В Краснодаре отправили на доработку проект новой трамвайной линии
фото: krd.ru

Концессия на трамвай: Краснодар хочет привлечь 33 млрд рублей на 71 км новых линий

Трехсторонние концессионные соглашения о развитии трамвайного сообщения планируют заключить власти Краснодара с банками ДОМ.РФ и ВЭБ.РФ, в их рамках в городе собираются построить 71 км новых линий

Власти Краснодара планируют заключить два концессионных соглашения на строительство 71 км новых трамвайных линий. Подписание документов ожидается до конца 2022 года, об этом сообщил директор департамента транспорта и дорожного хозяйства мэрии краевого центра Владимир Архипов на совещании депутатов Гордумы.

Он уточнил, что соглашения будут трехсторонними, участие в подписании примут администрация Краснодарского края и ДОМ.РФ и ВЭБ.РФ, последние будут выступать кредиторами и концессионерами. Участие властей региона, пояснил директор департамента обусловлено тем, что платежи в рамках концессии будут осуществляться за счет субсидий из краевого бюджета.

С ДОМ.РФ, по словам Владимира Архипова, обсуждается возможность продления трамвайной линии в микрорайон Гидростроителей, а также в направлении улицы Домбайской с последующим строительством ветки до улицы Багряной и далее до Восточного обхода. 

«В рамках данного концессионного соглашения планируется строительство более 35 км трамвайных линий, отдельное трамвайное депо на улице Багряной, диспетчерский пункт, строительство более 14 км новых автомобильных дорог, подземных пешеходных переходов и двух путепроводов через железные дороги. Ориентировочная стоимость строительства в сегодняшних ценах — порядка 20 млрд рублей», — сказал Владимир Архипов.

ВЭБ.РФ рассматривает возможность заняться развитием трамвайной линии в западном направлении. В частности, строительством линии от Западного трамвайного депо по улице Красных Партизан вдоль Западного обхода с выходом на Немецкую деревню, далее линию собираются вести в район «Баскет-холла», а оттуда — на улицу Московскую. Данная концессия также предполагает строительство более 35 км трамвайных линий, 3 км дополнительных автомобильных дорог, двух подземных пешеходных переходов и двух путепроводов. Ориентировочная стоимость работ составляет 13,5 млрд рублей.

«Таким образом, протяженность планируемых к строительству новых трамвайных путей в рамках двух концессий составляет 71 км, общая стоимость реализации двух концессий — более 33 млрд рублей», — отметил Владимир Архипов. 

Он добавил, что для обеспечения новых трамвайных линий подвижным составом потребуется дополнительно 65 единиц трамваем, закупка новых вагонов также будет включена в концессионные соглашения.

По словам Владимира Архипова, сейчас власти ведут подготовку соглашений, ожидается, что они будут готовы в марте 2022 года и подписаны до конца года.  

На концессионере будет лежать обязанность по разработке проектов планировки территорий, это работа ведется сейчас, также на концессионере лежит обязанность проектирования, изготовление проектно-сметной документации. По мнению Владимира Архипова, эта работа займет весь 2023 год, параллельно будет идти процесс изъятия земельных участков. «Начало реализации проектов — это середина 2024 года, сама стройка по каждому направлению займет не меньше полутора-двух лет», — уточнил Владимир Архипов. 

Директор департамента добавил, что эксплуатацией новых трамвайных линий займутся концессионеры.  

Фото: Карина Сардарян / krd.ru
Фото: Карина Сардарян / krd.ru
Генеральный директор МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» Александр Грачев отметил, что реализация концессионных соглашений позволит увеличить протяженность трамвайных линий краевого центра на 55% — со 128 км до 199 км.

«Трамвайная сеть Краснодара давно не развивалась, последняя ветка была запущена по Садовому мосту в 1998 году. В связи с этим сеть теряет свою актуальность для жителей, продление трамвайного пути жизненно необходимо. Реализация всех мероприятия позволит нам увеличить протяженность трамвайного пути на 71 км — со 128 км, с учетом новой линии по улице Московской, до 199 км. Достаточно серьезное увеличение, это позволит увеличить выпуск трамвайных вагонов на 55 единиц и ежегодно перевозить дополнительно 24 млн пассажиров», — заявил Александр Грачев. 

Он отметил, что трамвай сегодня остается наиболее востребованным видом транспорта. В час один вагон перевозит 68 пассажиров, тогда как троллейбус и автобус – по 34 и 38 пассажиров соответственно.

фото: Александр Райко / krd.ru
фото: Александр Райко / krd.ru
По мнению общественных активистов, городу, несомненно, нужны новые трамвайные линии, а концессионные соглашения позволят ускорить создание новых веток.

«Сама по себе концессия — нужная, правильная, к сожалению, не особенно активно применяемая в Краснодаре. Надеюсь, что эти проекты будут доведены до результата. Развитие трамвайной сети и городской электрички – это выход для Краснодара, чтобы хоть как-то минимизировать проблему с пробками. Трамвай – один из немногих видов транспорта, который может двигаться по расписанию, если не происходят аварии», — отметила основатель и координатор Общественного движение «Помоги городу» Елена Шувалова.

Участник движения «Городские решения» Мирослав Валькович, в свою очередь, считает, что помимо выбранных для реализации в рамках концессионных соглашений направлений, в городе есть микрорайоны, которые больше нуждаются в строительстве новых трамвайных линий.

«В генеральном плане присутствует огромное количество трамвайных линий, включая и эти. Если с микрорайоном Гидростроителей вообще нет никаких вопросов, то с ближним Западным обходом они возникают. Линия достаточно дорогая, длинная, перспективная – с этим не поспоришь, но у нас в центре города есть развитые микрорайоны без доступа к общественному электротранспорту. Например, это поселок Российский, Фестивальный микрорайон. На мой взгляд, сейчас это более актуальные направления, в которых тоже предусматриваются линии трамвая в рамках Генплана города», — сказал Мирослав Валькович. 

С ним согласна руководитель общественного движения «Транспортная инициатива» Марина Репещук. По ее мнению, сейчас трамвайное сообщение более актуально для микрорайона Фестивального и территории от микрорайона Губернского до поселка Российского.

Вопрос перевозки пассажиров в направлении «Баскет-Холла» и Немецкой деревни, считает Марина Репещук, можно было бы решить за счет автобусов.  

«Что касается той линии, которая пройдет через «Баскет-Холл» и Немецкую деревню, то решить там вопрос можно было бы за счет грамотной организации движения автобусов. Наше движение в целом больше выступает за развитие электротранспорта, в городе есть места, куда необходимо пусть электротранспорт, но есть и такие, где было бы достаточно автобусов», — сказала руководитель движения «Транспортная инициатива».

Строительство новых трамвайных путей в Краснодаре предусмотрено проектом «Магистраль». Он включает создание более 70 км новых линий в различных направлениях города. В рамках проекта рассматривался вариант концессии «под ключ», включающий  проектирование, строительство линий и поставку вагонов.

Сейчас в краевом центре ведется строительство трамвайной ветки по улице Московской, новые пути появятся на участке от улицы Солнечной до улицы Петра Метальникова. Технический пуск трамвая по новой линии состоялся 29 декабря 2021 года. Начать перевозку пассажиров по этой линии планируют в конце марта 2022 года.

Также в Краснодаре при поддержке властей региона с 2019 года реализуют масштабную программу по обновлению подвижного состава КТТУ. Всего в течение трех лет город приобрел более 100 новых трамвайных вагонов, на эти цели край выделил муниципалитету 3 млрд рублей.

В 2022 году Краснодар также получит 1 млрд рублей на обновление парка трамваев.

Новости