Новый тариф: почему в Краснодаре увеличили стоимость проезда в транспорте
пресс-служба администрации Краснодарского края

Новый тариф: почему в Краснодаре увеличили стоимость проезда в транспорте

В Краснодаре с 12 мая проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях МУП «КТТУ» подорожает до 30 рублей. Власти города и сотрудники предприятия рассказали о причинах повышения тарифа

В Краснодаре с 12 мая повысится тариф на перевозку пассажиров и багажа на автобусах, троллейбусах и трамваях МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» (КТТУ). Проезд подорожает на 2 рубля – с 28 до 30 рублей. 

Такая стоимость, как рассказал директор департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации города Владимир Архипов, является экономически обоснованной. Соответствующее заключение в марте подготовило городское управление цен и тарифов. Документ составляли на основе данных о финансовой деятельности предприятия.

«Согласно заключению, экономически обоснованный тариф для трамваев, автобусов и троллейбусов МУП «КТТУ» составляет 30 рублей. Более 55% основных затрат, заложенных в этом тарифе, приходится на фонд оплаты труда и отчисления в различные социальные фонды. Далее идут расходы на электроэнергию, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также расходы на ГСМ и другие общехозяйственные нужды. Новый тариф позволит с 1 июня проиндексировать зарплату сотрудникам предприятия на 4,9%», — сказал Архипов.

Подробнее о причинах повышения

Как отметил руководитель департамента, в целом уровень роста тарифов на муниципальном транспорте связан с инфляционными процессами, повышением цен на различные услуги и материалы, в частности увеличением стоимости электроэнергии. Он напомнил, что последний раз тарифы МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» увеличивали в июле 2019 года. Тогда стоимость проезда также выросла на 2 рубля – с 26 до 28 рублей. В 2020 году тариф не менялся. Однако за этот период изменились показатели предприятия по доходам, расходам и перевозкам.

«Что произошло за 2020 год? Во-первых, по разным причинам на 29% упал пассажиропоток. Также по сравнению с 2019 годом на 25%, или на 774 млн рублей, упали доходы предприятия, в том числе из-за снижения пассажиропотока. Если мы отдельно сравним первый квартал 2019 и 2021 годов, то у нас пассажиропоток снизился на 17%, в данное время он не восстановился. Тенденция снижения продолжается. Мы считаем, что на уровень, который был в 2019 году, мы снова не выйдем», — прокомментировал главный инженер МУП «КТТУ» Геннадий Фролов.

Он добавил, что в 2019 году себестоимость перевозки одного пассажира, рассчитанная без амортизации, составляла 25,4 рубля, а затем 28 рублей. За 2020 год эта цифра составляла уже 32,95 рублей.  Амортизация не включается в тариф МУП «КТТУ» благодаря тому, что подвижной состав предоставляется за счет бюджетных средств. «В четвертом квартале 2021 года в целом себестоимость перевозки одного пассажира без амортизации составила 30,2 рубля. По каждому виду транспорта себестоимость разная, потому что это расходы на обслуживание самого подвижного состава, которые делятся на пассажиропоток. И если у нас больше всего пользуются трамваем, то здесь себестоимость выше», — объяснил Фролов.

В свою очередь заместитель начальника управления цен и тарифов администрации Краснодара Евгений Романков также подчеркнул, что новый тариф в 30 рублей экономически обоснован. 

«Финансовые ресурсы, которые задействует предприятие, не позволяют покрыть все затраты и негативным образом влияют на его деятельность. Хотелось бы еще раз отметить, что в состав тарифа не вошли амортизационные отчисления — это деньги на восстановление транспортных средств, которые были переданы предприятию на право хозяйственного ведения.  Тариф в 30 рублей даже не является рентабельным и не соответствует тем нормативам, которые предусмотрены рекомендательными документами Министерства транспорта РФ. Он лишь небольшая буферная зона, которая позволит снивелировать негативные последствия от сокращения пассажиропотока», — сказал он.

Повышение тарифа, отмечает Фролов, позволит предприятию не допустить возникновения просроченной задолженности. Так, по итогам 2020 года МУП «КТТУ» смогло избежать наращивания кредиторской задолженности. Это стало возможным благодаря тому, что предприятие совместно со структурными подразделениями мэрии привлекало все возможные меры поддержки. В частности, организация получила субсидию в размере 98 млн рублей на сохранение занятости, 11 млн рублей — на дизельное топливо на автобусных маршрутах. Также предприятие взяло кредит в банке в размере 388 млн рублей.

«Эти деньги позволили предприятию отработать в тех непростых условиях без наращивания кредиторской задолженности. Тем не менее, предприятие свои платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также страховые взносы практически выполнило. Был перечислен налоговый сбор 97% от 2019 года, то есть поступление в бюджеты и страховые взносы уменьшилось всего на 7%», — сказал он.

Однако, по словам Фролова, при сохранении тарифа на уровне 28 рублей, на 1 июля 2021 года у предприятия уже могла бы образоваться кредиторская задолженность на сумму 43 млн рублей, а на конец года рост кредиторской и просроченной задолженности составил бы 200 млн рублей. 

В числе причин повышения тарифа на проезд — снижение заработной платы и численности персонала. Как отметил главный инженер предприятия, такая тенденция наблюдалась в 2020 году. За прошлый год коллектив уменьшился на 139 человек, в первом квартале 2021 года –  еще на 62 человека.

В 2020 году средний уровень заработной платы кондукторов составил 22 тыс. 470 рублей, водителей – 32 тыс. 530 рублей, рабочих – 25 тыс. 882 рубля. «Сильнее всего провалилась заработная плата у кондукторов, потому что они больше привязаны к сдельным показателям, то есть к тому, сколько пассажиров они обслужили. Сейчас нам нужно проиндексировать заработную плату хотя бы на уровень инфляции. В июне мы планируем повышение заработной платы работников КТТУ на 4,9%», — уточнил Фролов.

Также повысились цены на различные услуги и материалы, которыми пользуется предприятие для обеспечения бесперебойной работы подвижного состава. «В 2020 году произошел рост тарифа на электроэнергию на 7%,  шины подорожали на 15%, металл, арматура и прочие материалы – более чем на 20%. Запасные части и материалы, исходя из этого, тоже растут. Уже сейчас мы должны выходить на экономически обоснованный тариф, на стабильную работу предприятия», — заключил Фролов.

МУП «КТТУ» функционирует с 1990 года. Организация много лет работала в убыток. Наиболее сложная ситуация на предприятии была в 2017 году, на 1 января общая кредиторская задолженность составляла порядка 800 млн рублей. Тогда власти города погасили ключевые долги организации. 

В 2019 году город при поддержке властей Краснодарского края запустил масштабную программу по обновлению подвижного состава КТТУ, Краснодар получил из бюджета региона 1 млрд рублей на обновление парка трамваев. Закупили 27 односекционных трамваев и четырех трехсекционных. В 2020-2021 годы на приобретение новых трамваев направили еще 2 млрд рублей. Всего в течение трех лет Краснодар приобретет более 100 новых вагонов.

Также обновляют парк троллейбусов. В 2019 году КТТУ закупило 12 новых машин с автономным ходом. В 2021 году на базе предприятия начали самостоятельно собирать  троллейбусы на 110 мест. Собственная сборка троллейбусов для города позволяет экономить бюджетные средства, создавать квалифицированные рабочие места. В год планируют собирать порядка 20-30 машин. В целом перед городом стоит задача обновить 143 единицы подвижного состава в КТТУ.

Как сообщал сайт «Деловая газета.Юг», в январе 2020 года в Краснодаре с 28 до 30 рублей начали увеличивать тарифы на маршрутах, обсуживаемых коммерческими перевозчиками. Такое решение владельцы транспортных предприятий объяснили ростом цен на ГСМ, запасные части, обслуживание техники, а также снижением пассажиропотока в условиях пандемии коронавируса.

Новости