Пешеходный центр: что даст Краснодару проект «Семь улиц»
krd.ru

Пешеходный центр: что даст Краснодару проект «Семь улиц»

Эксперты и общественные активисты рассказали, почему Краснодару нужен проект «Семь улиц» и на что стоит обратить внимание при его доработке

В Краснодаре приостановили предварительный этап проекта «Семь улиц», который предполагает создание пешеходных зон в центре города. Такое решение объявил губернатор региона Вениамин Кондратьев.

Глава Кубани пояснил, что дальнейшую судьбу идеи определят жители в ходе публичных обсуждений. «Вопросов много. Поэтому реализацию проекта приостановим, пока полностью его не проработаем. Мне лично хочется услышать от жителей Краснодара конструктивную критику, предложения или одобрение проекта «7 улиц», — написал Кондратьев на своей странице в Telegram.

Приступить к реализации проекта «Семь улиц» власти города рассчитывали в 2022 году. Проект предполагает обустройство пешеходных зон, велодорожек, летних кафе и прочей инфраструктуры на участках улиц Пашковской, Карасунской, имени Чапаева, Рашпилевской, Красноармейской, Красной и Коммунаров.

В рамках предварительного этапа «Семи улиц» весной 2021 года в городе благоустроили участок улицы Чапаева от Рашпилевской до Красноармейской. В ходе реконструкции здесь оставили одну полосу движения для одностороннего проезда транспорта, а остальная зона стала пешеходной и велосипедной. Также в рамках предварительного этапа в выходные и праздничные дни сделали пешеходным участок улицы Красноармейской от улицы Карасунской до улицы Пашковской.

По мнению экспертов и представителей общественности, проект «Семь улиц» является перспективным, а его реализация будет способствовать развитию города и малого бизнеса.

Хорошей идеей считает создание пешеходных улиц в центре города краснодарский историк, член Союза архитекторов России Виталий Бондарь. Он отметил, что по такому пути развития пошли многие города Европы и Азии. В качестве примера историк привел вошедшие в список ЮНЕСКО Сиену (Италия), Бордо и Лион (Франция), Порту (Португалия).

«Там обязательно есть пешеходные зоны на участках старинных улиц, где ограничено движение автомобилей, за исключением спецтранспорта. Пешеходные улицы в историческом центре Краснодара – решение очень хорошее», — считает специалист.

Активист общественного движения «Помоги городу» Владислав Амерханов полагает, что проект «Семь улиц» имеет большое значение для города. Его реализация, по мнению представителя общественности, позволит решить целый ряд проблем. В частности, проект предусматривает обновление коммунальной инфраструктуры, ликвидацию проводов электроснабжения, которые портят вид исторического центра, упорядочивание парковок в границах центральной части города, создание историко-туристических маршрутов, а также озеленение и создание единого архитектурного облика исторического поселения.

«В связи с бурным ростом города и постоянным ростом населения излюбленная горожанами центральная пешеходная улица Красная уже не вмещает всех желающих отдохнуть в выходные дни, в вечернее время и т.д. Помимо этого, данный проект является частью создания единой комфортной городской пешеходной и велодорожной сети. Еще можно отметить, что сотрудничество с предприятиями, которые находятся в границах этого проекта, дает возможность реконструкции, реставрации, сохранения объектов культурного наследия и градоформирующих объектов», — отметил Амерханов.

Экономист Александр Полиди также считает, что реализация проекта «Семь улиц» позволит развивать исторический центр и в дальнейшем реставрировать исторические здания за счет частных инвестиций. «У нас нет возможности реновации по московскому сценарию. Поэтому центр Краснодара практически обречен на деградацию, он будет еще больше ветшать, становиться еще менее привлекательным. Поэтому проект «Семь улиц» с точки зрения экономиста — это привод спроса, привод пешеходного трафика. Тогда центр оживет, сюда пойдут инвестиции, недвижимость станет привлекательной для реставрации», — прокомментировал Александр Полиди.

Перспективным этот проект считает и участник движения «Городские решения» Мирослав Валькович.

«Во-первых, это развитие экономики города, увеличение капитализации исторического центра. У нас сейчас, к сожалению, с экономической точки зрения центр не дорабатывают. Во-вторых, это более эффективное использование общественного пространства. Когда одна машина с утра и до вечера занимает парковочное место, а другие все равно не могут припарковаться — место используется неэффективно. На этой территории можно разместить гораздо большее количество людей», — сказал Мирослав Валькович.

По мнению историка Виталия Бондаря, авторы проекта «Семь улиц» провели большую подготовительную работу. В то же время, полагает специалист, к участию следует привлечь и проектные институты. «Это историческое поселение, для которого утверждены определенные ограничения по строительно-хозяйственной деятельности», — заметил историк.

Он добавил, что при реализации проекта следует сохранить характер визуального восприятия улиц.

Аналогичной точки зрения придерживается и директор архитектурного центра «Югреставрация», специалисты которого разрабатывали проект охраны исторического поселения Краснодара, Татьяна Воронина. Она считает, что при подготовке проекта следует учитывать тот момент, что благоустройство затрагивает территории в границах исторического поселения.

«Проект соответствует функциям центральной части города, привлекательного для туризма исторического центра. Будет неплохо, если кроме улицы Красной и другие центральные улицы будут использовать для пешеходных прогулок. Но нужно помнить о том, что у этой территории есть серьезный правовой статус – историческое поселение. Поэтому законодательство накладывает ограничение на деятельность в историческом поселении», — сказала Татьяна Воронина.

По мнению урбаниста, автора блога «Город для людей» Аркадия Гершмана, при реализации подобных проектов нельзя ограничивать изменения небольшой территорией. Преимуществом проекта «Семь улиц», считает эксперт, является то, что он предполагает благоустройство сразу нескольких участков.

«Для того, чтобы эффект раскрылся, нужно не просто сделать одну улицу, нужно сделать сеть. То, что в Краснодаре решили сделать не одну улицу, а хотя бы несколько, это хорошо, но надо понимать, что это первый шаг. И это будет образцовый пример для того, чтобы наработать опыт, понять, какие допустили ошибки», — говорил Гершман.

Он также отмечал, что в начале реализации подобные проекты часто вызывают много вопросов и нареканий со стороны горожан. «Мы можем вспомнить, что творилось в Москве 10 лет назад, когда тоже начинали первые улицы благоустраивать, — пояснял Аркадий Гершман. — Делать что-то новое всегда сложно, и нужно быть готовым к тому, что будет недоверие, скептицизм».

Новости