мозаики были созданы в переходный период, между Советским Союзом и Россией. В одной из работ есть свои технологические моменты: битое стекло покрашено с обратной стороны. Белого цемента не было, поэтому я искал особые сочетания. Со временем цемент где-то забрал на себя краску. Вторая работа, «Синяя птица», выполнена из советской смальты, выпускаемой некогда модулями 5 на 5 см. Ее можно было колоть на более мелкие кусочки. Двадцать лет прошло – до сих пор держится», — рассказал автор.

Другими «ответственными за керамику» в экспозиции стали участник нонконформистских течений изобразительного искусства 80-х годов Михаил Абрамов и куратор арт-резиденции в селе Новониколаевка Ростовской области Виктория Белокобыльская.

Фото: Егор Новиков.

Художник и куратор Татьяна Казанцева представила на выставке витражи из поперечных кусочков стекла и бетона, а также два гобелена из триптиха «Женщина. Город. Цветы» — «Город» и «Возвращение». Третья работа была подарена Ростовскому музею ИЗО

«У меня был долгий творческий перерыв по отношению к гобеленам. Но потом я доделала и третью часть. Приятно, что прошло какое-то время, и серия снова актуальна», — поделилась Татьяна Казанцева.

Антиквариат и керамика

Реконструктор и коллекционер Андрей Зинковский, большой поклонник виниловых пластинок и антикварных вещей советского времени, предоставил для выставки образцы советской чеканки с изображением фигур красноармейцев, которые стали украшением лестничного пролета, ведущего на второй этаж здания. Советские колонки и колбы для сока – тоже из его частного собрания.

Фото: Егор Новиков.

Еще одна участница выставки, представительница молодых деятелей арт-сцены 10-х годов стала современная художница, иллюстратор и керамист Варвара Вивик, переехавшая из Ростова-на-Дону в Санкт-Петербург.

Фото: Егор Новиков.

Сейчас в планах собственницы «Культмасовки» — устраивать творческие коллаборации, просветительские мероприятия и фестивали.

«Развитие — процесс нелинейный, у него нет сроков и рамок. Главное условие — наличие творящего пространства в широком смысле, в котором творец и зритель объединены», — рассказала Людмила Белова.

Фото: Егор Новиков.

Информационный обзор редакции

6+

Анастасия Талызина

Читайте нас в социальных сетях